Тестирование широкого кругакачеств личности

• Frasier Talent Assessment Profile (F-TAP)

• Общие способности:– интеллектуальная способность, учебные достижения,креативность, критическое мышление

• Области тестирования– Коммуникационные умения,– Воображение/креативность,– Юмор,– Исследование,– Инсайт,– Интересы,– Память,– Мотивация,т – Решение проблем,– Умозаключения.

Конвергентное и дивергентное мышление и их тестирование.

Два типа мышления

Конвергентное

• При решении задачифактический материал изразных источниковобъединяется вместе такимобразом, чтобы найти«правильный» ответ (наука,математика, технология).

• Это те задания, которыеиспользуются в тестахинтеллекта.

Дивергентное

• Задачей является широкотворческая разработка идейпобуждаемых стимулом(искусство и гуманитарныенауки).

• Тесты с открытым числомрешений, в частностисвязанные «использованиемобъектов».

Структурно-динамическая теория интеллекта.

• Согласно теории Д.В.Ушакова интеллектпонимается как совокупность прижизненноформируемых функциональных систем.

– «Функциональная система» — объединениечастных механизмов организма в целостнуюсистему приспособительного поведенческогоакта, создание «интегративной единицы».

• Структура интеллекта – взаимосвязьразличных его областей (вербальной,пространственной, числовой и т.д.) -выступает как результат взаимодействиятрех факторов:

– индивидуально выраженного потенциалаформирования интеллектуальных систем,

– «когнитивного пересечения функций» и

– средового влияния, определяющегонаправление распределения потенциала.

Классификация тестов на креативность личности.

1) тесты, жестко регламентирующие деятельность испытуемого. В таких методиках время решения лимитируется, тестовые задания предполагают единственно возможный вер­ный ответ;

2) тесты, слабо регламентирующие деятельность испытуемого. Задания данных методик предполагают вариативность ответов, они построены по принципу открытых тестов, однако при оценке результатов вводится критерий правильности;

3) тесты, не регламентирующие деятельность испытуемого. Данные методики не ограничивают испытуемого временем решения, предполагают полную свободу ответов

40. Эмоциональная креативность и ее тестирование.

Дивергентная креативность

• Способность формировать новые идеи:

– Осуществлять выход за пределы заданного,мыслить вширь и в разных направлениях,видеть необычные атрибуты объекта и др.

• Теория дивергентной креативности итестовые задания были первичноразработаны Дж. Гилфордом.

Эмоциональная креативность

• Способность влиять наструктуру и содержаниеэмоциональных синдромов.

• Генерирование новых идей вотношении эмоциональныхявлений.

• Первые теория и практическиезадания для тестирования былиразработаны Дж. Эвериллом.

• Для измерения эмоциональнойкреативности используютсяметодики типа опросников,основанных на самоотчете, ипродуктивные задания.

Тест эмоциональной креативностиУшакова-Ивановой

• Идея теста состоит в том чтобы испытуемый дал какможно больше ответов, объясняющих его необычноеэмоциональное состояние в некоторой обыденной

ситуации.

• Д. В. Ушаковым и О. Н. Ивановой были разработаныоригинальные задания:

– Испытуемому дается общее описание некоторойэмоциогенной ситуации, а также обозначается эмоция,которая не соответствует приведенной ситуации.

• Испытуемому предлагается представить ситуацию и датькак можно больше ответов на вопрос,– например:

– Друг вернул вам книгу, но у вас плохое настроение,почему?

Результаты тестирования

• Включают в себя разнообразные ответы вколичестве от 1 до 9.

• После классификации смысла ответов экспертом-психологом по качественным отличиям между нимибыло выделено 17 общих смысловых категорий, вкоторые попадают различные ответы всехиспытуемых в выборке.

– Например, категория «книга испорчена» включает всебя ответы, связанные с разными повреждениямикниги

• вырванные листы, рисунки, грязь, запах и др.

– Категория «книга не нужна» включает в себя ответы,связанные с причинами ненужности

• нет времени для чтения,

• уже куплена новая книга и др.

41. Назначение и использование тестов достижений и готовности.

Тесты достижений

• Наряду с тестами интеллекта, специальных икомплексных способностей возник и еще один типтестов, широко применяемых в обучении – тестыдостижения.

• Эти тесты можно назвать и по-другому– тесты объективного контроля успешности

• школьной, профессиональной, спортивной.

• В отличие от тестов интеллекта, тесты достиженийотражают не столько влияние накопленногоопыта, сколько влияние специальных программобучения, профессиональной и другойподготовки на эффективность решенияспециальных заданий.

Наши рекомендации