О потребностях, мотивах и действиях.
Теоретическая часть: Я и мои потребности. Анатомия желания. От чего зависит удовлетворение потребности? Две стороны потребности. Идея потребности. Мотивационное выражение потребностей. Направляющая сила мотива. Потребность, желание, действие. Техника удовлетворения потребностей. Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении.
Практическая часть:
Шкала оценки мотивации одобрения.
Сочинение- рассуждение «Мотив двигатель поступка».
Ролевая игра « Желание - действие».
Память, внимание, мышление.
Теоретическая часть: Память и ее виды. Память человека, секреты ее развития. Я развиваю память. Учусь управлять своим воображением. Черты патогенного мышления. Основные черты саногенного мышления. Внимание его виды.Внимательность и невнимательность. Мнемоника. Связь эмоций и чувств человека с познавательными процессами.
Практическая часть: диагностика.
Практикум «Как развить свое внимание и внимательность».
Практикум «как стать человеком внимательным».
Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
Обучающая методика «Смысловые единицы».
Обучение приемам развития концентрации внимания.
Искусство общения и взаимопонимания.
Теоретическая часть: Общение в жизни человека. Два основных компонента общения – рассказ и взаимодействие. Управление темпераментом в общении с другими людьми. Факторы, дезорганизующие общение. Слушать и слышать. Роль общения в самовоспитании. Виды потребностей в общении. Техника общения.
Практическая часть: тестирование.
Самоанализ «Умею ли я слушать».
Отработка техники общения.
Упражнения: «Комплимент», «Взаимодействие».
Практикум «Умение сказать «нет» ».
Дискуссия «Чего не следует делать, общаясь с другими».
Дружба.
Теоретическая часть: Понятие о дружбе. Критерии дружбы и качества настоящего друга. Как стать интересным. Чтение и обсуждение : В. Короленко «Дети подземелья»; С. Михалков «Благодарный заяц».Внимание: конфликт! Анатомия конфликта. Стили разрешения конфликта.
Практическая часть:
Подбор и анализ пословиц и поговорок о дружбе.
Музыкальная пауза: Г. Гладков, сл. Ю. Энтин. «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты»; В.Высоцкий. «Песня о друге». Комментарии.
Просмотр м/ф «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Обсуждение.
Упражнение – тест «Я - учусь дружить».
Ситуация – проба : «Подбодрить друга», «Друг моего друга».
Игра «Каждый – часть целого».
Игра «Как быть толерантным».
Практическое занятие по примирению «Особенное мнение».
Итоговое занятие.
Тренинги по пройденным темам. Разработка программы по самовоспитанию Подведение итогов работы за год.
Задачи программы второго года обучения.
Обучающие задачи:
1.Продолжить знакомство обучающихся психологией.
2.Расширить знания о самом себе, обучить методам самопознания и самосовершенствования.
3.Усвоить психологическую терминологию.
4.Учить работе с тестами, умению интерпретировать результаты.
Развивающие задачи:
1.Развивать познавательную активность обучающихся, самостоятельность мышления, умение отстаивать свои взгляды.
Воспитывающие задачи:
1.Формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
2. Развить устойчивые мотивы познания себя и окружающего, прививать детям истинные человеческие ценности.
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
1.Типы темперамента и его характеристики.
2. Что такое эмоции и эмоциональное состояние.
3. Что такое «индивид», «личность», «индивидуальность».
4. Что такое потребности, мотивы и действия.
5. Память, внимание, мышление человека.
6. Что такое общение и дружба.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
1. Владеть навыками управления своими эмоциями.
2. Использовать различные приемы по совершенствованию своего характера, составлять самохарактеристику.
3. Работать с анкетами, опросниками и тестами.
4. Использовать различные приемы по развитию памяти и внимания.
5. Анализировать психологическую ситуацию и находить способы ее разрешения.
6. Приучать себя к хорошему и отучать от плохого.
Учебно – тематический план
Й класс
№ | Название темы | Количество часов |
Введение | ||
Впечатление о другом человеке | ||
Внешний вид | ||
Речь | ||
Как люди воспринимают друг друга | ||
Первое впечатление | ||
Отношение к человеку и восприятия | ||
Прошлый опыт и восприятие | ||
Проверка знаний | ||
Особенности восприятия человека детьми и взрослыми | ||
Восприятие человека людьми разного возраста | ||
Влияние профессии на восприятие | ||
Как воспринимают меня | ||
Общение разных людей | ||
Потребность в общении | ||
Психологические особенности человека и общение | ||
Стиль и манера общения | ||
Пространство и время общения | ||
Слушать и слышать | ||
Проверка знаний | ||
Виды общения | ||
Непосредственное общение | ||
Особые виды общения | ||
Уметь общаться | ||
Общение и отношения | ||
Межличностные отношения | ||
Симпатия, антипатия | ||
Товарищество и дружба | ||
Любовь | ||
Проверка знаний | ||
Общение и понимание людьми друг друга | ||
Психические процессы и понимание | ||
Стереотипы понимания | ||
Понимание другого человека | ||
Особенности понимания человека детьми и взрослыми | ||
Понимание человека детьми и подростками | ||
Понимание человека взрослыми людьми | ||
Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми | ||
Проверка знаний | ||
Я живу среди людей | ||
Что значит быть воспитанным и культурным | ||
Разные роли | ||
Как мы выглядим | ||
Подведение итогов |
всего 35 часов
Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Познай себя» 6 класс
№ | Дата | Название темы | Направленность | ТЕСТЫ, АНКЕТЫ, МЕТОДИКИ, ДИАГНОСТИКИ | Характеристика деятельности учащихся | |
Введение | -На усиление самостоятельной практической и умственной деятельности | -моделировать объект и объём; -характеризовать особенности деятельности; - анализировать полученный материал. | ||||
Впечатление о другом человеке | ||||||
Внешний вид | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности восприятия -определить темперамент | -воспроизводить сказку, рассказ; -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -исследовать контуры фигуры. | ||||
Речь | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности восприятия -Ориентация в пространстве -Определить уровень тревожности | -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -объяснять свое поведении. | ||||
Как люди воспринимают друг друга | ||||||
Первое впечатление | -Развитие произвольности внимания | -пересказывать и понимать услышанное; -описывать предметы и явления; -обсуждать в группах героев и их поступки. | ||||
Отношение к человеку и восприятия | -Ориентация в пространстве -Познакомить с системой Люшера. | диагностика | -описывать форму и цвет предмета; -находить различия и сходства; -исследовать объект. | |||
Прошлый опыт и восприятие | -Развитие произвольности восприятия | -моделировать объект и объём; -характеризовать особенности деятельности; - анализировать полученный материал. | ||||
Проверка знаний | -Развитие тонкой моторики -Ориентация в пространстве | -подбирать похожие объекты, составляя в одно целое; -сравнивать звучащие предметы; -обсуждать в группах звучащие предметы; -исследовать свои способности. | ||||
Восприятие человека людьми разного возраста | -Развитие мышления -Словарное развитие -Развитие произвольности запоминания | -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -объяснять свое поведении. | ||||
Влияние профессии на восприятие | -Развитие тонкой моторики -Ориентация в пространстве | Диагностика | -воспроизводить сказку, рассказ; -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -исследовать контуры фигуры. | |||
Как воспринимают меня | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Тест | -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -объяснять свое поведении. | |||
Потребность в общении | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -объяснять движения и поведение в данной ситуации. | ||||
Психологические особенности человека и общение | -Развитие тонкой моторики -Ориентация в пространстве | Диагностика | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Стиль и манера общения | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Тест | -анализировать рисунок и работать по плану; -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | |||
Пространство и время общения | -Развитие мышления -Словарное развитие -Развитие произвольности запоминания | -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | ||||
Слушать и слышать | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Диагностика | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Проверка знаний | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Диагностика | -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | |||
Виды общения | ||||||
Непосредственное общение | -Развитие тонкой моторики -Ориентация в пространстве | Тест | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Особые виды общения | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | ||||
Уметь общаться | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Диагностика | -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | |||
Общение и отношения | ||||||
Межличностные отношения | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Тест | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Симпатия, антипатия | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | ||||
Товарищество и дружба | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Диагностика | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Любовь | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | ||||
Проверка знаний | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Диагностика | -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Общение и понимание людьми друг друга | ||||||
Психические процессы и понимание | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Тест | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Стереотипы понимания | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | ||||
Понимание другого человека | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | ||||
Особенности понимания человека детьми и взрослыми | ||||||
Понимание человека детьми и подростками | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Диагностика | -анализировать рисунок и работать по плану; -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | |||
Понимание человека взрослыми людьми | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Тест | -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Диагностика | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Проверка знаний | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | ||||
Я живу среди людей | ||||||
Что значит быть воспитанным и культурным | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Тест | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Разные роли | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Диагностика | -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям. | |||
Как мы выглядим | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Диагностика | -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
Подведение итогов | -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения | Тест | -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы. | |||
всего 35 часов