Понятие мышления. Характеристики мышления.
Мышление - психический процесс познавательной деятельности, характеризуемый опосредованным, обобщенным отражением действительности. Мышление создает идеальный образ действительности. Опосредованный характер мышлениясубъекта определяется интериоризацией им знаний и опыта предшествующих поколений, приобретенных в процессе обучения и жизни в целом. Мышление позволяет выявить и попять то, что непосредственно не воздействует на анализаторы, а становится доступным благодаря косвенным признакам. Обобщенный характер мышлениявыражается в том, что воспринимаются субъектом единичные объекты и явления, а мыслить он способен обобщенно. Связь мышления с языком и речьюпредставлена в цитатах: «...в речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем...», - писал СЛ. Рубинштейн. Связь мышления с речью подчеркивает социальную природу обоих психических процессов. Знания, созданные человечеством, сохраняются с помощью языка. Усвоение знаний, передаваемых в языковой форме, требует мыслительной деятельности; Проблемный характер мышления- познавательная потребность, которая реализуется в процессе поиска и усвоения знаний. По типурешаемыхсубъектом задач и особенностей мыслительной деятельности субъекта различают практическое и теоретическое мышление. Практическое мышлениенаправлено на физическое преобразование действительности, связано с отражением частной практической ситуации, в которой совершается деятельность. Теоретическое мышлениенаправлено на выявление каких-либо закономерностей и опирается на научные понятия, как правило, оно несвязано с отражением конкретной ситуации реализации деятельности. Наглядно-действенное мышлениехарактеризуется отражением, осуществляемым непосредственно в процессе деятельности человека.Наглядно-образное мышлениереализуется при отражении образного материала. При этом человек представляет реальные объекты. Вербально-логическое мышлениеотражает такие факты, закономерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному наглядно-действенному и образному познанию. Это понятийное мышление. Оно осуществляется на материале слов, обобщавших как конкретные. В зависимости от степени осознанности и временных характеристик выделяют логическое(аналитическое) и интуитивное мышление. Логическое мышлениеосознанно, развернуто во времени, в нем реализуется ряд операций мыслительной деятельности. Логическое. Интуитивное мышлениереализуется субъектом как сознательно, так и на бессознательном уровне. «Интуиция - сестра информации», - писал К.К. Платонов. Интуитивное мышление начинается с постановки задачи, осмысления имеющейся и получаемой информации, осуществления ее переработки сознанием, в ходе которой ряд близких автоматизированных сенсорных, перцептивных мнемических и мыслительных навыков, осуществляя взаимный положительный перенос, обобщаются в интуицию, обеспечивая решение поставленной задачи, при наличии у субъекта достаточного опыта мыслительной деятельности и знаний, которыми он может оперировать. Все перечисленные виды вербалъно-логического мышления относят к теоретическому типу мышления. Творческое мышлениепротивопоставляется обычно репродуктивному,оно характеризуется высокой продуктивностью, новизной получаемого продукта и своеобразием процесса его получения. Обычно его относят к теоретическому типу мышления, хотя оно может быть и наглядно-образным. Выделяют также дивергентное и конвергентное мышление: дивергентное мышлениехарактеризуется процессом «движения в разных направлениях», расхождением идей, с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Его часто ассоциируют с творческим мышлением, так как оно нередко дает новые идеи и решения; конвергентное мышлениехарактеризуется сведением вместе или синтезом информации и знаний, сосредоточением на избранном пути решения проблемы. Такой стиль мышления часто избирается в связи с необходимостью решения задач, имеющих только одно правильное решение. Спортивные психологи выделяют оперативное (тактическое) мышление- быструю переработку различной информации, принятие решений в ситуации дефицита времени; оперирование не абстрактными понятиями, а рабочими операциями, направленными на решение конкретных задач.
Билет 53