Проблема личностного развития в юности.

Многие учащиеся этого возраста уходят из школы и поступают в средние учебные заведения, т.о. от подростка общество ждет первоначального профессионального самоопределения. Исследования показывают, что не все старшие подростки готовы сделать профессиональный выбор и предпочитают продолжать обучение в школе, с тем, чтобы отложить выбор профессии на более поздние сроки. В этот период усиливается значимость собственных ценностей, происходит развитие самосознания, усложняется отношение к себе, проявляясь во все большей дифференцированности самооценок, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе, в умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе. В этот период самопознание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном уровне.

Характерной чертой является притупление остроты восприятия оценки сверстников. Старший подросток начинает более реалистично оценивать свое окружение. Ровесники утрачивают роль безоговорочно принимаемого эталона. Происходит частичная смена ориентиров. Осознается важность неформального, доверительного общения с компетентными взрослыми.

Старшеклассники начинают понимать необходимость опоры на опыт взрослых, хотя этот опыт все равно критически перерабатывается с учетом мнения референтной группы сверстников.

Для ранней юности характерна устремленность в будущее. Поиски смысла жизни, своего места в мире становятся особенно напряженными. Юноши, как писала Л.И.Божович(1968, с. 365), – «это люди, обращенные в будущее, и все настоящее выступает для них в свете этой основной направленности их личности».

По мнению Д.Б.Эльконина, у 15 - 17-летних ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Центральное новообразование раннего юношеского возраста – самоопределение личности. Это многоаспектное понятие, но в качестве основного признака этого явления выделяют потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, понять себя и свои возможности в жизни.

В зарубежной психологии в качестве аналога термина «самоопределение» выступает категория «психосоциальная идентичность», разработанная Э.Эриксоном. Возраст ранней юности, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность.

Многие исследователи считают основным новообразованием в старшем школьном возрасте личностное и профессиональное самоопределение, хотя некоторые данные (Дубровина И.В. и др., 1989) позволяют говорить, что на этом возрастном этапе формируется не само самоопределение – личностное, профессиональное, а психологическая готовность к нему.

Самоопределение связано с новым восприятием времени – соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. Если в детском возрасте время осознанно не воспринималось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает и прошлое, и будущее. Но восприятие времени еще противоречиво. Ощущение необратимости времени сочетается с субъективным чувством «остановки времени». Старшеклассник может чувствовать себя то совсем ребенком, то, напротив, совсем старым и все испытавшим. Но постепенно устанавливается преемственность прошлого, настоящего и будущего, что важно для личностного развития.

Время ранней юности – это время создания жизненного плана, что является функцией самоопределения. Жизненный план юноши кардинально отличается от подростковых мечтаний о будущем. Старшеклассник представляет себе свое будущее и осознает способы достижения поставленных целей. Особенно это касается профессионального самоопределения, которое предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, учет уровня учебной подготовки, способностей, склонностей и других факторов.

Осознание временной перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе, в своих силах и возможностях, что отражается в самооценке, самоуважении школьника.

Старшеклассники в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Это связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью самоопределения. В XI, выпускном классе, ситуация изменяется. Жизненный выбор, который в прошлом году был достаточно абстрактен, становится реальностью. Тревожность повышается. Часть старших школьников продолжает сохранять «оптимистичную» (адекватную) самооценку, у других старшеклассников самооценка становится высокой и глобальной – охватывает все стороны жизни; смешиваются желаемое и реально достижимое. И, наконец, последняя группа (в основном девочки) характеризуется неуверенностью в себе, переживанием осознаваемого ими разрыва между притязаниями и возможностями. Их самооценка низкая, противоречивая. Существует четкая тенденция, проявляющаяся на протяжении старших классов: чем ближе школьный выпуск, тем чаще пересмотры своих жизненных планов, ниже уровень притязаний.

Несмотря на некоторые колебания в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие вариантов личностного развития, можно говорить об общей стабилизации личности в этот период. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Развивается саморегуляция, происходит усиление контроля за поведением, проявлением эмоций. Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность.

В это время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности, происходит переориентация на собственные взгляды и убеждения. Знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в единое целое. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более полной и осмысленной.

Самоопределение, стабилизация личности в этот возрастной период связаны с выработкой мировоззрения. Как известно, в подростковом возрасте ребенок открывает для себя свой внутренний мир, достигает уровня формально-логического мышления. Интеллектуальное развитие, система накопленных знаний, потребность и способность к рефлексии становятся в период ранней юности основой, на которой строится мировоззрение. Мировоззренческие установки ранней юности обычно весьма противоречивы, хотя юноши склонны считать, что отстаивают целостную систему убеждений. Это свойство присуще юности. Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, т.е. осознание себя элементом социальной общности. Идет поиск смысла собственного существования и существования человечества вообще.

Мировоззренческие проблемы, конечно же, не решаются один раз в жизни, раз и навсегда, и юношеские максималистские позиции пересматриваются в течение жизни. На необходимости мировоззренческого выбора именно в юности настаивал Э.Эриксон. По его мнению, отсутствие этого выбора, смешение ценностей не позволяет личности найти свое место в мире человеческих отношений и не способствуют ее психическому здоровью.

Важно отметить еще один важный момент, связанный с самоопределением, а именно изменение учебной мотивации. Старшеклассники начинают изменять отношение к учебе, образованию, сознавая их непосредственную связь с профессиональным самоопределением. Появляется дифференциация в отношении к учебным дисциплинам, усиливается внимание к "нужным" предметам. И, в отличие от подростков, старшеклассники отказываются от подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам. Как считает А.В. Петровский, именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Особенностью познавательной сферы является то, что мышление становится более систематическим и критическим. Меняются способы запоминания. Развивается творческая активность.

Развитие общения

В связи с развитием самосознания у старшеклассников возникает стремление к доверительности во взаимодействии с окружающими людьми. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, целью которого выступает понимание и самораскрытие. В доверительном общении со взрослыми важным является не только познание своего «реального Я», но и познание себя с точки зрения своих личностных перспектив, жизненного плана, «будущего Я». При благоприятном стиле отношений в семье после этапа эмансипации от взрослых (в подростковом возрасте) восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более сознательном уровне. С родителями обсуждаются жизненные планы, главным образом профессиональные. Юноши относятся к близкому взрослому как к идеалу, причем разные люди для него выступают как эталоны в разных сферах жизни и деятельности. С ними он соизмеряет свое идеальное «Я». Однако, в отношениях со взрослыми сохраняется определенная дистанция. Информация, получаемая от взрослого, всегда фильтруется и проверяется в общении «на равных» со сверстниками.

Общение со сверстниками является неотъемлемой частью становления самоопределения в ранней юности, но имеет совершенно другие функции. Общение с друзьями носит скорее исповедальный характер. Такое общение основано на отношении к другому как к самому себе, в нем раскрывается собственное реальное «Я». В отличие от подростка, который в общении пользуется вымышленной биографией, содержание сообщений у старшеклассников – реальная жизнь.

Юноши часто чувствуют себя одинокими и непонятыми. Но реально это чаще всего не обусловлено внешней изоляцией, а является скорее следствием невозможности выразить в общении всю полноту чувств. Юношеская дружба уникальна, однако, потребность в интимности в это время практически ненасыщаема. Повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии. Эта эмоциональная напряженность снижается при появлении любви. Юношеская любовь как бы включает в себя дружбу. Эротические мотивы в ней практически не выражены или не осознаются.

Противопоставление любви и чувственности особенно резко выражено у юношей, как это подметил еще Фрейд. У многих из них бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, включая способность к переживанию. Юноши часто преувеличивают физические аспекты сексуальности, но некоторые пытаются от этого отгородиться. В этом случае аскетизм или интеллектуализм выступают в качестве психологической защиты. Вместо того, чтобы научиться контролировать проявления своей чувственности, они стремятся их подавить: аскеты – потому, что чувственность «грязна», а интеллектуалы – потому, что она «неинтересна».

Для старшеклассников собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем сам объект привязанности. Поэтому для этого возраста характерно постоянное сравнение себя и своих чувств с принятыми в среде сверстников, подражательность, хвастовство «победами» и пр.

Способность к интимной юношеской дружбе и романтической любви, возникающая в этом возрасте, во многом определяет развитие личности иличное самоопределение, а также то, кого и как будет любить уже взрослый человек.

Социальная ситуация развития. Юность – это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноши занимают промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка.

Ведущая деятельность в ранней юности – учебно-профессиональная. Психологическую базу для профессионального и личностного самоопределения в ранней юности составляет потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Основные новообразования. Развитие теоретического мышления, оценочных суждений, принципов; формирование мировоззрения, идеалов, убеждений. Вырабатывается активная жизненная позиция, самоопределение. Имеет место стремление к самовоспитанию, самопознанию, самосовершенствованию. Противоречивость образа «Я». Критическое отношение к взрослым. Центральным новообразованием раннего юношеского возраста выступает профессиональное самоопределение.

Кризис 17 лет. Кризис идентичности (по Э. Эриксону). Опасность этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия «Я» - идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в личностном развитии.

Контрольные вопросы по теме

1. Как происходит становления мировоззрения в юношеском возрасте?

2.Какой вид деятельности является основным видом деятельности в юношеском возрасте?

3. Каковы особенности познавательной сферы в юношеском возрасте?

4. Каковы особенности личностного развития в юношеском возрасте?

5. В чем проявляется проблема личностного самоопределения и развития самосознания в юности?

6. В чем заключается девиантное поведение в юношеском возрасте?

Литература:

1. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 2001.

2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р-н-Д., 1996.

3. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учеб.пос. для студ.: сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И.Фельдштейна. М.: Институт практической психологии, 1996.

4. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. М., 2003.

5. Крайг Г. Психология развития. СПб, 2000.

6. Мудрик А.В. Юношеский тип общения // Возрастная психология: Детство. Отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб.пос. для студ.пед.вузов / Сост. и науч.ред. В.С.Мухина, А.А.Хвостов. М., 1999.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002.

8. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. 2000.

9. Формирование личности старшеклассника /Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1989.

10. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.


Сводная таблица по курсу «Возрастная психология»

Возраст Социальная Ситуация Развития Ведущая Деятельность Новообразования
1.Период младенчества а) новорожденность (от 1 до 6 недель); б) собственно младенчество (до 1 года) Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых; б) при этой максимальной зависимости, включенностью всего поведения ребенка в социальное, он лишен основных средств социального общения речи. Таким образом, противоречие между максимальной социальной включенностью младенца и минимальными возможностями общения определяют основу развития ребенка в этом возрасте. Эмоциональное общение со взрослым. Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторным навыкам (овладение рукой, умение сидеть и ходить) и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).   Основные новообразования: 1. появление индивидуальной психической жизни; 2. сенсорное развитие опережает моторное; 3. формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащей функции; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов. Развитие автономной речи является центральным новообразованием кризиса первого года жизни.
4. Раннее детство (от 1 года до 3 лет) В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Социальную ситуацию развития в раннем возрасте можно описать схемой: "РЕБЕНОК- ПРЕДМЕТ – ВЗРОСЛЫЙ". Эта система отношений содержит в себе противоречие: способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Им является предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Предметно-орудийная деятельность, с ведущим мотивом овладения действиями с предметом. На этом этапе происходит дальнейшее выделение смыслового компонента предмета и освоение операционально-технической стороны. Центральное новообразование возраста – развитие сознания и самосознания. Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого. Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен "внешнее Я сам" («Я сам» является новообразование кризиса 3х лет). Личностные новообразования: прямохождение, развитие речи и предметная деятельность.  
3. Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) Ребенок выходит из кризиса 3х лет с желанием действовать автономно и с системой самооценки. Благодаря развитой речи и способности передвигаться он может чувствовать соразмерность со взрослыми. Но он понимает, что взрослые делают, что-то не на основе умений (как делать), а на смысловой основе (почему делать), т.е. у него не развита мотивационно-потребностная сфера. Задача ребенка в этом периоде состоит в развитии этих смыслов, путем участия в человеческих отношениях. Поскольку взрослые ограждают его от этого активного участия, ребенок реализует это стремление в играх. В них он моделирует мир взрослых и правила функционирования в нем.   РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ РЕБЕНОК-ДЕТИ Сюжетно-ролевая игра (где игра это своеобразное отношение к действительности, характеризующееся созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие). К концу этого периода эти игры приобретают «режиссерский» характер). Они позволяют постигнуть систему отношения между людьми и способствуют развитию знаковосимволической функции и речи. Новообразования: 1. Центральным новообразованием является борьба мотивов (или иерархия мотивов); 2. произвольность поведения (как возможность приостанавливать аффект для оценки ситуации и прогнозирования); 3. появление «внутреннего мира»: научение дифференциации своих состояний и переживаний, как полностью открытых другим людям; 4. способность к обобщению переживаний (как появление стойкого отношения т.е. чувств); 5. в начале этого периода возникает наглядно-действенное мышление, а к его концу оно изменяется на наглядно-образное; появляется также способность к опосредованному запоминанию; 6. нравственное развитие: переход от принятия культурных и нравственных норм как данность к сознательному их принятию; 7. к концу периода появляется способность к перцептивному моделированию и социализованная речь. Этот период заканчивается кризисом 7и лет, среди временных новообразований которого можно назвать появление манерничания и кривляния как гипертрофированного подражания взрослым.
4. Младший школьный возраст (от6-7 до 10- 11 лет)   Характеризуется следующими особенностями: в системе отношений появляется учитель, который является непререкаемым авторитетом; в этом периоде ребенок впервые сталкивается с системой жестких культурных требований, предъявляемых учителем, вступая в конфликт с которым, ребенок вступает в конфликт с «обществом» (при этом он не может получить эмоциональной поддержки как в семье); ребенок становится объектом оценки, при этом оценивается не продукт его труда, а он сам;
Учитель   Родитель
взаимоотношения со сверстниками переходят из сферы личных предпочтений в сферу партнерских;

Ребенок-Дети; Ребенок-Взрослый

Ведущая деятельность учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем я был" и "чем я стал". Новообразования: 3. 1. формирование внутреннего плана действий (способность к планированию); 2. рефлексия как осознание своих собственных изменений; 3. произвольность психических процессов. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.
5. Подростковый возраст (от 10 -11 до 14-15);   ССР в этом возрасте характеризуется следующими особенностями: подросток продолжает находиться в тех же условиях, что и ранее (семья, школа, сверстники), но у него появляются новые ценностные ориентации. Так, стремление к независимости сталкивается в семье с тем, что родители могут относиться к подростку еще как к «ребенку». У него меняется отношение и к школе она становиться местом активных взаимоотношений; в то же время, подросток находится под действием амбивалентно направленных сил: он стремиться оторваться от детства, которое, одновременно, является для него привлекательным (в нем меньше ответственности и т.п.); происходит расширение социальных условий бытия: как в пространственном отношении, так и в увеличении диапазона «проб себя», поиска себя;   Интимно-личностное общение со сверстниками является ведущей деятельностью в этом возрасте. Здесь осваиваются нормы социального поведения, морали и т.п. Кроме того, ведущей деятельностью выступает общественно-полезный труд. Центральным новообразованием является чувство взрослости. Основные новообразования: 1. значимость сверстников очень велика (сверстники на первом месте); 2. возникающие интересы неустойчивы, в связи с тем, что подросток «ищет себя»; 3. перенесенное внутрь социальное сознание, т.е. есть самосознание. Его появление способствует большей регуляции, контролю и управлением поведения, более глубокому пониманию других людей, создает условия дальнейшего личностного развития и др. 4. на первый план выступают мотивы, которые связаны с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Они соподчинены на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Регуляция ими осуществляется на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения; 5. нравственные убеждения и нравственное мировоззрение. Последнее представляет собой систему убеждений, которая приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка; 6. самоопределение: с субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции.
6.Старший школьный возраст (ранняя юность) (14-15 – 18 лет). социальная ситуация развития определяет особенности развития личности в старшем школьном возрасте, так как для них характерна неоднородность социального положения. Юность – это переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это определяет социальную ситуацию развития в этом возрасте: юноши занимают промежуточное положение между ребенком и взрослым. Наряду с элементами взрослого статуса, юноша еще сохраняют черты зависимости, сближающие его положение с положением ребенка. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.   Центральным новообразованием раннего юношеского возраста выступает профессиональное самоопределение. Основные новообразования: 1. развитие теоретического мышления, оценочных суждений, принципов; 2. формирование мировоззрения, идеалов, убеждений; 3. вырабатывается активная жизненная позиция, самоопределение; 4. стремление к самовоспитанию, самопознанию; 5. противоречивость образа «Я»; 6. критическое отношение к взрослым. Кризис 17 лет – кризис идентичности. Опасность этой стадии, по Э. Эриксону, является ролевое смешение, диффузия «Я» - идентичности. За кризисом идентичности следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в личностном развитии.

Вопросы для промежуточной аттестации

Наши рекомендации