При выполнении методики «Кто ?»?

Остановимся на проявлении рефлексиипри выполнении

методики «Кто Я?».

Предложение в ходе выполнения теста «Кто Я?» дать

высказывания, связанные с представлением о собственной

идентичности, исходит из признания исследователями сложной

и многоаспектной природы Я-концепции. Предполагается,

что человек с более развитым уровнем рефлексии дает

в среднем больше ответов, чем человек с менее развитым

представлением о себе (или более «закрытый»).

Также об уровне рефлексии говорит субъективно оцениваемая

самим человеком легкость или трудность в формулировании

ответов на ключевой вопрос теста.

Как правило, человек с более развитым уровнем рефлексии

быстрее и легче находит ответы, касающиеся его

собственных индивидуальных особенностей. Человек же, не

часто задумывающийся о себе и своей жизни, отвечает на

вопрос теста с трудом, записывая каждый свой ответ после

некоторого раздумья.

Опыт работы с данной методикой показывает, что о

низком уровне рефлексии можно говорить, когда за 12 минут

человек может дать только два-три ответа (при этом важно

уточнить, что человек действительно не знает, как можно

еще ответить на задание, а не просто перестал записывать

свои ответы в силу своей скрытности). О достаточно высоком

уровне рефлексии свидетельствует 15 и более разных ответов

на вопрос «Кто Я?».

2.2. Исследование индивидуальных особенностей... 93

Анализ временного аспекта идентичности

? Как анализировать временной аспект

Идентичности?

Само понятие идентичности содержит в себе составляющую

времени, поскольку связывает воедино представления

человека о себе самом, появившиеся на различных этапах

его жизненной истории. По мнению многих исследователей

(К. А. Абулъхановой, Г. М. Андреевой, А. Кроника, К. Левина,

А. Маслоу, Дж. Нюттена, Э. Эриксона), осознание времени

выполняет важную функцию: является основанием для определения

смысла жизни и способствует адекватному поведению

человека с другими людьми.

Анализ временного аспекта идентичностинеобходимо

проводить,исходя из посылки, что успешность взаимодействия

человека с окружающими предполагает относительную

преемственность его прошлого, настоящего и будущего «Я».

Поэтому рассмотрение ответов человека на вопрос «Кто Я?»

должно происходить с точки зрения их принадлежности к

прошедшему, настоящему или будущему времени (на основе

анализа глагольных форм).

Наличие идентификационных характеристик, соответствующих

различным временным режимам, говорит о временной

интегрированности личности.

Особое внимание необходимо обратить на присутствие

и выраженность в самоописании показателей перспективной

идентичности (или перспективного «Я»), то есть идентификационных

характеристик, которые связаны с перспективами, пожеланиями,

намерениями, мечтами, относящихся к различным

сферам жизни (см. Приложение 3). Наличие целей, планов на

будущее имеет большую значимость для характеристики внутреннего

мира человека в целом, отражает временной аспект

идентичности, направленный на дальнейшую жизненную перспективу,

выполняет экзистенциальную и целевую функции.

При этом важно учитывать, что признаком психологической

зрелости является не просто наличие устремленности в

(будущее, а некоторое оптимальное соотношение между направленностью

в будущее и принятием, удовлетворенностью

настоящим.

94 Глава 2. ДИАГНОСТИКА В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Отметим, что преобладание в самоописании глагольных

форм, описывающих действия или переживания в прошедшем

времени, говорит о наличии в настоящем неудовлетворенности,

стремлении вернуться в прошлое в силу его большей

привлекательности или травматичности (когда психологическая

травма не переработана).

Доминирование в самоописании глагольных форм будущего

времени говорит о неуверенности в себе, стремлении

человека уйти от трудностей настоящего момента в силу

недостаточной реализованное™ в настоящем.

Преобладание в самоописании глаголов настоящего

времени говорит об активности и сознательности действий

человека.

Для консультирования по вопросам брака и семьи наиболее

важно, как отражается в идентификационных характеристиках

тема семьи и супружеских отношений, как представлены

настоящие и будущие семейные роли, как они оцениваются

самим человеком.

Так, одним из основных признаков психологической готовности

к браку является отражение в самоописании будущих

семейных ролей и функций: «я будущая мать», «буду хорошим

отцом», «мечтаю о своей семье», «буду все делать для своей

семьи» и т. д. Признаком же семейного и супружеского

неблагополучия является ситуация, когда женатый мужчина

или замужняя женщина в самоописаниях никаким образом

не обозначают свои реальные семейные, супружеские роли

и функции.

Наши рекомендации