Характеристика основных методов педагогической психологии

Методы Общая характеристика Особенности Основные требования
Наблю­дение     Целенаправленное, преднамерен­ное, фиксируемое восприятие ис­следуемого объекта с целью его последующего анализа и объясне­ния Виды: сплошное – охватываются иссле­дуемые процессы от их начала до завершения; выборочное – фиксируется какая-либо сторона исследуемого объ­екта или явления; включенное – исследователь сам является непосредственным уча­стником событий Непосредствен­ная связь на­блюдаемого объекта или яв­ления и наблю­дателя; невозможность повтора наблю­дения; пристрастность наблюдения Четко поставленные цели (избирательность); необхо­димо наблюдать исключи­тельно внешние факты; фиксируемые явления должны быть описатель­ными, а не объяснитель­ными (разработанность способов фиксации резуль­татов); возможность проведения на протяжении длитель­ного отрезка вре­мени, а также в разнообразных ситуациях (систематичность); исключение субъективных влияний при оценках в наблюдении (объективность).
Беседа Диалог между людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого; в частности, педагогические беседы дидактического или воспитательного процесса Целенаправленная попытка исследователя войти во внутренний мир субъектов учебного процесса Наличие четкого плана беседы; постановка вопросов в корректной и удобной форме для исследуемого; возможность педагога использовать сложившуюся ситуацию
Анкетирование Получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету в соответствии с основной задачей Виды о проведению: устное; письменное; индивидуальное; групповое; по типу анкет: открытые (необходимо самостоятельно создавать ответ); закрытые (выбор из совокупности заранее подготовленных вариантов ответов) Возможность массового сбора материала с использованием анкет Четкость, ясность при формулировке вопросов анкеты; возможность количественной и качественной обработки материала анкетирования
Анализ продуктов деятельности Анализ текстов устных и письменных сообщений учащихся, сочинений и других, в т.ч. материальных, продуктов его деятельности Содержание, формы подобных сообщений способствуют пониманию педагогом индивидуальности учащихся Необходимость обобщения данных, полученных в разных условиях, при изучении личности в различных видах деятельности (метод обобщения независимых переменных)
Тестирование Фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест – основной инструмент, с помощью которого осуществляется психологический диагноз. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. Объективность, надежность, точность, экономичность измерений, возможность автоматизации Четкие знания принципов тестирования; типов тестов, области их применения; критерии качества теста (валидность, надежность); этическая сторона проведения исследования.
Эксперимент Виды: 1) по форме проведения: лабораторный (исследование в преднамеренно созданных условиях) и естественный (исследование в обычных условиях обучения и воспитания); 2) по количеству переменных: одномерный (выделение и исследование одной зависимой и одной независимой переменной); многомерный (анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, ее динамика под влиянием обучения и воспитания); 3) по стратегии исследования: констатирующий (установление наличного состояния уже имеющихся явлений), формирующий (метод прослеживания изменений психики человека в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого) и контрольный. Активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование факторами и регистрация сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта Направленное создание или подбор таких условий, которые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора; фиксирование изменений, связанных с воздействием изучаемого фактора; наличие экспериментальной и контрольной групп; возможность изменять условия проведения опыта по усмотрению исследователя и наблюдать последствия такого изменения


Всякое психолого-педагогическое исследование включает как минимум четыре основных этапа:

· подготовительный (знакомство с литературой, постановка целей, выдвижение гипотез на основе изучения литературы по проблеме исследования, планирование);

· собственно исследовательский (например, экспериментальный и социометрический);

· этап качественного и количественного анализа (обработки) полученных данных;

· этап интерпретации, собственно обобщения, установления причин, факторов, обусловливающих характеристики протекания исследуемого явления.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что является предметом педагогической психологии?

2. Каковы задачи и проблемы педагогической психологии?

3. Чем отличается предмет педагогическая психология от предмета психологии развития?

4. Какие ученые внесли вклад в развитие педагогической психологии?

5. Какие разделы выделяются в педагогическая психология? Назовите из задачи.

6. Каковы методы педагогической психологии? В чем их специфика?

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. М., 1992.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д. 1997.

4. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы Ростов н/Д, 2007.

5. Педагогическая психология / под ред. Н.М. Трофимовой. Воронеж, 2010.

Наши рекомендации