Раздаточный материал для 710 группы по курсу

Раздаточный материал для 710 группы по курсу

«Психология массовых коммуникаций»

Распределение учебного времени по семестрам.

Нагрузка 6 семестр 19 недель 7 семестр 17 недель
Лекции Семинар СРС Итогов. контроль Лекции Семинар СРС Итогов. контроль
Недельная Зачет Экзамен
Семестровая   Курсов. работа

Изучение психологии массовой коммуникации дает минимум тех фундаментальных знаний, на базе которого специалист по связям с общественностью сможет в дальнейшем самостоятельно провести анализ массового поведения, понять механизмы поведения масс и массовой психологии, и, может быть, научиться управлять массовым поведением и овладевать тем новым, с чем ему придется столкнуться в ходе профессиональной деятельности. Соответственно выстроено ее изложение: от общих понятий и механизмов психологии масс, ее истории и национальных проявлений – через основной «стержень», массовые настроения – к отдельным, конкретным массовым психологическим явлениям и разнообразным методам воздействия на человека средств массовой информации.

Изучение данной дисциплины способствует расширению научного кругозора, повышению общей культуры будущего специалиста, развитию его мышления и выработке у него материалистического мировоззрения. Учебный курс вносит свой вклад в формирование системы социально-направленных знаний, умений и навыков, в формирование личностных качеств специалиста.

Вопросы и задания к семинарским

И практическим занятиям

Раздел 1. Введение в психологию массовой коммуникации

Тема 1. Психология масс в прошлом и будущем

1. Интерлюдия: происхождение сознания. Два основных типа первобытных людей. Геоклиматические предпосылки возникновения сознания.

2. Индивидуализация деятельности. А.Н. Леонтьев о расслоении массовой деятельности.

3. Двойственная роль развития речи. Столкновения психологии индивида с психологией масс.

4. Психологическая эволюция в истории человечества.

4.1. Психология масс при рабовладении.

Психология масс при феодализме.

Психология масс при капитализме.

Психология масс при социализме.

5. Психология масс в социально-психологической перспективе.

Тема 2. «Русская душа» как особое состояние массовой

Психологии: между Западом и Востоком

  1. Геоклиматические факторы
  2. Фактор отставания в развитии
  3. Фактор ограниченности частной собственности
  4. Фактор крепостного права
  5. Фактор татаро-монгольского ига и «враждебного окружения»
  6. Слагаемые «русской души»

a. Историко-психологические этюды

b. Литературно-философские размышления

7. «Счастье по-русски»

Тема 3. Массовые настроения в истории и современность

  1. Массовые настроения в историческом развитии

Европейская история настроений

1.2. Настроения в русской истории

Массовые настроения в XX веке

2. Массовые настроения в революциях, контрреволюциях и «перестройках»

  1. Массовые настроения в современных условиях

3.1.Настроения современного «человека массы»

Современные настроения в политике

Массовые настроения и крах социализма

Тема 4. Массовая коммуникация как социально-психологическое явление

1. Массовая коммуникация: понятие, социальные функции, особенности, место и роль в современном обществе.

2. Психологические аспекты взаимодействия составных частей массовой коммуникации (источник информации, сообщение, различные виды СМК, аудитория, эффекты, ситуативные составляющие).

3. Назовите и опишите основные этапы эволюции массовой коммуникации.

4. Опишите альтернативные коммуникации (концерты, театральные представления, карнавалы, фестивали, ярмарки и т.д.), иные формы массовой коммуникации.

5. Раскройте место и роль каждого составного элемента массовой коммуникации (источник, сообщение, СМИ, аудитория, эффекты и эффективность, ситуативная составляющая).

6. В чем состоят особенности аудитории массовой информации? Приведите общие характеристики аудитории (открытая – закрытая, потенциальная, наличная, целевая). Опишите аудитории отдельных каналов массовой коммуникации. Типология аудитории. Что такое «сегментация» аудитории?

7. Раскройте основные подходы к анализу оценки эффективности массовой коммуникации.

Раздел 3. Социально-психологические характеристики

Массовой коммуникации

Тема 9. Психологические виды воздействия в ходе массовой коммуникации (4 часа)

Убеждение и внушение; психологические модели убеждающего воздействия; соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории; роль групповых факторов в процессе убеждения; понятие конформизма; психология слухов, механизм искажения содержания информации в процессе передачи слухов.

Характеристика манипулятивного воздействия. Основные составляющие манипулятивного воздействия. Манипулятивные приемы коммуникации и средства защиты от них. Специфика манипуляции и манипулятивных приемов, используемых в СМК.

Подражание и заражение – механизмы формирования массовых процессов и закономерности их использования в ходе массовой коммуникации.

Массовое поведение (толпа, паника, мода) и воздействие средств массовой коммуникации. Понятие массовых вкусов. Закономерности массового поведения и реклама.

Коммуникативные сети (централизованные, децентрализованные). Особенности воздействия в условиях различных типов коммуникационных сетей.

Тема 20. Психология моды

1. Мода как социально-психологический феномен.

2. История, методология и результаты изучения моды.

3. Психологические аспекты функционирования моды.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Раскройте социально-психологическую природу моды, предпосылки и условия ее возникновения и развития.

2. А. Смитт о влиянии моды на эволюцию одежды, мебели, архитектуры музыки, нравственности.

3. Г. Спенсер о двух видах подражательных действий и основном мотиве возникновения моды.

4. Нормативный характер моды.

5. Г. Зиммель о классовом (бессословном) характере моды (моде как удовлетворении двойственной потребности человека — отличаться от других и быть похожим на других).

6. Г. Веблен о роли престижа, демонстративности и "показном потреблении" в функционировании моды.

7. Э. Сепир о месте моды в личностной идентификации, самовыражении и укреплении "я", благодаря социально санкционированному отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм.

8. Опишите структуру моды, ее социальные функции.

9. Раскройте феномен подражания как способа взаимодействия людей в процессе общения, покажите роль подражания в историческом развитии общества и личности.

10. Опишите влияние как неаргументированного воздействия, основанного на некритическом восприятии информации людьми.

11. Раскройте основные направления PR-деятельности в сфере моды.

Домашнее задание

1.Дайте сравнительный анализ социологического (мода как социальная норма) и психологического (функционирование моды на уровне индивида) аспектов изучения моды и модного поведения.

2.Воспроизведите современные представления о социально психологических механизмах функционирования моды.

3.Опираясь на общее представление об аудитории массовой коммуникации, раскройте специфические особенности аудитории информационного пространства моды.

Зачетное задание по практическому курсу (дата защиты - май – июнь 2013 года)

1.Изучение массовой коммуникации исходит из допущения, что СМИ оказывают огромное влияние на аудиторию. Начало исследований эффектов влияния СМИ было положено в первой трети ХХ столетия, когда на первый план выдвинулось изучение эффективности пропаганды в первую мировую войну. В работах Г. Лассуэлла (1948), К. Ховланда (1951) и др. были выделены основные элементы общения (коммуникатор — сообщение — реципиент). При этом основной целью коммуникативного акта было признано изменение социальных установок, коллективных представлений у реципиентов посредством специально организованного сообщения и специфического поведения коммуникатора. Главными методами исследования стали контент-анализ, интервью, наблюдение за потоками массовой коммуникации. Недостаток данного подхода — исходный постулат о пассивности аудитории.

Проанализируйте и опишите (в виде реферата на 8-10 стр.) последующие этапы исследований массовой коммуникации (объект и предмет исследования, методология и методы изучения, гипотезы и теории, достоинства и недостатки полученных результатов): принципы культивационного анализа Анненбергской школы и т.д.

2. Опишите основные методы психологических исследований массовой коммуникации (контент-анализ, фокус-группа, анкетирование, интервью, тестирование, включенное наблюдение, психосемантика и пр.). Раскройте их достоинства и недостатки (5-б стр.).

Примерные проблемы и вопросы к зачету

1. Отличие масс от других социальных групп.

2. Основные психологические свойства массового сознания.

3. Влияние массы на индивида. Феномен обезличивания.

4. Общие механизмы стихийного поведения.

5. Основные субъекты и формы стихийного поведения.

6. Механизмы массовой психологии.

7. Феномен массовых настроений: историко-психологический анализ, методологические основания.

8. Психология массовых настроений: общепсихологические подходы, социальная природа.

9. Массовые политические настроения.

10. Виды коммуникации. Понятие массовой коммуникации. Особенности массовой коммуникации.

11. Условия возникновения и функционирования массовой коммуникации. Социальная направленность массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации.

12. Массовая коммуникация как явление социальной психологии (двухступенчатый характер массовой коммуникации, лидеры мнения, влияние группы).

13. Массовая коммуникация как канал межгруппового общения. Три стороны общения в массовой коммуникации. Язык массовой коммуникации.

14. Внимание как фактор функционирования массовой коммуникации.

15. Восприятие как фактор функционирования массовой коммуникации.

16. Понимание сообщения как фактор функционирования массовой коммуникации.

17. Понятие апперцепции.

18. Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в обществе.

19. Психологические эффекты массовой коммуникации: «эффект ореола», «эффект бумеранга».

20. Теории массовой коммуникации.

21. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии.

22. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации. Установка. Понятие установки. Физиологическая основа установки. Установка в структуре личности. Иерархия установок.

23. Стереотип. Понятие стереотипа. Психологическая основа стереотипа. Виды стереотипов. Штамп. Клише.

24. Роль воображения в восприятии. Выборочность восприятия. Самоотбор. Значение психического состояния индивида.

25. Мышление как важный фактор понимания. Главный признак понимания. Формы понимания. Виды понимания. Фигура и фон как факторы понимания сообщения в средствах массовой коммуникации. Организация понимания сообщений в средствах массовой коммуникации.

Примерные проблемы и вопросы к экзамену по курсу

1. Средства массовой информации в обществе.Электронные и печатные СМИ. Стадии распространения влияния телевидения.

2. Общие основы исследования СМИ.Оценка продолжительности воздействия. Оценка последствий.

3. Эмоциональная сторона восприятия СМИ.Проявление эмоций и СМИ.

4. Изображение групп: кривые социальные зеркала.Изображение полов. Изображение женственности и мужественности. Последствия принятия гендерных стереотипов.

5. Реклама. Виды рекламы. Психологические способы «достать» зрителя.

6. Политическая коммуникация. Виды политической коммуникации. Коммуникация значения и коммуникация убеждения.

7. Средства массовой коммуникации: печать, радио, телевидение, кино, видеотехника, графические средства, компьютерные системы. Конкуренция, взаимодополнение и взаимодействие средств массовой коммуникации.

8. Общественное мнение как продукт средств массовой коммуникации и как критерии их эффективности. Формы воздействия средств массовой коммуникации на процесс формирования и на функционирование общественного мнения. Воздействие общественного мнения на средства массовой коммуникации. Средства массовой информации как рупор общественного мнения.

9. Массовое поведение (толпа, паника, мода) и воздействие средств массовой коммуникации. Использование механизмов массового поведения (в частности, подражание и заражение) в средствах массовой коммуникации.

10. Общие основы исследования СМИ.Оценка содержания. Оценка продолжительности воздействия. Оценка последствий.

11. Пропаганда. Объективные и субъективные факторы пропагандистского воздействия.

12. Манипулирование: психологические аспекты.

13. СМИ как "четвертая власть". Каковы психологические и социально-психологические основания утверждения, что "СМИ - четвертая власть"?

14. Пропагандистские мероприятия в PR-деятельности. Соотнесите PR -деятельность и пропаганду.

15. Опишите основные способы влияния пропаганды (посредством информации об окружающем мире, через изменение интересов и ценностей реципиентов и т.д.)

16. Раскройте социально-психологический механизм пропаганды. Эффективность пропагандистских мероприятий.

17. Опишите формы манипулирования общественным мнением (утаивание информации, смещение акцентов, искажение информации).

18. Раскройте место и приоритетную роль масс- медиа в управлении массовым сознанием.

19. Реклама как процесс массовой коммуникации.

20. Психологические аспекты рекламы и психологические критерии эффективности рекламы

21. Психотехнологии в рекламной деятельности.

22. Особенности возрастной, половой, социально-классовой психологии, место и рекламное воздействие. Социальные и половозрастные стереотипы в рекламе.

23. Выделите и проанализируйте основные виды рекламного психологического воздействия (информирование, убеждение, побуждение, внушение и т.д.).

24. Опишите игровые приемы в рекламе (мифология, парадоксы, каламбуры, стилистические диссонансы, рифма, идеологемы и др.).

25. Социально-психологическая природа слухов и предрассудков.

26. Слух как разновидность СМК. Классификация слухов. Канады распространения слухов и предрассудков. Роль СМИ в распространении слухов и предрассудков.

27. Слухи и предрассудки в PR-деятельности (провоцирование, защита).

28. Покажите место и роль СМИ в механизме порождения и распространения слухов и предрассудков.

29. Опишите способы борьбы со слухами и предрассудками.

30. Мода как социально-психологический феномен.

31. История, методология и результаты изучения моды.

32. Психологические аспекты функционирования моды.

33. Раскройте основные направления PR-деятельности в сфере моды.

34. Понятие творчества. Основные проблемы психологии творчества

35. Творческое мышление и творческие способности

36. Креатив в журналистике, PR - и рекламной деятельности

37. Выявите природные предпосылки способностей и таланта, опишите процесс формирования способностей и происхождение таланта.

38. Какие Вы знаете методы активизации творческого мышления?

39. Раскройте психологию творчества журналиста.

40. Знаки, символы и эмблемы в коммуникационном процессе: место, роль, функции.

41. Символика и эмблематика в корпоративном имидже.

42. Разберите психологические особенности политической символики и эмблематики.

43. Разберите психологические особенности социокультурной символики и эмблематики.

44. Разберите психологические особенности коммерческой символики и эмблематики.

45. Покажите место и роль символов, знаков и эмблем в PR - и рекламной деятельности.

46. В чем состоит психологическая функция товарной марки, торгового знака, символа корпорации?

47. Методология и методы психологического исследования массовой коммуникации.

Примерная тематика курсовых работ.

1. Социально-психологические особенности отдельных видов МК.

2. Особенности познавательных психических процессов в МК.

3. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием

4. Нормальные и анормальные психические состояния в МК.

5. Психологические, языковые и социальные барьеры в МК.

6. Эффекты МК на индивидуальном и общественном уровнях.

7. PR и пропаганда: сходство и различия

8. Массовая коммуникация как социальный феномен.

9. Проблема свободы печати с точки зрения массовой коммуникации.

10. МК как фактор регулирования массового поведения.

11. Значение авторитета и престижа источника массовой коммуникации.

12. Сочетание вербальной и невербальной коммуникации и как условие эффективности коммуникации.

13. Психотехнологии рекламного дела.

14. Мода как социально-психологический феномен.

15. Психология творчества в ПР – деятельности.

16. Креативная психология в рекламном деле.

17. Психологические особенности политической символики и эмблематики.

18. Психол. особенности социокультурных символов и эмблем.

19. Психол. особенности коммерческой символики и эмблематики.

20. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.

21. Структура личности как база восприятия и обработки информации и главный барьер на пути влияния массовой коммуникации.

22. Роль СМИ в пропаганде и агитации.

23. Слухи и предрассудки в ПР – деятельности.

24. Исследования в области массовой коммуникации: история и результаты.

25. Методы психологического воздействия в массовой коммуникации.

26. Манипулирование: психологические аспекты.

27. СМИ как «четвертая власть».

28. Самые успешные PR – кампании в РФ и РБ.

29. Образ «идеальной» рекламы в различных этнокультурных группах.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА:

Основная литература

Мельник А.Н. Mass Media: психологич. процессы. - М., 1996.

Муравьева Н.В. Коммуникат. стратегии журналиста. М., 1998.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.

Соколов А.В. Введ. в теорию соц. коммуникации. Спб., 1996.

Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.

Ольшанский Д.В. Психология масс. СПб., 2001

Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М., 2000.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. М., 1998.

Харрис Ричард. Психология масс. коммуникации. - СПб.: прайм -2001.-448 с.

Дополнительная литература

Андрущенко Б.Т. Межличностные каналы и массовая коммуникация. - "Вопросы философии". 1971, № 6.

Артемов В.Л. Ожидания и предрасположенность аудитории. Установка. Стереотип. "Против клеветы и домыслов". М., 1987.

Богомолова Н.Н. Соц. психология печати, радио, телевидения. - М., 1990.

Воскобойников Я.С. и др. - Журналист и информация. М., 1993.

Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996.

Проблема стереотипа в средствах массовой коммуникации. - "Журналист. Пресса. Аудитория.", выпуск № 6, Спб, 1991.

Прохоров Е.П. Психологические проблемы эффективности журналистской деятельности. - "Журналист. Пресса. Аудитория", выпуск № 3, Л., 1986.

Рощин С.К. Журналистика и психология. М., 1989.

Тертычный А.А. Ожидания аудитории и текст. - "Журн-ка в 1991г." М., 1992.

Тертычный А.А. Психология публиц. убеждения. М., 1989.

Фомичева И.Д. Журналистика и аудитория. М., 1975.

Раздаточный материал для 710 группы по курсу

«Психология массовых коммуникаций»

Наши рекомендации