Права и обязанности магистрантов-практикантов

Магистрант-практикант обязан:

1. Своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики.

2. Проявлять себя как начинающий специалист, обладающий высокими моральными качествами, общественной активностью, глубоким интересом к работе.

3. Быть образцом организованности, дисциплинированности и трудолюбия.

4. Вести дневник практики по прилагаемой форме.

5. Направление на практику выдается магистранту после его ознакомления с программой практики и методическими указаниями, а также его обязательного собеседования с руководителем практики, который делает отметку своей подписью в дневнике практики о проведенном собеседовании.

6. Магистрант должен поставить в известность научного руководителя о месте и времени прохождения практики.

7. Магистрант ведет дневник практики, а по окончании практики составляет отчет о ее прохождении, приложив к отчету документы, указанные в программе практики по соответствующей специализации, а также характеристики.

8. По завершении практики магистрант обязан в течение недели представить отчетную документацию, на основании которой руководители практики оценивают общий объем выполненной работы и степень ее эффективности и значимости: дневник прохождения практики, отчет о практике, отзыв-характеристику с указанием занимаемой должности и оценкой своих должностных обязанностей.

9. По результатам научно-исследовательской практики магистранты представляют к печати, подготовленные ими статьи, готовят выступления на научные и научно-практические конференции и семинары.

Магистранты-практиканты имеют право:

1. Применять теоретические знания, полученные в Институте, в решении конкретных практических задач.

2. По всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителям практики Института, администрации и сотрудникам учреждения / организации /предприятия.

3. Вносить предложения по совершенствованию организации практики.

4. Принимать участие в обсуждении вопросов практики на совещаниях и конференциях в Институте.

5. Пользоваться библиотекой, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений Института.

6. Перед началом практики магистрант должен получить направление начальника института на практику, программу и методические указания по организации и прохождению научно-исследовательской практики.

7. По всем вопросам организации и прохождения практики магистр получает консультацию у специалиста по учебно-воспитательной работе.

Содержание научно-исследовательской практики

В ходе научно-исследовательской практики магистранты знакомятся с общими принципами организационно-исследовательской работы, исследовательскими методами. Магистранты-практиканты приобретают опыт исследовательской деятельности, в процессе которой апробируют и реализуют свои научные идеи и замыслы, собирают научно-исследовательский материал, анализируют и обобщают результаты проведенного исследования, представляемые затем в рамках выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

Работа магистрантов в период практики организуется в соответствии с логикой работы над магистерской диссертацией: выбор темы, определение проблемы, объекта и предмета исследования; формулирование цели и задач исследования; теоретический анализ литературы и исследований по проблеме, подбор необходимых источников по теме; составление библиографии; формулирование рабочей гипотезы; выбор базы проведения исследования; определение комплекса методов исследования; проведение констатирующего эксперимента; анализ экспериментальных данных; оформление результатов исследования. Магистранты работают с первоисточниками, монографиями, авторефератами и диссертационными исследованиями, консультируются с научным руководителем и преподавателями.

За время практики магистранты должен сформулировать в окончательном виде тему магистерской диссертации по профилю своего направления подготовки из числа актуальных научных проблем, разрабатываемых в подразделении, и согласовать ее с руководителем программы подготовки магистрантов.

Важной составляющей содержания научно-исследовательской практики являются сбор и обработка фактического материала и статистических данных, анализ соответствующих теме характеристик организации, где магистр магистратуры проходит практику и собирается внедрять или апробировать полученные в магистерской диссертации результаты.

Основными видами работ, выполняемых магистрами в период практики, являются:

● организационная работа;

● теоретическая работа, направленная на обоснование, выбор теоретико-методической базы планируемого исследования;

● практическая работа, связанная с организацией и проведением собственного исследования, сбора эмпирических данных;

● обобщение полученных научных результатов.

Организационная работа. Участие в установочном и заключительном собраниях и консультациях по практике, подготовка отчетной документации по итогам практики, обеспечение уровня подготовленности магистров в соответствии с программами института; Подготовка и сдача отчетной документации о прохождении научно-исследовательской практики.

Теоретическая работа предполагает ознакомление с научной литературой по заявленной и утвержденной теме исследования с целью обоснованного выбора теоретической базы предстоящей работы; обзор основных направлений научной деятельности по теме магистерской диссертации; методического и практического инструментария исследования, постановке целей и задач исследования, формулирования гипотез, разработки плана проведения исследовательских мероприятий.

Практическая работа Разработка основных направлений теоретической концепции научного исследования по теме магистерской диссертации. Написание реферативного обзора по теме магистерской диссертации.

Организации, проведении и контроле исследовательских процедур, сборе первичных эмпирических данных, их предварительном анализе. Установление окончательной темы исследования магистерской диссертации. Составление плана исследования по магистерской диссертации. Составление библиографии по теме магистерской диссертации.

Обобщение полученных результатов включает научную интерпретацию полученных данных, их обобщение, полный анализ проделанной исследовательской работы, оформление теоретических и эмпирических материалов в виде научного отчета по научно-исследовательской практике. Написание научных статей по теме магистерской диссертации. Выступление на научной конференции по теме магистерского исследования.

Подготовка научной публикации

Результаты проведенных научных исследований могут быть представлены в виде устного доклада на собрании сотрудников или конференциях, семинарах, письменного отчета, статьи в журнале, диссертации, монографии.

Обычно они появляются в указанном порядке.

Самым распространенным видом научных публикаций являются тезисы докладов и выступлений. Это изложенные в краткой форме оригинальные научные идеи по выбранной автором теме. Более значимые научные результаты, которые требуют развернутой аргументации, публикуются в форме научной статьи.

Выбор места публикации является важным вопросом для автора. Прежде всего, такой выбор зависит от того, насколько узкой теме посвящена статья. Важен и тип статьи: существуют журналы и конференции более теоретические по своему характеру или более прикладные. Наиболее предпочтительными и значимыми для магистрантов являются публикации, прошедшие рецензирование.

При выборе темы публикации важно учесть тематику издания (журнала, сборника), для которого Вы готовите свою статью, имеющийся у Вас как автора «задел» по данной тематике и наличие собственных творческих идей.

В процессе подготовки стоит изучить опубликованные по данной тематике материалы, которые могут оказаться полезными в Вашей работе. Работа может быть посвящена предложению нового подхода или метода решения актуальной задачи, необычному аспекту рассмотрения известной задачи и т.д.

Тема научной публикации должна быть очень конкретной, сосредоточенной на особенностях рассматриваемого явления, его влиянии на другие события и явления, сравнении и т.п.

Подготовка тезисов докладов на конференции

Научные конференции периодически проводятся в вузе, где учится магистрант, а также в других вузах и организациях, имеющих отношение к науке. Нужно только внимательно следить за информацией о них. В таких условиях тезисы докладов – это наиболее доступные научные труды.

Основное преимущество тезисов докладов и выступлений – это краткость, которая одновременно является и основным требованием, предъявляемым к ним.

Обычно объем тезисов, представляемых к публикации, составляет от одной до пяти страниц компьютерного текста (на стандартных листах формата А4, кегль 14).

Другим требованием является информативность. Для наглядности тезисы могут быть снабжены цифровыми материалами, графиками, таблицами. Основные положения исследования должны излагаться четко и лаконично.

Структуру тезисов можно представить следующим образом:

− введение: постановка научной проблемы (1 – 3 предложения), обоснование актуальности ее решения (1– 3 предложения);

− основная часть: основные пути решения рассматриваемой проблемы, методы, результаты решения;

− заключение или выводы (1 – 3 предложения).

Научная статья должна представлять собой законченную и логически цельную публикацию, посвященную конкретной проблеме, как правило, входящей в круг проблем, связанных с темой исследования, в котором участвовал автор.

Цель статьи – дополнить существующее научное знание, поэтому статья должна стать продолжением исследований.

Объем статьи превышает объем тезисов и составляет примерно 3 – 20 страниц в зависимости от условий опубликования. Статья должна быть структурирована также, как и тезисы.

Каждая статья должна содержать обоснование актуальности ставящейся задачи (проблемы). Освещение актуальности не должно быть излишне многословным. Главное показать суть проблемной ситуации, нуждающейся в изучении. Актуальность публикации определяется тем, насколько автор знаком с имеющимися работами.

Необходимо дать четкое определение той задачи или проблемы, которой посвящена данная публикация, а также тех процессов, или явлений, которые породили проблемную ситуацию.

Публикация может быть посвящена исключительно постановке новой актуальной научной задачи, которая еще только требует своего решения, но большую ценность работе придает предложенный автором метод решения поставленной задачи (проблемы). Это может быть принципиально новый метод, разработанный автором или известный метод, который ранее не использовался в данной области исследований. Следует перечислить все рассмотренные методы, провести их сравнительный анализ и обосновать выбор одного из них.

Представление информации следует делать максимально наглядным. Для того чтобы сделать цифровой материал, а также доказательства и обоснование выдвигаемых положений, выводов и рекомендаций более наглядными следует использовать особые формы подачи информации: схемы, таблицы, графики, диаграммы и т.п.

Необходимо четко пояснять используемые обозначения, а также давать определение специальным терминам, используемым в публикации. Даже термины, которые (по мнению автора) понятны без пояснений, желательно оговорить словами «… понимаются в общепринятом смысле» и дать ссылку на соответствующие источники.

В заключительной части работы следует показать, в чем состоит научная новизна содержания работы, иными словами, то новое и существенное, что составляет научную и практическую ценность данной работы.

Статья обязательно должна завершаться четко сформулированными выводами. Каждый вывод в научной работе должен быть обоснован определенным методом. Например, логическим, статистическим или математическим.

Стиль изложения научной работы может быть различным. Различают стиль научный, отличающийся использованием специальной терминологии, строгостью и деловитостью изложения; стиль научно-популярный, где весьма существенную роль играют доступность и занимательность изложения. Однако это разделение условно. Нужно стремиться к тому, чтобы сочетать строгость научного анализа, конструктивность и конкретность установок с популярным раскрытием живого опыта. Сохраняя строгость научного стиля, полезно обогащать его элементами, присущими другим стилям, добиваться выразительности речевых средств (экспрессии).

Необходимо избегать наукообразности, игры в эрудицию. Приведение массы ссылок, злоупотребление специальной терминологией затрудняет понимание мыслей исследователя, делают изложение излишне сложным.

8. Общие методические рекомендации практиканту о прохождении научно-исследовательской практики

8.1. Общие указания

Научно-исследовательская деятельность является творческим процессом, требующим соответствующей организации исследовательского труда, владения современными информационными технологиями в сфере своей профессиональной деятельности, культурой мышления, письменной и устной речи. Именно поэтому научно-исследовательская подготовка магистрантов включает в себя не только выполнение и защиту магистрантом магистерской диссертации, но и изучение специальных программ научно-исследовательского характера. Дополнительными формами подготовки магистрантов к научно-исследовательской деятельности в рамках учебного процесса являются выполнение тематических заданий исследовательского характера, подготовка научных рефератов, участие в научно-практических конференциях, прохождение научно-исследовательской практики и др.

Общая цель всех форм организации научно-исследовательской подготовки - развитие общенаучной и профессиональной, в определенной сфере научной деятельности, компетенции магистров.

Научно-исследовательская практика является важным звеном в подготовке магистранта. Знакомство с основными понятиями научно-исследовательской работы, изучение проблем современной науки, самостоятельное выполнение отдельных разделов тематического исследования, ограниченного, как правило, рамками конкретной научной проблемы магистерской диссертации, способствует повышению компетенции магистров при организации будущей научной деятельности. В процессе практики может уточняться тема магистерской диссертации, определяются общие закономерности и частные противоречия поставленной проблемы, на разрешение которых будет направлено будущее исследование.

Перед прохождением практики магистрант должен внимательно изучить программу практики и обратиться к соответствующим нормативным материалам с тем, чтобы быть подготовленным к выполнению поручений, данных руководителем практики, к решению конкретных правовых вопросов.

Как при подготовке, так и в период прохождения практики рекомендуется по возникающим вопросам обращаться к законодательству, учебной, монографической литературе, материалам, публикуемым в периодической печати.

Магистранту-практиканту рекомендуется совместно с руководителем практики составить на основе программы практики конкретный план прохождения практики.

Магистрант обязан соблюдать правила распорядка учреждения, организации, государственного органа и органа местного самоуправления которых он проходит практику, вести дневник практики; а по окончании ее – составить отчет о прохождении практики.

В период прохождения научно-исследовательской практики магистрант должен:

Изучить современные образовательные технологии и методики преподавания сравнительного исследования в высшей школе.

Получить практические навыки научно-исследовательской работы в высшей школе, подготовки научного материала по требуемой тематике к диссертации.

Принять непосредственное участие в учебном процессе ВУЗа, внедрив в учебный процесс свои научные предложения.

В период практики следует ориентироваться магистранту на подготовку и проведение конференций по теме диссертации, и подготовку научных статей к их публикации.

Конкретное содержание практики планируется магистрантом совместно с научным руководителем диссертационной работы, отражается в индивидуальном плане научно-исследовательской практики, в котором фиксируются все виды деятельности магистранта в течение практики.

В дневник практики необходимо ежедневно записывать краткие сведения о проделанной в течение дня работе. Записи о выполняемой работе должны быть конкретными и заверяются подписью руководителя практики.

Ведение таких записей впоследствии облегчит магистру составление отчета о прохождении практики.

Отчет о практике должен быть изложен до 12-15 страницах. В нем освещаются следующие моменты: место и время прохождения практики; описание выполняемой работы по отдельным разделам программы практики; анализ наиболее сложных и интересных научных предложений, изученных магистром на практике; указания на затруднения, которые встретились при прохождении практики; изложение спорных, сложных правовых вопросов, возникающих по конкретным научным дискуссиям, и их анализ; основанный на нормативных материалах, проблемные вопросы по тем или иным законам (документам), с которыми магистр знакомился во время практики.

В отчете магистрант должен указать, как проходила практика, какую она принесла пользу в усвоении теоретического материала, и какую помощь оказывали ему руководители практики.

Отчет не должен быть повторением дневника или пересказом программы практики.

Во время защиты магистрант должен уметь анализировать те или иные действия и решения, о которых он пишет в дневнике и отчете, указать, при каком условии они являются законными, обоснованными.

Отчет о научно-исследовательской практике и все материалы ее прохождения в соответствии с перечнем, указанным в программе и методических указаниях, магистр должен представить не позднее, чем за 15 дней до начала сессии.

Характеристика после защиты отчета подшивается к личному делу магистранта.

К отчету о научно-исследовательской практике магистранту необходимо приложить проекты, копии документов, составленные им самостоятельно в ходе выполнения юридической деятельности.

Отчет о научно-исследовательской практике составляется магистрантом-практикантом в соответствии с программой практики и дополнительными указаниями научного руководителя практики.

Аттестация по итогам практики проводится на основании защиты оформленного отчета и отзыва научного руководителя практики в комиссии, в которую входят научный руководитель магистерской программы, научный руководитель магистранта и руководитель практики по направлению подготовки.

По итогам положительной аттестации магистранту выставляется дифференцированная оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно).

9. Форма отчетности

Для получения аттестации по практике магистранту необходимо сдать отчет о прохождении научно-исследовательской практики. Отчет о прохождении практики представляется магистрантом к итоговой конференции (семинару). Отчет должен продемонстрировать достигнутые магистрантом результаты и сформированные данные научного исследования.

9.1. Отчет по научно-исследовательской практике:

В отчете по научно-исследовательской практике должны быть отражены:

· Сроки и место проведения научно-исследовательской практики.

· Ознакомление с федеральным государственным образовательным стандартом и рабочим учебным планом по основным образовательным программам – магистр.

· Изучение современные образовательные технологии и методики преподавания сравнительного исследования в высшей школе.

· Получение практических навыков научно-исследовательской работы в высшей школе, подготовки научного материала по требуемой тематике в диссертации.

· Внедрение в учебном процессе ВУЗа своих научных предложений.

· Участие и проведение конференций по теме диссертации, и подготовку научных статей к их публикации.

· Составленные и отредактированные научным руководителем отдельные главы, разделы магистерской диссертации.

· Отзыв руководителя по практике, к которому прикреплен магистрант о качестве выполнения работ магистрантом.

9.2. Дневник прохождения практики;

9.3. Индивидуальное задание на научно-исследовательскую практику;

Фотографии о деятельности магистранта как иллюстрации к отчету по научно-исследовательской практике (является не обязательным, но приоритетным дополнением к отчету).

Приложение 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Магистерская программа «Частное право в системе современного Российского законодательства»

Курс ______

Индивидуальное задание

Практика ________________________________________________

Магистр _____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики:

_____________________________________________________________________________

Рассматриваемые вопросы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Руководитель практики:

Дата выдачи задания: «___» ____________20___г.

Приложение 2

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУЗБАССКИЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Магистерская программа «Частное право в системе современного Российского законодательства»

ОТЧЕТ

Наши рекомендации