Экспериментальная психология и психодиагностика. Сходства и различия и в процедурах.

Экспериментальный метод лежит в основе психодиагностических методик, разработка которых и составляет сущность психодиагностики. первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем. Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим следствием развития экспериментального метода. Оно складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства (сфера индустриальной психологии).

Процедура психодиагностического обследования предусматривает реализацию трех этапов:

а) сбор данных в соответствии с задачи исследования;

б) обработка и интерпретация полученных данных;

в) постановка диагноза или прогноза.

Ю.М. Забродин считает, что основу экспериментального метода представляет процедура контролируемого изменения реальности с целью ее изучения, позволяющая исследователю войти с нею в непосредственный контакт. психологии различают три основные процедуры психологического измерения. Основанием для различения является объект измерения. Во-первых, психолог может измерять особенности поведения людей для того, чтобы определить, чем один человек отличается от другого с точки зрения выраженности тех или иных свойств, наличия того или иного психического состояния или для отнесения его к определенному типу личности. Психолог, измеряя особенности поведения, определяет сходства или различия людей. Психологическое измерение становится измерением испытуемых.

Во-вторых, исследователь может использовать измерение как задачу испытуемого, в ходе выполнения которой он измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) внешние объекты: других людей, стимулы или предметы внешнего мира, собственные состояния. Часто эта процедура оказывается измерением стимулов. Понятие "стимул" используется в широком смысле, а не в узкопсихофизическом или поведенческом. Под стимулом понимается любой шкалируемый объект. В-третьих, существует процедура так называемого совместного измерения (или совместного шкалирования) стимулов и людей. При этом предполагается, что "стимулы" и "испытуемые" могут быть расположены на одной оси. Поведение испытуемого рассматривается как проявление взаимодействия личности и ситуации.

Внешне процедура психологического измерения ничем не отличается от процедуры психологического эксперимента. Более того, в психологической исследовательской практике "измерение" и "эксперимент" часто используются как синонимы. Однако при проведении психологического эксперимента нас интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического измерения является всего лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или пространству признаков. Процедура психологического измерения состоит из ряда этапов, аналогичных этапам экспериментального исследования.

10. Психометрия и психометрические модели.

Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики .В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.

Модели

1. Операциональнаямодель–предполагает

редукциюизмеряемогокачествак

операциональнойпеременной.

2. Конструктивнаяилатентнаямодели -

параметрыизмеряемогообъектаи

операциональныепеременныеразличны.

3. Факторнаямодель–качестваизмеряемого

объектаобразуютсяпутемфакторизации

измеряемыхпеременных.

–Успешностьпсихическихдействийвреальной

ситуацииопределяетсяцелостнымфактором–

способностью, анеконкретнымединичным

качествомилипсихическойфункцией.

Дифференциальная психометрия

Наукаобизмерениииндивидуальных

психологическихразличийистепени

выраженноститехилииныхпсихологических

качествииндивидуальныхособенностей.

•Определяетметодыизмеренияитребованияк

оценкеиндивидуально-психологических

различийвпсихологическойдиагностике.

•Прираспространенномсегодняпонимании

Психометриявключаетвсебявесьспектр

психологическихизмерений–от

психофизическихдоличностных.

Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом

10.Психометрия и психометрические модели.

Психометри́я (психометрика) — дисциплина, изучающая теорию и методику психологических измерений, включая измерение знаний, способностей, взглядов и качеств личности. Психометрия является разделом прикладной статистики .В первую очередь, эта область касается создания и валидизации измерительных инструментов, таких как опросники, тесты и методики описания (оценки) личности. Она включает в себя две основные исследовательские задачи, а именно: 1) создание инструментов и построение процедур измерения; 2) развитие и усовершенствование теоретических подходов к измерению.

Модели

1. Операциональнаямодель–предполагает

редукциюизмеряемогокачествак

операциональнойпеременной.

2. Конструктивнаяилатентнаямодели -

параметрыизмеряемогообъектаи

операциональныепеременныеразличны.

3. Факторнаямодель–качестваизмеряемого

объектаобразуютсяпутемфакторизации

измеряемыхпеременных.

–Успешностьпсихическихдействийвреальной

ситуацииопределяетсяцелостнымфактором–

способностью, анеконкретнымединичным

качествомилипсихическойфункцией.

11.Дифференциальная психометрия

Наукаобизмерениииндивидуальных

психологическихразличийистепени

выраженноститехилииныхпсихологических

качествииндивидуальныхособенностей.

•Определяетметодыизмеренияитребованияк

оценкеиндивидуально-психологических

различийвпсихологическойдиагностике.

•Прираспространенномсегодняпонимании

Психометриявключаетвсебявесьспектр

психологическихизмерений–от

психофизическихдоличностных.

Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом

12.Процедура измерения. Шкалирование. Классификация шкал.

Шкалирование

•Основаннаянаопределенной

психометрическоймодели

процедурапостроениясистемы

количественныхоценок

психическихсвойств, параметровпроцессовилиобразов•Примершкалированиявсенсорнойпсихофизике: процедурыизмеренияпороговабсолютнойиразностнойчувствительности, установления«психометрическойкривой»

соответствиястимуловиощущений

Экспериментальная психология и психодиагностика. Сходства и различия и в процедурах. - student2.ru

Определение типа шкалы

•Шкалаиеесистемаотношений

характеризуютсявидомпреобразований,

которыемогутбытьотнесеныкрезультатам

измерения.

–Еслинесоблюдатьэтоправило, тоструктура

шкалынарушится, аданныеизмерениянельзя

будетосмысленноинтерпретировать.

•Типшкалыоднозначноопределяет

совокупностьстатистическихметодов,

которыемогутбытьпримененыдляобработки

данныхизмерения.

•Степеньструктурнойсложностишкалы.

–Нулеваяразмерность, одномерная, многомерная.

Наши рекомендации