Методологические основы исследования и тестирования личности.
.Методы исследования личности рассматриваются на следующих четырех уровнях научного познания реальности: методологическом, теоретическом, эмпирическом и уровне конкретных техник и методик. Некоторые методы имеют общенаучное, а некоторые - специфическое значение для диагностики и изучения личности.
Наиболее общим основанием для разделения психологических методов является их чувствительность к оценке уникальных, индивидуальных свойств личности.
1. На уровне методологии науки были выделены номотетический и идиографический методы научного познания. Первый позволяет получать общее, универсальное, законосообразное знание об объекте исследования, второй - единичное, уникальное, частное.
2. Теоретические методы направлены на работу с идеями, представлениями, образами. Используя теоретические методы, ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией. Разновидностями теоретического метода являются мысленный эксперимент и частично моделирование.
3. Эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент являются общенаучными процедурами сбора данных, поэтому могут быть использованы для изучения личности как объекта психологического исследования.
Наблюдение - целенаправленное восприятие и регистрация поведения объекта. Особенностями метода наблюдения являются пристрастность и пассивность наблюдателя,
Измерение - регистрация состояния объекта с помощью другого объекта, или процедура приписывания объекту определенного значения (например, числа) и отведение ему места на психологической шкале в соответствии с установленными для нее правилами.
Эксперимент - метод проверки научных гипотез, в ходе которого экспериментатор ставит испытуемого в особые условия, осуществляя контроль за побочными влияниями.
4. Для диагностики и изучения личности на уровне конкретных техник и методик используются тесты. Тесты - специализированные методы психодиагностического исследования, применяя которые можно получить количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
Тесты с открытыми ответами носят название проективных.
Структура личности в трудах зарубежных и отечественных ученых.
Связь структурной модели с уровнями сознания (З. Фрейд)
• Составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые «структуры» личности.
• Сфера ид полностью неосознаваема, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания.
• Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от ид.
• Фрейд считал психические силы похожими на гидравлические, и этот образ наложил определенные ограничения на весь ход его рассуждений.
Концепция динамической функциональной структуры личности К.К. Платонов
• 4 подструктуры - взаимосвязанные стороны личности (группы качеств):
– 1) социальная подструктура• направленность, отношения, мораль - не имеют непосредственно природных задатков и формируются путем воспитания;
– 2) подструктура опыта• знания, умения, навыки, привычки;
– 3) подструктура форм отражения• тип памяти и т.д.;
– 4) биологически обусловленная подструктура - биологические свойства• темперамент, возраст, патологии...
Структура личности по С.Л.Рубинштейну
• Направленность.• Способности.• Темперамент и характер– описывает характер через практические отношения к значимым целям, своему труду, вещам предметного мира.
Структура личности по Б.Г. Ананьеву
• определенный комплекс коррелируемых свойств индивида: – возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических;
• динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам.– Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
• статус и социальные функции-роли;• мотивация поведения и ценностные ориентации;• структура и динамика отношений.
Структура личности
• В.С. Мерлин– 1. характер;– 2. способности;– 3. самосознание.
• А.Г. Ковалев– 1. Темперамент (система природных свойств);– 2. Направленность (система потребностей, интересов и идеалов);– 3. Способности (ансамбль – интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств, синтез отношений и способов поведения).
• Б.Д. Парыгин– 1. Общечеловеческие психические свойства;– 2. Социально-специфические особенности, связанные с принадлежностью к этносу, классу, политической, профессионалньой, экономической общностям;– 3. Индивидуально-неповторимые особенности личности.