Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

Класс

Обучающиеся должны:

· иметь общие представления о внутреннем мире человека

· иметь общие представления о самопознании и саморазвитии

· иметь общие представления о процессах памяти и внимания

· иметь представления о способах развития памяти и внимания

· понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы

· знать способы саморегуляции, доступные возрасту

Предметно-информационная составляющая образованности:

· уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям

· уметь свободно выражать свои чувства и переживания

· уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми

· иметь навыки самопознания, доступные возрасту

· иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту

· владеть навыками конструктивного общения

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

· понимать необходимость самопознания для саморазвития человека

· осознавать уникальность своей личности и личности другого

· осознавать самоценность каждого человека и ценность общения

· понимать роль памяти и внимания в успешности учебной деятельности

Ценностно-ориентационная составляющая образованности

Учебно-методическое обеспечение

1. Аудио-, видеозаписи

2. Методики изучения видов и качеств внимания

3. Методики изучения различных видов памяти

4. Набор открыток сюжетного содержания

5. Набор таблиц для изучения видов и свойств внимания

6. Набор тематических таблиц

7. Набор фотографий видов природы, портретов людей.

8. Психологические тесты

9. Репродукции картин, рисунки детей для определения эмоционального состояния человека

10. Тексты для анализа психологических си

Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на основной ступени общего образования

Уровни психолого-педагогического сопровождения Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности - student2.ru

Индивидуальное Групповое На уровне класса На уровне ОУ

Содержание программы второго года обучения.

Вводное занятие.Беседа «Сто вопросов самому себе.»

Темперамент.

Теоретическая часть: Темперамент, его типы и характеристики. Как влияет на жизнь и развитие человека его темперамент. Управление темпераментом в общении с другими людьми. Функциональные состояния человека. Эмоции и эмоциональное состояние. Характеристика эмоций (интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх, стыд, чувство вины, стресс, дистресс).

Практическая часть: тестирование «Сотри случайные черты»

Тест-опросник Айзенка.

Шкала оценки реактивной и личностной тревожности.

Бланковая методика САН.

Самооценка эмоциональных состояний.

Шкала оценки значимости эмоций.

Характер.

Теоретическая часть: Характер человека, как он формируется. Что такое «индивид», «личность», «индивидуальность». Духовный мир личности. О привычках и воле. «Человек привычки». «Человек воли». «Человек нравственный».Слабоволие как реакция на эмоциональные барьеры. Слабоволие, проявляющееся в упрямстве. Слабоволие как реакция на кризис в жизни.

Практическая часть: тестирование:

Какой у вас характер.

Характер по почерку (письмо – геометрия души).

Нравитесь ли вы людям.

Шкала по оценке степени самоуважения.

Письмо самому себе.

Этические ролевые игры.

О потребностях, мотивах и действиях.

Теоретическая часть: Я и мои потребности. Анатомия желания. От чего зависит удовлетворение потребности? Две стороны потребности. Идея потребности. Мотивационное выражение потребностей. Направляющая сила мотива. Потребность, желание, действие. Техника удовлетворения потребностей. Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении.

Практическая часть:

Шкала оценки мотивации одобрения.

Сочинение- рассуждение «Мотив двигатель поступка».

Ролевая игра « Желание - действие».

Память, внимание, мышление.

Теоретическая часть: Память и ее виды. Память человека, секреты ее развития. Я развиваю память. Учусь управлять своим воображением. Черты патогенного мышления. Основные черты саногенного мышления. Внимание его виды.Внимательность и невнимательность. Мнемоника. Связь эмоций и чувств человека с познавательными процессами.

Практическая часть: диагностика.

Практикум «Как развить свое внимание и внимательность».

Практикум «как стать человеком внимательным».

Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.

Обучающая методика «Смысловые единицы».

Обучение приемам развития концентрации внимания.

Дружба.

Теоретическая часть: Понятие о дружбе. Критерии дружбы и качества настоящего друга. Как стать интересным. Чтение и обсуждение : В. Короленко «Дети подземелья»; С. Михалков «Благодарный заяц».Внимание: конфликт! Анатомия конфликта. Стили разрешения конфликта.

Практическая часть:

Подбор и анализ пословиц и поговорок о дружбе.

Музыкальная пауза: Г. Гладков, сл. Ю. Энтин. «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты»; В.Высоцкий. «Песня о друге». Комментарии.

Просмотр м/ф «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Обсуждение.

Упражнение – тест «Я - учусь дружить».

Ситуация – проба : «Подбодрить друга», «Друг моего друга».

Игра «Каждый – часть целого».

Игра «Как быть толерантным».

Практическое занятие по примирению «Особенное мнение».

Итоговое занятие.

Тренинги по пройденным темам. Разработка программы по самовоспитанию Подведение итогов работы за год.

Й класс

Название темы Количество часов
Введение
Впечатление о другом человеке
Внешний вид
Речь
Как люди воспринимают друг друга
Первое впечатление
Отношение к человеку и восприятия
Прошлый опыт и восприятие
Проверка знаний
Особенности восприятия человека детьми и взрослыми
Восприятие человека людьми разного возраста
Влияние профессии на восприятие
Как воспринимают меня
Общение разных людей
Потребность в общении
Психологические особенности человека и общение
Стиль и манера общения
Пространство и время общения
Слушать и слышать
Проверка знаний
Виды общения
Непосредственное общение
Особые виды общения
Уметь общаться
Общение и отношения
Межличностные отношения
Симпатия, антипатия
Товарищество и дружба
Любовь
Проверка знаний
Общение и понимание людьми друг друга
Психические процессы и понимание
Стереотипы понимания
Понимание другого человека
Особенности понимания человека детьми и взрослыми
Понимание человека детьми и подростками
Понимание человека взрослыми людьми
Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми
Проверка знаний
Я живу среди людей
Что значит быть воспитанным и культурным
Разные роли
Как мы выглядим
Подведение итогов

всего 35 часов

Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Познай себя» 6 класс

Дата Название темы Направленность ТЕСТЫ, АНКЕТЫ, МЕТОДИКИ, ДИАГНОСТИКИ Характеристика деятельности учащихся
  Введение -На усиление самостоятельной практической и умственной деятельности   -моделировать объект и объём; -характеризовать особенности деятельности; - анализировать полученный материал.
Впечатление о другом человеке
  Внешний вид -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности восприятия -определить темперамент   -воспроизводить сказку, рассказ; -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -исследовать контуры фигуры.
  Речь -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности восприятия -Ориентация в пространстве -Определить уровень тревожности   -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -объяснять свое поведении.
Как люди воспринимают друг друга
  Первое впечатление -Развитие произвольности внимания   -пересказывать и понимать услышанное; -описывать предметы и явления; -обсуждать в группах героев и их поступки.
  Отношение к человеку и восприятия -Ориентация в пространстве -Познакомить с системой Люшера. диагностика -описывать форму и цвет предмета; -находить различия и сходства; -исследовать объект.
  Прошлый опыт и восприятие -Развитие произвольности восприятия   -моделировать объект и объём; -характеризовать особенности деятельности; - анализировать полученный материал.
  Проверка знаний -Развитие тонкой моторики -Ориентация в пространстве   -подбирать похожие объекты, составляя в одно целое; -сравнивать звучащие предметы; -обсуждать в группах звучащие предметы; -исследовать свои способности.
  Восприятие человека людьми разного возраста -Развитие мышления -Словарное развитие -Развитие произвольности запоминания   -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -объяснять свое поведении.
  Влияние профессии на восприятие -Развитие тонкой моторики -Ориентация в пространстве Диагностика -воспроизводить сказку, рассказ; -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -исследовать контуры фигуры.
  Как воспринимают меня -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Тест -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -объяснять свое поведении.
  Потребность в общении -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения   -наблюдать за движениями и их воспроизводить в точности; -объяснять движения и поведение в данной ситуации.
  Психологические особенности человека и общение -Развитие тонкой моторики -Ориентация в пространстве Диагностика -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Стиль и манера общения -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Тест -анализировать рисунок и работать по плану; -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
  Пространство и время общения -Развитие мышления -Словарное развитие -Развитие произвольности запоминания   -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
  Слушать и слышать -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Диагностика -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Проверка знаний -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Диагностика -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
Виды общения
  Непосредственное общение -Развитие тонкой моторики -Ориентация в пространстве Тест -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Особые виды общения -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения   -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
  Уметь общаться -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Диагностика -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
Общение и отношения
  Межличностные отношения -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Тест -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Симпатия, антипатия -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения   -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
  Товарищество и дружба -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Диагностика -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Любовь -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения   -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Проверка знаний -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Диагностика -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
Общение и понимание людьми друг друга
  Психические процессы и понимание -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Тест -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Стереотипы понимания -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения   -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
  Понимание другого человека -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения   -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
Особенности понимания человека детьми и взрослыми
  Понимание человека детьми и подростками -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Диагностика -анализировать рисунок и работать по плану; -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
  Понимание человека взрослыми людьми -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Тест -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Влияние профессии на понимание человека детьми и взрослыми -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Диагностика -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Проверка знаний -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения   -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
Я живу среди людей
  Что значит быть воспитанным и культурным -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Тест -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Разные роли -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Диагностика -обсуждать в группах материал задания; -характеризовать фигуры по их особенностям.
  Как мы выглядим -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Диагностика -обсуждать в группах материал задания; -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
  Подведение итогов -Развитие произвольности внимания -Развитие произвольности запоминания -Развитие произвольности восприятия -Развитие воображения Тест -находить различия и сходства; -проводить анализ упражнения; -пересказывать и понимать услышанное; -описывать явления и предметы.
             

всего 35 часов

Инструкция к тесту

Проводится три серии испытаний.

Первая серия

Испытуемым дают карточки, на каждой из которых написано одно из суждений. Испытуемому предлагается выбрать все карточки с мотивами, которые имеют очень большое значение для учения.

Вторая серия

Из всех карточек надо отобрать только 7 карточек, на которых написаны, по мнению испытуемого, особенно важные суждения.

Третья серия

Из всех карточек надо отобрать только 3 карточки, на которых написаны особенно важные для испытуемого суждения.

Тестовый материал

1. Понимаю, что ученик должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования учителя.

3. Хочу окончить школу и учиться дальше.

4. Хочу быть культурным и развитым человеком.

5. Хочу получать хорошие отметки.

6. Хочу получать одобрение учителей и родителей.

7. Хочу, чтобы товарищи были всегда хорошего мнения обо мне.

8. Хочу, чтобы в классе у меня было много друзей.

9. Хочу быть лучшим учеником в классе.

10. Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех.

11. Хочу, чтобы не ругали родители и учителя.

12. Не хочу получать плохие отметки.

13. Люблю узнавать новое.

14. Нравится, когда учитель рассказывает что-то интересное.

15. Люблю думать, рассуждать на уроке.

16. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

17. Мне интересно беседовать с учителем на разные темы.

18. Мне больше нравится выполнять учебное задание в группе, чем одному.

19. Люблю решать задачи разными способами.

20. Люблю все новое и необычное.

21. Хочу учиться только на «4» и «5».

22. Хочу добиться в будущем больших успехов.

Ключ к тесту

Мотивы:

  • долга и ответственности: 1 – 2 суждения;
  • самоопределения и самосовершенствования: 3 - 4;
  • благополучия: 5 - 6;
  • коммуникативные: 7 -8;
  • престижа: 9 - 10;
  • избегания неудачи: 11 - 12;
  • учебно-познавательные (содержание учения): 13 - 14;
  • учебно-познавательные (процесс учения): 15 - 16;
  • сотрудничества: 17 - 18;
  • творческой самореализации: 19 - 20;
  • достижения успеха: 21 - 22.

Обработка результатов теста

При обработке результатов учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех сериях у испытуемого наблюдались одинаковые ответы, в противном случае, выбор считается случайным и не учитывается.

Метапредметные УУД №4

Регулятивные УУД

1. Методика «Как поступить?»

Цель: выявление отношения ребенка к нравственным категориям «честность», «принципиальность», в ситуациях, связанных с нарушением моральных норм (выходная диагностика).

Учитель знакомит учащихся с ситуацией и предлагает написать свое решение с кратким объяснением, почему именно так поступишь. Обращается внимание детей на честность, принципиальность при решении ситуации.

Ситуация 1

Идет контрольная работа. Ты выполнил все задания. Твой товарищ не знает решения задачи и просит тебя дать ему списать. Как ты поступишь и почему?

Ситуация 2

Ты не можешь решить контрольную работу. Твой товарищ предлагает списать у него. Как поступишь?

Ситуация 3

Ты получил плохую отметку и знаешь, что если родители узнают об этом, то они тебя накажут. Сообщишь ли ты родителям о плохой отметке?

Обработка данных.

I уровень – устойчиво-положительное отношение к нравственным категориям;

II уровень – неустойчиво-ситуативное (В зависимости от условий ситуации. Например, «Если он мне даст, тогда и я ему дам»);

III уровень – устойчиво-отрицательное.

Уровень определяется по каждой ситуации. Общий уровень отношения учащегося к нравственным нормам определяется следующим образом:

1. Если все ситуации решены на I уровне (II или III), то общий уровень, соответственно, - I (II или III).

2. Если две ситуации имеют решение одинакового уровня, а третья уровнем выше или ниже, то общий уровень – II.

3. Если при решении ситуации у одного ребенка выявлен I, II и III уровни, то общий уровень - II.

Подсчитать количество (%) учащихся по группам I, II, III уровня.

2. «Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю. Яшина) №5

Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям (выходная диагностика).

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты. Ребенок, выбрав один из предложенных ответов, записывает только одну букву, соответствующую выбранному ответу. Варианты возможных ответов могут быть написаны на доске.

1. Считаешься ли ты с мнениями других ребят?

а) да; б) иногда; в) никогда.

2. Обижаешь ли ты своих одноклассников?

а) никогда не обижаю; б) иногда обижаю; в) часто обижаю.

3. Бывает ли у тебя сожаление о плохом отношении к своим товарищам?

а) да; б) иногда; в) никогда.

4. Как ты относишься к делам класса?

а) ответственно, с желанием выполняю поручение;

б) заставляю себя его выполнить;

в) не всегда довожу начатое дело до конца.

5. Уважительно относишься к взрослым (родителям, учителям)?

а) да, б) не всегда, в) нет.

6. Сочувствуешь ли ты другим людям?

а) всегда пытаюсь утешить, помочь;

б) иногда сочувствую, иногда нет;

в) никогда не сочувствую.

Обработка данных.

Уровень развития у ребенка качеств личности и межличностных отношений определяются при помощи балльной системы. Ответы типа а) оцениваются в 1 балл, б) - 0,5 балла, в)– 0 баллов.

Учитель дает также собственную оценку каждого ответа ребенка и выставляет соответствующие баллы. Далее вычисляется среднее арифметическое суммы баллов за ответы, выбранные самим ребенком, и баллов, поставленных учителем. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 6-5 баллов; средний уровень – 4,5-2,5 балла; низкий уровень – 2-0 баллов.

Если все оценки ребенка и учителя совпадают, то можно делать вывод о том, что оцениваемое качество личности у ребенка действительно существует, является устойчивым. Полученные результаты заносятся в таблицу 6 условным знаком (+):

Класс

Обучающиеся должны:

· иметь общие представления о внутреннем мире человека

· иметь общие представления о самопознании и саморазвитии

· иметь общие представления о процессах памяти и внимания

· иметь представления о способах развития памяти и внимания

· понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы

· знать способы саморегуляции, доступные возрасту

Предметно-информационная составляющая образованности:

· уметь определять эмоциональное состояние человека по внешним проявлениям

· уметь свободно выражать свои чувства и переживания

· уметь сотрудничать со сверстниками и взрослыми

· иметь навыки самопознания, доступные возрасту

· иметь навыки саморегуляции, соответствующие возрасту

· владеть навыками конструктивного общения

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности

· понимать необходимость самопознания для саморазвития человека

· осознавать уникальность своей личности и личности другого

· осознавать самоценность каждого человека и ценность общения

· понимать роль памяти и внимания в успешности учебной деятельности

Наши рекомендации