История тестирования интеллекта.

• Некоторые исследователи возражали противвлияния врожденности и предложили заменить

этот термин на - «общую способность кобучению».

• Однако, это не было принято = большинствотеоретиков в настоящее время полагают, чтоконструкт интеллекта является в значительнойстепени независимым от образования.

• Вместе с тем, очень трудно определить, чемявляется конструкт «интеллекта»,

– а, как нам известно, плохо определенные конструктыявляется проблематичными с точки зрения психометрии.

Первые интеллектуальные тесты

• Альфред Бине (1905) предложилпервый современный тестинтеллекта, который прямотестировал высшие психологическиепроцессы (реальные способности ипрактические суждения).

• наименование картин,

• производство рифмы,

• весовое ранжирование,

• ответы на вопросы,

• определение слов.

• Обосновал IQ: умственный«возраст», поделенный нахронологический возраст.

Концепции интеллекта.

Теория Спирмана: g- фактор. Оказала наибольшее теоретическое влияние

Факторно-аналитические модели

• Представляют строение интеллекта каккомплекс умственных способностей(факторов), в той или иной степенинезависимых друг от друга.

• При полной их независимости получаетсятеория

– Множественных интеллектов Гарднера (MI) -1993; 1999.

Синдром саванта

• Чрезвычайный талант в одной области.

– Музыка, искусство, способности к счету и др.

• В остальном умственная отсталость.

Свойства и особенности тестов интеллекта.

• В отечественной психологии исследования интеллекта восновном трактуются в связи с понятием умственногоразвития, включая:

– Особенности психических процессов (мышление и память).

– Характеристики учебной деятельности.

– Показатели творческого мышления.

• Особенности отечественных подходов к разработке тестовумственного развития.

– Особое содержание заданий (соответствие школьным программам).

– Опора на критерий приближения данных к социально-психологическому нормативу (а не к статистической норме).

– Коррекционная направленность тестов (сравните с ПринципамиБине).

Имеет ли IQ значение?

• Терман и Оден (1959) в течение 40 лет проследилиразвитие детей с ультра-высокими IQ ( > 140).

– Одаренные дети имели больший вес при рождении;начали раньше ходить, разговаривать и становитьсязрелыми; их общее здоровье было лучше; они получилибольше заслуг и больше денег.

– Однако, ни один из них не стал супер успешным, типаЭнштейна.

• Некоторые предположили, что положительныезаключения могут происходить благодарявлиянию отбора, поскольку первичный выбор былоснован на учительских оценках.

Творческие способности и одаренность.

Творчество – создание нового

Признаки творческого процесса:

• Бессознательный процесс.– Как правило, наиболее важные моментытворчества не поддаются самонаблюдению.

• Спонтанность, внезапность,независимость от внешних причин.

Одаренность

История тестирования интеллекта. - student2.ru • Высокий IQ.• Особые способности:– математика, искусство, лидерство.• Может быть распознана в 18 месяцев.• Способность давать новые ответы• Вариативность решений.• Нацеленность на лучшее решение.

Структура интеллектуальной деятельности по Я.А.Пономореву.

• Этапы детского развитияу взрослого человеказакреплены в качествеуровней егоинтеллектуальнойдеятельности:– «вверху» — абстрактное,логическое мышление,«внизу» — интуитивнаядеятельность.

• Процесс творчестватесно связан с этимиуровнями.

Схема центрального звенапсихологического механизматворческого акта поЯ.А.Пономореву

Тестирование творческих способностей.

Концепция креативности

• Модель интеллекта Дж. Гилфорда.

• Конвергентное мышление (схождение)

– актуализируется когда человеку, решающемузадачу, надо на основе множества условийнайти единственно верное решение.

• Дивергентное мышление - идущее вразличных направлениях».

– Допускает варьирование путей решенияпроблемы, приводит к неожиданным выводам ирезультатам.

Наши рекомендации