Различных консультативных приемов и техник
возможно, когда в процессе своей работы консультант имеет
ответы на следующие вопросы: «Какой цели я хочу достичь в
ходе консультации? Почему я хочу достичь этой цели? Какими
средствами я собираюсь достичь этой цели?».
КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦИКЛ
Подводя итоги данного параграфа, отметим, что указанные
пять этапов беседы можно рассматривать как полный
консультативный цикл (рис. 7), который может пройти как
в течение одной встречи консультанта и клиента, так и в течение
нескольких встреч.
Опыт консультирования показывает, что время одного консультативного
цикла может быть различным. Продолжительность
консультативной беседы может достигать нескольких часов.
54 Глава 1. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Анализ запроса,
симптома
↕
Анализ речи,
поведения
↕
Анализ
жизненной
ситуации
и личной истории
↕
Анализ
сопротивления
↕
Формирование гипотезы и ее проверка
↑ ↓
Формулирование проблемы для клиента
↓
Заключение соглашения
↓
Совместная работа над проблемой
↓
Обсуждение и оценка результатов
↓
Формирование
новой гипотезы
↓
Окончание совместной работы
↓
Переход клиента к самостоятельной работе
над проблемой
↑ ↓
Помощь консультанта
в решении проблемы клиентом
Рис. 7. Консультативный цикл
В среднем оптимальным временем одной консультации
считается 1-1,5 часа, так как именно за это время консультирование
может пройти все 5 стадий.
Повторные консультации, по мнению специалистов,
возможны в нескольких случаях [12, 13, 22]:
1)если на первой консультации были пройдены только
первая и вторая стадии консультативного процесса (или
только первая);
1.3. Динамика и содержание психологического консультирования 55
2) если на этапе сбора информации используются психологические
тесты, требующие обработки;
3) если на этапе сбора информации клиент не сразу
заговорил о тех проблемах, которые его волнуют больше
всего, а отведенное время на первую консультацию уже закончилось;
4) если стадия выработки альтернативных решений проблемы
требует отдельных встреч, иногда включая дополнительные
консультации с другими специалистами (например,
сексологом, невропатологом, юристом и т. п.).
На основании изложенного можно сделать вывод, что в
процессе психологического консультирования основными
профессиональными задачами консультанта являются:
1. Психологическая поддержка клиента.
2. Изучение личности клиента и сути его проблемы.
3. Предоставление информации клиенту о его личностных
особенностях и сущности проблемы.
4. Помощь клиенту в осознании причин возникновения
данной проблемы.
5. Совместное с клиентом определение цели консультирования
(как клиент поймет, что проблема решена) и алгоритма
достижения цели.
6. Определение ресурсов клиента для решения проблемы.
7. Обучение клиента способам предупреждения подобных
проблем в будущем.
8. Рефлексия собственных чувств, мыслей, намерений и
действий, возникающих в ходе консультации.
Итак, в первой главе нами были рассмотрены базовые
понятия психологического консультирования, дано общее
представление о динамике и содержании этапов консультативной
беседы, схематично указаны особенности семейного и
супружеского консультирования. Нашей задачей было кратко
обозначить то понимание консультативного процесса, на которое
мы опираемся при использовании психодиагностических
методик в практике семейного и супружеского консультирования
(его различных этапах). Именно описание самих методик
и особенностей их применения в процессе консультирования
выступает основной темой данного пособия, чему будет посвящено
наше дальнейшее изложение.
Глава 2
ДИАГНОСТИКА
В СЕМЕЙНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Остановимся на описании комплекса методик, позволяющих
консультанту осуществлять диагностику супружеских и
семейных отношений, а также прогнозировать совместимость
партнеров в перспективе. Одни тесты являются оригинальными
разработками автора пособия, другая часть диагностического
комплекса содержит модификации уже известных
методик.
2.1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДИК ДИАГНОСТИКИ
В РАМКАХ СУПРУЖЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Прежде всего, отметим, в каких случаях необходимо
проводить психодиагностику в процессе психологического
консультирования.
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
? Когда применяют в консультировании