Возникновение и становление естественнонаучно ориентированной психологии
1.Фехнер и Э. Вебер. Фехнер предположил, что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом, который может быть выражен через количественное соотношение между психическим ощущением и физическим раздражителем.
В результате своих исследований Фехнер пришел к выводу, что интенсивность раздражителя влияет на интенсивность вызванных ощущений не абсолютно, а относительно. Таким образом, появилась возможность соотнести физический и психический миры в количественных показателях. Фехнеру удалось преодолеть барьер, разделявший душу и тело.
Для изучения ощущений Фехнер предложил использовать два способа: определение абсолютного порога и определение дифференцированного порога чувствительности. (Напомним: абсолютный порог – наименьшая интенсивность раздражителя, при воздействии которого человек испытывает ощущение; дифференцированный (относительный) порог – наименьшая разница в интенсивности раздражителя, которая может быть обнаружена человеком.)
Одновременно подобные эксперименты в том же Лейпцигском университете проводил Эрнст Вебер, который изучал величины “едва заметных различий” – минимальную разницу в весе двух грузов, которую способен распознать человек. Он получил результаты, совпадающие с результатами Фехнера: не существует прямого соответствия между интенсивностью физического раздражителя и нашими ощущениями. Вебер предположил, что для определения едва заметного различия в ощущениях можно вывести некоторый постоянный коэффициент, свой для каждого из чувств. Опыты Вебера стали первым экспериментальным подтверждением теории порога, согласно которой существует момент начала возникновения физиологической и психической реакции. В дальнейшем эта теория станет основной в работах Фехнера и Гербарта.
Экспериментальная психология Г. Гельмгольца. Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса.
Также, сделал вывод о несводимости восприятия к сумме свойств воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу сенсомоторных компонентов.
В. Вундт. Реальным основоположником новой экспериментальной психологической науки явился немецкий ученый Вильгельм Вундт.
Важнейшим вкладом Вундта в психологию явились его исследования опыта сознания. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания.
Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Но этот опыт неоднороден. Опосредованный опыт представляет собой информацию, которая зависит от прошлого опыта и поэтому не является непосредственным переживанием. К опосредованному опыту Вундт относил, например, такие суждения: красивая женщина, красный цветок, я хочу спать, – все они основаны на прошлом опыте. Непосредственный опыт – опыт, “очищенный” от интерпретаций, независимый от предыдущего опыта и знания.
Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт.
Также Вундт предположил, что одной из форм опыта является ощущение. Другая форма непосредственного опыта – чувства. В процессе экспериментов Вундт создает трехмерную модель чувства : удовольствие – дискомфорт, напряжение – расслабление, подъем – угасание. Сложные соединения простых чувств создают эмоции. Все это вместе (ощущения, чувства и эмоции) создают элементы сознания/опыта.
Далее В. Вундт обнаружил, что люди воспринимают нечто большее, чем просто сумму ощущений и чувств. Для объяснения этого явления Вундт предполагает существование процесса синтеза элементов восприятия в единое целое – апперцепции, что явилось новым шагом по сравнению с идеями английских ассоцианистов.
Г. Эббингауз. Эббингауз проводил эксперименты по изучению особенностей обучения и запоминания в различных условиях. Результаты этих классических работ он изложил в книге “О памяти”. Прежде всего, Эббингауз выяснил зависимость числа необходимых для запоминания повторений от величины запоминаемого материала и установил, что при одном повторении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слов.
Особую популярность приобрела вычерченная Эббингаузом “кривая забывания”, в соответствии с которой быстрее всего материал забывается в первые часы после запоминания, а затем скорость забывания медленно снижается.
В экспериментах Эббингауза сравнивалось также время, необходимое для заучивания осмысленного текста и списка бессмысленных слогов. Было найдено, что осмысленный материал запоминался в девять раз быстрее. “Кривая забывания” в обоих случаях имела ту же форму, хотя осмысленный материал забывался медленнее.
Эббингауз также открыл путь экспериментального изучения навыков. Опыты американских психологов Брайана и Хартера по выработке навыков приема и посылки телеграмм основывались на методике, предложенной Эббингаузом.
5. Вюрцбургская школа. Эта группа молодых экспериментаторов, возглавляемых профессором Освальдом Кюльпе из Вюрцбургского университета (Бавария).
Через несколько лет после образования Вюрцбургской лаборатории, Кюльпе утвердился в мысли, что мыслительные процессы могут быть исследованы при помощи эксперимента. Вюрцбургская школа вводила в психологию мышления новые переменные: установку (мотивационную переменную), задачу (цель), процесс мышления как смена поисковых операций, иногда приобретающий аффективную напряженность, несенсорные компоненты в структуре сознания (умственные, а не чувственные образы). Сравним с классической ассоцианистской схемой: согласно ассоцианистам, мышление включало в себя внешний раздражитель как детерминанту мыслительного процесса и сам процесс “плетения” ассоциаций из чувственных образов.
Вюрцбургцы утверждали, что мысль возможна без всякого сенсорного или образного содержания. На основании этих утверждений сложилась теория безобразной (или ненаглядной) мысли: ощущения и образы выполняют в мышлении вспомогательную, побочную роль. Эта теория была направлена против учения о сознании Э. Титченера и разрушала картину сознания, созданную структуралистами.
Таким образом, исследователи Вюрцбургской школы существенно расширяют предмет экспериментальной психологии, разрабатывают первую научную концепцию психологии мышления. Их традиции способствовали дальнейшему развитию экспериментальной психологии и были продолжены другими исследователями.