Характеристика основных методов педагогической психологии
Методы | Общая характеристика | Особенности | Основные требования |
Наблюдение | Целенаправленное, преднамеренное, фиксируемое восприятие исследуемого объекта с целью его последующего анализа и объяснения Виды: сплошное – охватываются исследуемые процессы от их начала до завершения; выборочное – фиксируется какая-либо сторона исследуемого объекта или явления; включенное – исследователь сам является непосредственным участником событий | Непосредственная связь наблюдаемого объекта или явления и наблюдателя; невозможность повтора наблюдения; пристрастность наблюдения | Четко поставленные цели (избирательность); необходимо наблюдать исключительно внешние факты; фиксируемые явления должны быть описательными, а не объяснительными (разработанность способов фиксации результатов); возможность проведения на протяжении длительного отрезка времени, а также в разнообразных ситуациях (систематичность); исключение субъективных влияний при оценках в наблюдении (объективность). |
Беседа | Диалог между людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого; в частности, педагогические беседы дидактического или воспитательного процесса | Целенаправленная попытка исследователя войти во внутренний мир субъектов учебного процесса | Наличие четкого плана беседы; постановка вопросов в корректной и удобной форме для исследуемого; возможность педагога использовать сложившуюся ситуацию |
Анкетирование | Получение информации на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету в соответствии с основной задачей Виды о проведению: устное; письменное; индивидуальное; групповое; по типу анкет: открытые (необходимо самостоятельно создавать ответ); закрытые (выбор из совокупности заранее подготовленных вариантов ответов) | Возможность массового сбора материала с использованием анкет | Четкость, ясность при формулировке вопросов анкеты; возможность количественной и качественной обработки материала анкетирования |
Анализ продуктов деятельности | Анализ текстов устных и письменных сообщений учащихся, сочинений и других, в т.ч. материальных, продуктов его деятельности | Содержание, формы подобных сообщений способствуют пониманию педагогом индивидуальности учащихся | Необходимость обобщения данных, полученных в разных условиях, при изучении личности в различных видах деятельности (метод обобщения независимых переменных) |
Тестирование | Фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест – основной инструмент, с помощью которого осуществляется психологический диагноз. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации. | Объективность, надежность, точность, экономичность измерений, возможность автоматизации | Четкие знания принципов тестирования; типов тестов, области их применения; критерии качества теста (валидность, надежность); этическая сторона проведения исследования. |
Эксперимент | Виды: 1) по форме проведения: лабораторный (исследование в преднамеренно созданных условиях) и естественный (исследование в обычных условиях обучения и воспитания); 2) по количеству переменных: одномерный (выделение и исследование одной зависимой и одной независимой переменной); многомерный (анализ связей между множеством изучаемых признаков, выявление структуры этих связей, ее динамика под влиянием обучения и воспитания); 3) по стратегии исследования: констатирующий (установление наличного состояния уже имеющихся явлений), формирующий (метод прослеживания изменений психики человека в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого) и контрольный. | Активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование факторами и регистрация сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта | Направленное создание или подбор таких условий, которые обеспечивают надежное выделение изучаемого фактора; фиксирование изменений, связанных с воздействием изучаемого фактора; наличие экспериментальной и контрольной групп; возможность изменять условия проведения опыта по усмотрению исследователя и наблюдать последствия такого изменения |
Всякое психолого-педагогическое исследование включает как минимум четыре основных этапа:
· подготовительный (знакомство с литературой, постановка целей, выдвижение гипотез на основе изучения литературы по проблеме исследования, планирование);
· собственно исследовательский (например, экспериментальный и социометрический);
· этап качественного и количественного анализа (обработки) полученных данных;
· этап интерпретации, собственно обобщения, установления причин, факторов, обусловливающих характеристики протекания исследуемого явления.
Контрольные вопросы по теме:
1. Что является предметом педагогической психологии?
2. Каковы задачи и проблемы педагогической психологии?
3. Чем отличается предмет педагогическая психология от предмета психологии развития?
4. Какие ученые внесли вклад в развитие педагогической психологии?
5. Какие разделы выделяются в педагогическая психология? Назовите из задачи.
6. Каковы методы педагогической психологии? В чем их специфика?
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. М., 1992.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие. Ростов н/Д. 1997.
4. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: ответы на трудные вопросы Ростов н/Д, 2007.
5. Педагогическая психология / под ред. Н.М. Трофимовой. Воронеж, 2010.