Трансакционная модель социальной коммуникации.
Модель предложена техасской школой ком-ий (Алексисом Теном) и модифицирована СПб школой ком-ий. Модель показывает каким образом Инф. взаимодействие. S1 вступает в ком-ию с R2 по поводу некот. внешнего объекта О. На отбор объекта и хар-р ком-ии влияют два базовых параметра субъекта S1 - цели А1 и культура С1. Ком-ия носит целесообразный хар-р. Цели А1 – то, что S1 хочет получить в результ. ком-ии Е1 (эффект ком-ии). Культура С1 – набор ценностей языковых и символьных средств, кот. владеет S1. Культура влияет как на отбор сообщений, так и на процессы восприятия и кодирования. Отобранное сообщение кодируется cod1 преобразуется в M1 по входу Ch1 поступает на вход получателя R1. Сообщение декодируется DC1 и наступает эффект ком-ии Е1. Ком-ия прекращ. STOP, если: 1. Пропускная способность канала недостаточна. 2. Когда получатель не способен декодировать сообщение. Помимо эффекта Е1 (измен. сознания или поведения R2) результатом ком-ии м.б. встречное ком. взаим-е, оно аналогично прямому, оно изображено в верхн. половине схемы. Важным элементом модели явл. шумы: N1, N4 – семантические шумы источника. N5, N2 – механич. шумы канала, N3, N6 – семантические шумы канала. Заслуги модели: анализ качества ком-ии и факторов потери инф-ии. Безупречно-чёткая ком-ия – ком-ия, в кот. объём и смысл отправленного сообщения эквивалентны объёму и смыслу полученного. 1. Правильное/не правильное использование языка и селиктивное (избирательное) восприятие, обусловленное культурой. 2. получателя –> селиктивное внимание; селиктивное восприятие; селиктивное запоминание. Не ко всем сообщениям получатель внимателен. Общая хар-ка модели: 1) рассматривает ком-ию как систему элементов (какая, получатель, источник, сообщение) и видов поведения (кодирования, декодирования, целеполагания). 2) все сообщения носят ярко-выраженный целенаправленный хар-р. 3) ком-ия инициируется источником, чтобы получить какую-то реакцию у получателя. 4) ком-ия носит трансакционный хар-р – источник и получатель попеременно меняются ролями. 5) изменение любого элемента ведёт к изменению всей ком. системы. 6) ком-ия носит субъективный хар-р; восприятие, кодирование, декодирование во многом зависят от культуры источника и получателя.
Билет
Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов. Примеры.
Шумы – любая совокупность факторов, которая вызывает ухудшения кач-ва коммуникации и потерю информации.
Виды шумов по Ш-В:
- Механические. Мех.шум (шум канала) порождается техническими факторами несовершенства каналов коммуникации (помехи в ТВ, шум за окном, мешающий восприятию речи, плохое качество типографской краски в газете)
- Семантические. Сем.шумы – это потеря инф-ии, порожденная трудностями и проблемами при кодировании и декодировании сообщений. Семантический шум возникает в рез-те специфических форматов преобразования смыслов сообщения в рез-те кодирования его в культурной системе. Выделяют две группы семантических шумов – шум источника и шум получателя. Примером семантического шума источника может быть ненамеренное искажение смысла производимой им информации за счет неправильного употребления языка либо иных символов. Шум получателя искажает сообщение в процессе декодирования полученного сигнала.
Данная классификация шумов является общепринятой и предполагает различные механизмы борьбы с разного типа шумами.
Ш-В предложили универсальную формулу защиты комм-ии от потенциальных шумов.
Смысл формулы: чем выше вероятность искажения сообщения, тем более информационно избыточным оно должно быть.
Билет
Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру. Понятие парадигмы и синтагмы. Примеры.
Специальные научные методы ТК, опирающиеся на 2 специальных подхода: 1. процессно-информациооный (где ком-ия – процесс получения информации); 2. семиотический < Семиотика – это наука о знаках; Семиотика или семиология является наукой о значащих формах, средствах выражения значения. > (где коммуникация – особое знаковое взаимодействие). Семиотический подход – взаим-е людей, опосредованное знаками, знаковыми системами, языками, кодами. Ком-ия – процесс рождения и понимания смысла. Особенности семиотической модели: 1) центральная категория – категория сема или знака. 2) большое внимание уделяется реципиенту (получатель), тексту, процессу декодирования, источник опущен. 3) семиотич. модели не линейны, отражают не шаги и этапы прохождения инф-ии, а отношения, возникающие в течении движения смысла. 4. Большое внимание при интерпретации сообщения уделяется культурному (индивидуальному, коллективному) контексту взаимодействия. Предмет семиотич. подхода: а) процесс знакового опосредования, инф. взаим-я. б) ком. средства его реализации. в) каналы, по кот. передаётся сообщение. г) процесс восприятия (декодирования). Семиотика – теоритич. фундамент семиотич. подхода; комплекс научн. дисциплин, исследующих природу, ф-ции, виды знаков и знак. систем, св-ва знаков, знаковую деятельность человека. (Знаковая система – естественные языки, формальные: математики и логики, искусственные языки, системы сигнализаций в природе и обществе, языки изобразит. искусства, музыки, театра).
Билет
Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра. Примеры использования моделей.
Соссюр. Провёл строгое разграничение между речью (продукт языка при индивидуальной верб-й ком-ии)., языком, как взаимосвяз. знаковой системой и собств. речевой деят-ти как деят-ти по преобразованию языка в речь. Язык – универсален, а речь – индивидуальна. Обращение к сущности языкового знака, Соссюр фокусирует своё внимание на взаимодействии знаков и знаков. систем др. с другом. Языковой знак – двуединая сущность, единство означаемого, смысла связ. в сознании пользователя с этим знаком и означающего, той формы, в кот-й сущ-т и проявл. знак. Для знаков верб-й комм-ии, для слов они функционир. как соц. понятия и аккустич. образа/графической формы. Знак: означающее (веществ. носитель значения) – означаемое (само значение, смысл). Форма, в кот. сущ. знак, согласно Сосюру, это его знакообозначение, название, имя. Это обозначение носит конвинциальный хар-р. (Т.е. когда-то люди – пользователи знака догов. о том, что данному знач. соотв. данное обознач). Любой знак носит конвинц. хар-р, он социален. По отношению к любому обозначению само содержание знака, т.е. психическое конструктирование, соотв в едн. пользователь обозн. знака в лингвистике называется понятием, а в логике – концептом.
Фреге. Развивает теорию Пирса. 20в. Употребляя знак, человек интересуется не знаком как таковым, а в первую очередь его смыслом или значением. Концепт (десигнат) – это общее представление о всём классе денотатов (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком) данного знака, сложившихся в сознании субъекта знаковой деятельности. Модель Фреге демонстрирует зависимость знака с одной стороны от конкретного объекта действительности, кот. он обозначает, а с другой стороны от обобщённого представления обо всём классе таких объектов, существующего в културе.
Билет
Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса. Примеры использования моделей.
Знак – это чувственное восприятие явления, изображение, звук, текст, которое представляет/замещает в ком. процессах другие явления, св-ва, отношения. 20 в. – теоретический кризис, связанный с понятием значения и смысла. В связи с этим они предложили собств. модель знака, продолжая модель Фреге. Значение значения. Исследование влияния языка на мышление и научный символизм. Отличие: знак – единство плана содержания и плана выражения (он отделён от имени больше чем имя). Модель отраж. выражение знака как комбинацию 3х категорий: 1. данный в ощущения объект окружающего мира. Денотат знака/ деферент слова, имени. 2. психич. представление. Понятие или концепт/смысл. 3. принятое в человеч. обществе наименование объекта: имя, слово, выражение, символ. Данная модель – теоритич. основание для семиотич. рекл. творчества.
Билет
Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу. Примеры.
Чарльз Пирс, анализируя знаковую деят-ть человека, решил, что реципиент не просто обрабатывает информацию, а порождает собственное понимание сообщения. Это связано с культурой, опытом и знаковыми особенностями человека, т. е. его знаковой системой. Знак по Пирсу – это нечто, представляющее что-то перед кем-то в некотором отношении. Объект О – тот объект, кот. в отношениях между людьми представляется знаком. В логике он называется денотатом (Денотат в логике – объект, репрезентируемый знаком), реже – референтом, в лингвистике – денотатом. Знак О (объективный знак) – это некот. принятое в данном общ-ве или сообщ-ве обозначение объекта О. Как только конвенция по отношению знака О достигнута, этот знак приобретает объективный хар-р для всех им пользующихся. S – это субъект, а знак S – это так называемый субъективный знак субъекта S для обозначения объекта О. Знак S образуется в результате взаим-я субъекта S прямо с объектом О, а с другой стороны опосредованно через объективный знак О. В результате этого взаимодействующий знак S может отличаться от знака О. Знак S – это нечто. представляющее что-то (объект О) перед кем-то (субъект S) в некотором отношении (знак О). Знаки О определяют поведение. Каждый человек взаимодействует с двумя реальностями – реальностью объектов О и реальностью знаков О. Принимая решение, человек сравнивает мир обектов и мир знаков. Чтобы манипулировать аудиторией нужно разрывать связь S с объектом О.
Билет