Психологическая структура личности втрудах отечественных и зарубежных пс.

Структура личности в трудах отечественных социологов:

Отечественный подход.

Проблема структуры личности в психологии еще более запутана, чем само понятие "личность". Вначале остановимся подробнее на взглядах отечественных психологов. Довольно подробный анализ черт психологической структуры личности дает Б.Г. Ананьев, особо выделяя при этом работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова, отмечая, что расхождения их"в толковании понятия структуры личности весьма характерны для современного состояния проблемы".

А.Г. Ковалев представляет личность как синтез сложных структур, таких как:

- темперамент (структура природных свойств);

- направленности (система потребностей, интересов и идеалов);

- способности (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих"устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к бездействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности."Кроме того, он полагает, что"структура психической жизни личности"образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

В отличие от него, В.Н. Мясищев придерживался двупланового строения и функционирования психики – потенциального и процессуального.К потенциальномуон относил такие качественные особенности личности: ум, талант, характер, способности;к процессам– деятельность, мышление переживание, причем их функционирование является всегда диалектическим единством, при котором"о потенциале можно судить по его реализации в процессе, сам же процесс внутренне определяется характером потенциала". В соответствии с его концепцией, единство личности характеризуетсянаправленностью(доминирующими отношениями к тем или иным объектам),психическим уровнемразвития,динамикой реакцийличности (темперамент) иструктуройличности, к которой относятся"...пропорциональность, гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики или то, что по преимуществу называется характером личности." Т.о., по словам Б.Г. Ананьева, с точки зрения В.Н. Мясищева структура личности"есть лишь одно из определений ее единства и целостности, то есть более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности."

Зарубежные теории.Богатая палитра взглядов на проблему "личности" и ее "структуры" в зарубежной психологии также исследовалась многими... Ограничимся кратким обзором только наиболее ярких представителей, интересных непосредственно для нашего исследования.

Так, например, взгляды видногоамериканского психолога Г. Мерфи (Murphy), представителябиосоциального подхода,подробноанализировал В.Н. Мясищев.

Кбиологическим составляющимличности Г. Мерфи относит:

-физиологические предрасположения,возникающие из наследственных и эмбриональных предрасположенностей;

-канализацию энергии как процесс,благодаря которому мотив или концентрация энергии находит путь к разрядке в поведении;

-условно-рефлекторные ответы,представляющие собой связи между внутренними условиями тканей и специфическими формами поведения;

-познавательныеилиперспективные навыкикак продукты двух предыдущих компонентов.

Ксоциальным составляющимон относит воздействующие на личность:

-систему сигналов,"обусловливающую" поведение;

-предписания и запреты,содействующие формированию личности;

-награды и наказания;

-нормы данного общества,которые организуют процессы восприятия и познания.

В теории З. Фрейдався человеческая психика делится насознательное, предсознательное и бессознательное. При этом структура личности состоит из трех систем –"Оно" (Id), "Я" (Ego) и "Сверх Я" (Super-Ego).Поскольку данная структура широко известна, мы не будем останавливаться на ней подробно. Напомним только, что аналогичные названия, используемые в соционике для обозначения отдельных функций в модели А обладают абсолютно иной семантикой.

Что же касается К.Г. Юнга,то, по словам Д.Я. Райгородского (см. Предисловие к двухтомной хрестоматии по психологии личности), понимание им феномена "личность""...столь многоаспектно, что невозможно в рамках предисловия, даже пунктирно наметить его концепцию, суть и смысл которой щедро "рассыпаны" в 20-ти томах его собрания сочинений."

Не останавливаясь на описании его тории психологических типов, которая, как известно, легла в основу соционики, отметим только попытку К.Г. Юнга построитьграфическую модель психики.

ПОТРЕБНОСТИ

Потре́бность — субъективное состояние, отвечающее объективной нужде в чем-либо, что человеку не принадлежит.

- вид функциональной или психологической нужды или недостатка какого-либо объекта, субъекта, индивида,социальной группы, общества. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти.

Различают потребности :

по сферам деятельности:потребности труда, познания, общения, отдыха

по объекту потребностей:материальные, духовные, этические, эстетические и др.

по значимости:доминирующие/второстепенные, центральные/периферические

по временной устойчивости:устойчивые, ситуативные

по функциональной роли:естественные, обусловленные культурой

по субъекту потребностей:групповые, индивидуальные, коллективные, общественные

9)МОТИВАЦИЯ (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Свойства:

- предметность (потребность есть всегда в чем-то конкретном

- всегда осознана

- конкретна

- способоность к удовлетворению и последующему производству

- иерархичность

Потребности по маслоу: внизу физиологические потребности (писча, сон), затем потребности безопасности (жилище и соц-полит условия безопасного существования), затем общение, потом любовь, призание и уважение и последнее – это самоактуализация.

Направленность – мотивация, побуждения себя и других к определенной деятельности

Мотивировка – как человек объясняет причины своего действия

Функция мотива

-побудительная (побуждает к действию)

- направляющая (направляет, поддерживает)

-смыслообразующая

Мотивотвечает на вопрос «почему?», а смысл на «зачем?»

Виды мотивации

Внешняя мотивация (экстринсивная) — мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной.

Пример: конструкция «если я наведу порядок на столе, я получу конфету» или «если я не буду баловаться, то получу конфету» является положительной мотивацией. Конструкция «если я наведу порядок на столе, то меня не накажут» или «если я не буду баловаться, то меня не накажут» является отрицательной мотивацией.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

10) САМОСОЗНАНИЕ — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов,переживаний, действий.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

§ Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

§ К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

§ К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

§ Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

§ Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

§ Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

§ Оценка результатов своей деятельности.

Функции самосознания

§ Самопознание — получение информации о себе.

§ Эмоционально-ценностное отношение к себе.

§ Саморегуляция поведения.

Структуры самосознания:

1. По Уильяму Джеймсу:

*Чистое Я (осознание человеком себя в пространственно-временном континууме)

*Эмпирическое

**Материальное Я (всё то, что человек может назвать своим)

**Социальное Я (социальные роли, которые человек играет)

**Духовное Я (наши способности, совокупность того, что человек должен преобразовать)

2. Концепция Мухиной Валерии Сергеевны:

*Имя собственное

*Притязание на признание

*Половая идентификация

*Социальное время

*Социальное пространство (соц.взаимодействие)

3. Собирательная концепция самосознания:

*Когнитивный компонент (все представления человека о нем самом, т.е. это самосознание)

*Эмоционально-ценностный компонент (самооценка. Уровни: высокий, средний, низкий. Адекватная, неадекватная. Источники: другие люди(внешняя референция) и сам человек(внутр. референция). самоотношение)

*Поведенческий компонент (в нем включаются защитные механизмы психики с целью повысить или корректировать самооценку)

- Ложная уникальность (когда человеку кажется, что все достоинства есть только у него, а не у других)

- Ложный консенсус (позволяет считать, что все мои недостатки есть у других)

Наши рекомендации