Н. б. трофимова, т. ф. пушкина

Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина,

Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева

Психология

Учебное пособие

Воронеж 2012

Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина,

Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева

Психология

Учебное пособие

Рецензенты:

Л. В. Абдалина, доктор психологических наук, профессор

Н. И. Вьюнова, доктор педагогических наук, профессор

Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина, Н. М. Трофимова, Н. В. Щиголева Психология / Учебное пособие // Под ред. д-ра псих. наук Н.Б. Трофимовой – Воронеж. ВГПУ, 2012.192 с.

Учебное пособие раскрывает вопросы основных разделов психологии, соответствующих содержанию учебных дисциплин: «Психология человека», «Психология развития», «Педагогическая психология». Представлен теоретический материал по данным дисциплинам, приведены контрольные вопросы по темам изучения, имеется список литературы по каждой теме, предложен список основных понятий. Разработаны вопросы к зачетам и экзамену. Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки.

Содержание

Раздел I. Психология человека.. 4

1.1. Предмет и задачи дисциплины «Психология человека». 4

1.2. Антропологический и эволюционный подходы к изучению человека. 9

1.3. Психика и сознание. 12

1.4. Человек как субъект познания, общения и деятельности. 18

1.5. Деятельность как способ социальной жизни человека. 27

1.6. Формы взаимодействия человека с окружающим миром. Личность. Индивид. Субъект. Универсум. Индивидуальность. 30

1.7. Психические процессы.. 39

1.8. Эмоции и чувства. 52

1.9. Воля. 57

1.10. Индивидуально-психологические свойства личности. 62

Вопросы для промежуточной аттестации. 72

Раздел Ii. Психология развития человека.. 74

Часть I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ.. 74

2.1. Основные понятия, предмет и задачи психологии развития. 74

2.2. Теории развития и периодизации развития. 79

Часть II. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ РАЗВИТИЯ.. 87

2.3. Психическое развитие ребенка в младенчестве и раннем детстве. 87

2.4. Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве. 98

2.5. Психическое развитие ребенка в младшем школьном возрасте. 107

2.6. Психическое развитие в юношеском возрасте. 112

Вопросы для промежуточной аттестации. 123

раздел III. Педагогическая психология.. 124

3.1. Педагогическая психология как наука. 124

3.2. Обучение и развитие. Обучаемость. 130

3.3. Теория учебной деятельности. 134

3.4. Теории обучения. 143

3.5. Психология воспитания. 150

3.6. Социально-психологические аспекты воспитания. 155

3.7. Личность учителя. Педагогические. 166

способности учителя. 166

3.8. Психология педагогической деятельности. 172

3.9. Педагогическое общение. 178

Вопросы для промежуточной аттестации. 186

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ». 187

Раздел I.

Психология человека

1.1. Предмет и задачи дисциплины «Психология человека»

Основное содержание темы: психика и душа; понятие внутреннего мира человека; структура и место психологии в системе других наук о человеке; выделение психологии в самостоятельную экспериментальную науку; основные направления в становлении психологической науки.

Что изучает психология человека?Что есть человек и в чем он проявляется? Этот вопрос по праву можно отнести к категории вечных. Причем каждое новое поколение привносит свое в понимание данного феномена.

Для педагога знания о человеке составляют суть его профессии: без понимания сущности человеческого в человеке немыслима никакая педагогическая практика.

Слово «психология» впервые появилось только в 18 веке в работе немецкого философа Х. Вольфа. Оно образовано из двух греческих: «psyche» - душа, «loqos» - слово, учение. Душа – понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

Психология прошла длинный путь развития, в ходе которого происходило изменение понимания объекта, предмета и целей исследования. Отметим основные этапы ее становления.

· I этап: психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более 2 тыс. лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

· II этап: психология как наука о сознании. Возникает в 17в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение и описание фактов.

· III этап: психология как наука о поведении. Возникает во второй половине 20в. Задача ее – ставить эксперименты и наблюдать поведение, реакции, поступки человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

· IVэтап: психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология человека изучает внутренний, субъективный (принадлежащий конкретному субъекту) мир человека. Иногда этот мир называют психологическим, иногда «душевной жизнью человека». Все эти понятия в нашем примере – синонимы. Внутренний мир человека в виде мыслей об окружающем, самоощущения, переживаний – прямое доказательство его бытия. Мир явлений внутренней жизни богат и разнообразен. Человеческое восприятие внешнего мира отлично от образа мира, созданного в естествознании и обществознании. Оно эмоционально окрашено, зависит от желаний и настроений субъекта, его разума и чувств, и в зависимости от этого иногда носит искаженный характер. Важно и то, что человек мыслит и действует ради чего-то: у него свои потребности, идеалы. Благодаря им он активен. Внутренняя жизнь его может быть не только осознанной. В ней есть и место бессознательным явлениям. Внутренний мир отдельного человека уникален и неповторим. Он основывается на его личном субъективном опыте. В целом предметом психологии выступает психика и психические явления. К психическим явлениям относятся психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. К познавательным процессам относятся: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самих себя. Особое место среди них занимает внимание, которое присутствует во всех процессах, обеспечивая концентрацию, сосредоточение на чем – либо. Отдельно стоят неосознаваемые психические процессы (вне контроля со стороны сознания). Чувства и эмоции отражают переживания человека, их важность для него, устанавливая личную значимость того или иного события. Воля обеспечивает сознательную регуляцию поведения в достижении цели. Общими характеристиками психических процессов называют: динамичность, изменчивость, пластичность, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния – относительно устойчивые психические явления. К ним относятся: бодрость, утомление, скука, тревога, радость, апатия и др. Они отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни.

Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. Это особенности личности человека: направленность, черты характера, темперамент, способности.

Все психические явления взаимосвязаны, не существуют отдельно друг от друга, могут переходить друг в друга. Например: любопытство (как выражение познавательного процесса) переходит в интерес (направленность личности) и закрепляется в виде любознательности (качество личности).

Особое значение для педагогической профессии имеет философский анализ проблем биологического и социального в человеке, смысла его жизни, смерти и бессмертия. Именно в этих вопросах, остро стоящих в юношеском возрасте, должен разбираться культурно мыслящий и профессионально грамотный педагог. Психология накопила много фактов о том, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Таким образом, психология, наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Следует уточнить, в связи с этим, задачи курса. Он призван показать сложность и неповторимость душевной и духовной жизни человека, создать целостный образ человеческой психологии, сформировать интерес к познанию себя и окружающих.

Выделение психологии из философии, оформление ее как самостоятельной науки произошло в середине 19 века. История экспериментальной психологии начинается в 1879 году, когда Вильгельм Вундт в Лейпциге основал экспериментальную психическую лабораторию. В России подобную лабораторию создал В. М. Бехтерев в 1885г. В этот период определяются понятия «душа», «сознательное» и «бессознательное». Возникают научные концепции. Выдвигаются новые критерии научности. Этот период называют в истории психологии периодом открытого кризиса. Причина его состояла в отрыве психологии от практики: интроспекция как основной метод исследования, не способствовала решению психологических проблем. Начинают складываться основные направления в психологической науке.

Представление о человеке в основных направлениях психологии.Каким предстает человек в основных направлениях и школах психологии?

Бихевиоризм (от англ. – поведение). Психология понималась бихевиористами как наука о поведении. Учение сложилось под влиянием трудов И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов. Авторы: Э.Л. Торндайк (1874-1949), Джон Уотсон (1873-1958) и др. Основная схема поведения описана в символах: « S- R: стимул-реакция». Любое воздействие на организм (стимул) вызывает ответную реакцию. Такой подход исключал принципиальную разницу между психологией животных и человека. Данные, полученные на животных, непосредственно переносились на человека.

Центральное понятие направления – научение. Один из основателей современного течения бихевиоризма – теории социального научения А. Бандура – считает, что научение у человека проходит двумя путями:

· прямым, непосредственным подкреплением; нельзя ставить ученику постоянно двойки…

· косвенным подкреплением, когда наблюдение за поведением других приводит к определенным выводам; надо давать образцы, эталоны поведения детям…

Бихевиоризм внес в психологию дух материализма, ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, расширил сеть психологических исследований (интенсивно изучалось поведение младенцев и животных). Данное направление критикуют за игнорирование воли, эмоций, потребностей человека, его активности. Из этого вытекает жесткая детерминированность поведения и развития человека внешними обстоятельствами.

Психоанализ основал З. Фрейд (1856- 1939). Поведение человека, по Фрейду, определяется не только сознательным, но и бессознательными мотивами, переживаниями, возникшими в результате подавления, вытеснения, либо недопущения в сознание определенных переживаний, влечений, мотивов. Критика психоанализа связана с переоценкой роли сексуальности в развитии психики и придания решающего значения ранним детским переживаниям. Последователь Фрейда К.Г. Юнг (1875-1961) считал, что психическая энергия, связанная с инстинктом жизни, характеризуется не только сексуальной энергией, но и всей жизненной энергией в целом. Он выделил психотипы: экстравертов и интровертов. Адлер А. центральной движущей силой развития считал стремление к превосходству и чувство неполноценности. Э. Эриксон разработал свою концепцию развития личности человека, в основе которого лежит обретение идентичности, т. е. представления о собственной полноценности, способности решать возрастные задачи, которые ставит перед ним жизнь. Значение психоанализа велико: «Коперник переместил человечество из центра мира на его окраину, Дарвин заставил признать свое родство с животными, а Фрейд доказал, что рассудок не является хозяином в собственном доме».

Гештальтпсихологиявозникла в начале 20 века в Германии. Гештальт – форма, образ, структура. Психика с точки зрения этого направления должна изучаться с позиций целостных структур. Основатели М. Вертгеймер (1880-1943), К. Коффка (1886-1967). Последователь – К. Левин (1890-1947). Ими выявлены феномены «инсайта» как мгновенного схватывания, усмотрения целостной структуры ситуации. Вводятся понятия уровень притязаний, поиск успеха и стремление избежать неудачи и т.д.

Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем, позволяющих воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Критика связана с отождествлением человеческого мозга с машиной. Ж. Пиаже (1896-1960), швейцарский психолог разработал теорию развития интеллекта. Развитие мышления проходит ряд стадий, обеспечивается созреванием нервной системы, формированием опыта общения с разными людьми, овладением предметами, объектами окружающего мира.

Развитие отечественной психологииосуществлялось в русле двух направлений: философско-религиозного и естественно-научного. Представители первого направления считали предметом психологии душу, основным методом психологии называли – интроспекцию. Второе направление связано с идеями объективно – экспериментального исследования психики. В 1911г. А.Ф. Лазурский (1874-1917) предложил схему естественного эксперимента. М.Я. Басов разработал метод наблюдения. Л. С. Выготский (1896-1934) создал культурно – историческую концепцию. А. Н. Леонтьев (1903-1979) разработал теорию деятельности. С.Л. Рубинштейн (1899-1960) обосновал теорию единства сознания и деятельности. Психология индивидуальных различий связана с именами Б.М. Теплова (1896-1965), В.Д. Небылицина (1930- 1972), В.С. Мерлина (1892-1982). В.Н. Мясищев основал теорию отношений: истинные отношения человека раскрываются в очень значимой для него ситуации. Методологические основы психологии разработаны Б.Г. Ананьевым (1907-1972).

Контрольные вопросы по теме:

1. Что изучает психология человека?

2. Какие компоненты выделяют в структуре психических явлений?

3. Каковы задачи психологии?

4. Когда возникла экспериментальная психология?

5. Охарактеризуйте основные направления в психологии, возникшие в результате открытого кризиса науки.

Литература:

1. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. М. , 1991.

2. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник. 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2002.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб, 2006.

4. Общая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., Просвещение, 1983.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995.

Психика и сознание

Основное содержание темы: основные функции психики; свойства психического отражения; условия оптимального функционирования психики; факторы развития психики; эволюция психики в животном мире; сознание - высший уровень психического отражения; самосознание.

Самосознание

Высшим уровнем развития сознания является самосознание. Оно является основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием. Представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Выделяют следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. Критериями самосознания выступают: выделение себя из среды, осознание своей активности, управление собой, осознание себя через другого, моральная оценка себя, рефлексия. Предпосылка возникновения самосознания – внутриутробное развитие ребенка (тактильная чувствительность). Выделяют следующие факторы психического развития: биологический, социальный, собственную активность человека. Самосознание – не изначальная данность, а продукт развития. После рождения ребенок начинает разделять, где – он, а где – окружающий мир (осознание тождественности). До года мать и ребенок составляют одно целое. После года ребенок начинает разделять себя и мать. В три года рождается «Я» ребенка. В семь лет рождается социальное «Я» ребенка. Окончательно самосознание формируется в подростковом возрасте – этот период не случайно называют вторым рождением личности. Но переосмысление жизни происходит всю жизнь, по мере накопления опыта.

Компоненты самосознания:

· сознание тождественности, зачатки которого возникают в месячном возрасте, когда младенец начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела, от ощущений, вызываемых внешними предметами.

· сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности; оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями и возникает первая фраза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам…».

· сознание своих психических свойств, которое происходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагает достаточно развитое абстрактное мышление.

· социально – нравственная самооценка, способность к которой формируется в подростковом и юношеском возрастах на основе накопленного опыта общения и деятельности.

Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе не всегда адекватно. Это находит выражение в самооценке индивида. Он оценивает себя двумя путями: путем сопоставления уровня своих притязаний с объективным результатом своей деятельности, путем сравнения себя с другими людьми. Как формируется самооценка? Во-первых, в сопоставлении образа реального «Я» и идеального «Я». Во-вторых, путем интериоризаци (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие). В-третьих, через призму своей идентичности (он испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо). Совокупность всех представлений о себе, сопряженная с их оценкой, называется «Я – концепцией». Для нормального развития необходима позитивная «Я – концепция», постоянное положительное подкрепление. «Я – концепция» играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

Однако, область психического шире области осознанного. Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание). Сознание есть знание, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать свое знание Другому. Два других уровня связаны с понятием неосознаваемых психических процессов.

Контрольные вопросы по теме:

1. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики?

2. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и мышления человека?

3. Почему сложное поведение муравьев или пчел нельзя назвать трудом?

4. Почему звуковую и другую сигнализацию животных нельзя отождествлять с речью человека?

5. Можно ли закономерности психики, выявленные на животных, переносить на психику человека? Почему?

6. Как соотносятся психика и сознание?

7. Выделите основные предпосылки и условия возникновения сознания в филогенезе и онтогенезе.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие «Я- концепции». М., 1986.

2. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Пед. общество России, 2001.

3. Дубровина И. В. и др. Психология: Учебник. 2-е изд., стереотип. М.: «Академия», 2002.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977

5. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. М., Просвещение, 1983.

6. Основы психологии / Под ред. Столяренко Л.Д. Изд. 4-е, перераб. и доп. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

7. Популярная психология: Хрестоматия: Учеб. пос. для студентов пединститутов /Сост. В. В. Мироненко. М.: Просвещение, 1990.

8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.,1989.

9. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

Понятие о языке и речи

Язык – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего, интеллектуальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи. Функции языка: хранение и передача общественно – исторического опыта; общение. Язык в действии – это речь.

Под влиянием речи формируется сознание и самосознание человека, взгляды, убеждения, чувства, воля, характер. С помощью речи все психические процессы становятся управляемыми, произвольными. Ф. Энгельс подчеркивал, что сначала труд, а затем и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг. Человек стал человеком только благодаря труду и речи. Основной единицей языка является слово. «Из всех видов разрушительного оружия, которые способен придумать человек, самое ужасное и самое сильное – слово. Кинжалы и копья оставляют следы крови, стрелы видны на расстоянии. Яд можно вовремя обнаружить и избежать смерти. Слово же разрушает незаметно…». Недаром именно слово, алфавит считают одним из главных изобретений Библоса (П. Коэльо «Пятая гора»).

Остановимся на основных свойствах речи. Содержательность характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего. Понятность обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям. Выразительность связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом. Действенность определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.

Функции речи: 1) в общении – коммуникация и экспрессия; коммуникация состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств. Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена. 2) в мышлении – сигнализация и обобщение. Обобщение обусловлено тем, что каждое слово уже что-то обобщает и позволяет реализовываться мышлению. Через слово посредством сигнализации обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Членораздельность человеческой речи позволяет выразить с помощью звуков, слогов, слов, предложений безграничное число мыслей, намерений, чувств человека.

Физиологические основы речи

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, его тембр и т.д. Назовем основные группы механизмов речи: 1) механизм программирования речевого высказывания; 2) механизмы, связанные с переходом от плана программы к грамматической структуре предложения; 3) механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова; 4) механизм выбора звуков речи; 5) механизм, обеспечивающий реальное звучание.

Виды речи.В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внешняя речь – общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.

Устная речь – внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь. Она протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматических конструкций. Устная речь может быть диалогической и монологической. Диалогическая – речь, при которой активны в равной степени все ее участники. В диалогической речи большое значение имеют интонация, мимика и пантомимика говорящего. Эти выразительные средства делают речь понятной для окружающих и увеличивают силу ее воздействия на них. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь значительно более завернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки. Существенная черта ее – логическая связанность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненные определенному плану. Монологическая речь становится понятнее и убедительнее благодаря интонационным средствам, к которым относятся паузы, ударения, замедление или ускорение темпа и т.п.

Речь письменная – речь посредством письменных знаков. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсутствие обратной связи с собеседником.

Развитие речи. Выделим основные аспекты развития речи детей: 1) развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем родного языка. Фонема – это самая маленькая часть языка. Фонематический слух – это способность к восприятию и дифференциации фонем (звуков) родного языка; 2) овладение словарным запасом: активный словарь; пассивный словарь; 3) овладение смысловой стороной речи (семантикой). Условия нормального, т.е. своевременного и правильного речевого развития ребенка: ребенок должен быть психически и соматически здоровым, иметь нормальные умственные способности, иметь нормальный слух и зрение, обладать достаточной психической активностью, обладать потребностью в речевом общении, иметь полноценное речевое окружение. Только тогда ребенок может постоянно усваивать новые понятия. Важен учет сензитивных периодов в развитии речи. Расстройство речи называется афазией.

Структура деятельности

Любой деятельности присуща общая структура. Основными элементами деятельности являются: мотивы, побуждающие субъект к деятельности; цели – образы результатов, на достижение которых направлена деятельность; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. Кроме того, в состав деятельности входят целенаправленные взаимосвязанные действия и автоматизированные компоненты этих действий – операции, обеспечивающие использование имеющихся средств и условий для достижения необходимого результата. Действие – это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, осознанная цель. В зависимости от доминирующего психического акта различают: сенсорные действия – это действия по восприятию объекта (оценка настроения человека по его мимике, определение размера предмета), моторные действия (письмо, переключение скорости автомобиля).

Успешность деятельности зависит от тех знаний, умений и навыков, которыми мы обладаем. Сталкиваясь с незнакомым предметом, мы стремимся получить знания о том, как с ним обращаться. Важно понимать, что от тебя требуется в деятельности, знать способ действия. Умение – это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний, навыков для выполнения боле сложных действий. Навыки – частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений. Это способ выполнения действий. Выделяют следующие навыки: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо; мыслительные – чтение, вычитание, доказательство теорем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные – различение оттенков цветов, слуховые различия. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причиной задержки навыка. Очень важное свойство навыков – перенос – распространение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другой. Например, учитель решает задачу с учениками, а потом говорит: «Эту задачу решайте сами». Чем сознательнее будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься.

Понятие о человеке

В феномене человека можно выделить несколько аспектов. Человек это: существо многостороннее, многомерное и сложно организованное; органическое существо. Но человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Человек отличен свободным их переживанием: волевым усилием он способен подавить голод и жажду, страх и боль, если в этом он видит для себя смысл. Превосходство над животными биологически обеспечивается человеку только наличием у него коры головного мозга, чего ни у одного животного нет. Кора головного мозга состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека – его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе. Кора головного мозга с избытком обеспечивает простор для бесконечного духовного роста и развития человека и общества. Достаточно сказать, что на сегодня за всю свою долгую жизнь человека в лучшем случае включается в работу только 1 миллиард – всего 7% – нейронов, а остальные 13 миллиардов – 93 % – остаются неиспользованным «серым веществом».

В биологической природе человека генетически закладывается общее состояние здоровья и долголетие; темперамент, который бывает одним из четырёх возможных типов: холерический, сангвинистический, меланхолический и флегматический; таланты и склонности. При этом следует учесть, что каждый человек – это биологически не повторный организм, структуры его клеток и молекул ДНК (генов). Подсчитано, что нас, людей, на Земле за 40 тысяч лет родилось и умерло 95 миллиардов, среди которых не было хотя бы одного второго идентичного.

Человек – общественное существо. Он включен в систему социальных связей и отношений, является носителем социальной и статусно-ролевой позиции. Становление человека происходит путём социализации новорождённого. Только в обществе и от общества человек приобретает свою общественную природу. В обществе человек усваивает человеческое поведение, руководствуясь при этом не инстинктами, а общественным мнением; в обществе обуздываются зоологические инстинкты; в обществе человек усваивает выработанный в данном обществе язык, обычаи и традиции; здесь же человек воспринимает накопленный обществом опыт производства и производственных отношений.

Деятельная, преобразовательно-созидающая сущность человека – его стержневая характеристика. Он не может жить без смысла жизни. Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: «Возьмите любого человека, удовлетворите все его потребности, но лишите его смысла жизни – и вы увидите, каким жалким он будет».

Наличие у человека внешней (непосредственно наблюдаемой) и внутренней (скрытой от посторонних глаз) жизни, он – носитель сознания.

Самая глубинная суть человека как родового существа есть духовность. К основным проявлениям его духовности относят: совесть, смысл жизни, высшие ценности, нравственные чувства и переживания.

Направленность личности

Ведущим компонентом структуры личности является направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев). Под направленностью чаще понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.

Охарактеризуем основные формы направленности личности в порядке их иерархии. Влечение – наиболее примитивная, по сути, биологическая форма направленности. Это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Оно преходяще, т.к. представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание. Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем в желаниях осознается и возможный путь её удовлетворения. Стремление возникает, если в желание включается волевой компонент, возникает побуждение к деятельности. Интересы – специфическая форма проявления познавательной потребности, направленная на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, внимании к объекту. При удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Широта и содержание интересов – наиболее яркие характеристики личности. При включении в интерес волевого компонента, образуется склонность, которая рассматривается как предпосылка к развитию определенных способностей. Идеал – это то, к чему личность стремится, на что ориентируется. Они характеризуют мировоззрение человека, его ценностные ориентации. Мировоззрение – система взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. Убеждения – высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Направленность – сложное личностное образование, определяющее все поведение личности, её отношение к себе и окружающим.

Активность личности

По вопросу об источниках активности личности в психологии существуют различные точки зрения. З. Фрейд источником активности считал инстинктивные побуждения, передающиеся по наследству (либидо и агрессия). К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм в поиске новых движущих сил человеческого поведения место нереализуемых сексуальных влечений отдали стремлению к власти вследствие чувства неполноценности, коллективному бессознательному, передающемуся по наследству.

Современная психология источником активности личности называет потребности. Отметим их основные признаки. Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, она всегда осознание нужды в чем-то. Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребности выражаются в мотивах – побуждениях к деятельности. Он определяет тип поведения личности, придавая ему направленность. А. Н. Леонтьев выделил двоякую функцию мотива: побуждение и направление деятельности (мотив-стимул); придание деятельности личностного смысла (смыслообразующий мотив). Мотивы бывают осознанные и неосознаваемые. Осознанные определяют жизненные цели. К ним относят: интересы, убеждения, мировоззрение личности. Неосознаваемые мотивы (влечения, конформизм, установка) не дают личности отчета в том, что является содержанием его потребностей.

Все потребности делят на три вида: материальные – лежат в основе жизнедеятельности человека; духовные – специфически человеческие образования, характеризующие уровень развития личности; социальные – выражают общественную природу человека.

Личность – социальная сущность индивида. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности как мотивация (направленность), темперамент, способности, характер, воля, чувства.

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens (биологическая сущность индивида). Это человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. К первичным свойствам индивида относятся свойства, присущие всем людям: возрастные особенности, половой диморфизм, конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, функциональная ассиметрия мозга.

Первичные свойства о

Наши рекомендации