Понятие мышления. Характеристики мышления.

Мышление - психический процесс познавательной деятельнос­ти, характеризуемый опосредованным, обобщенным отражением действительности. Мышление создает идеальный образ действительности. Опосредованный характер мышлениясубъекта определяется интериоризацией им знаний и опыта предшествующих поколений, при­обретенных в процессе обучения и жизни в целом. Мышление позволя­ет выявить и попять то, что непосредственно не воздействует на анали­заторы, а становится доступным благодаря косвенным признакам. Обобщенный характер мышлениявыражается в том, что воспринимаются субъектом единичные объекты и явления, а мыслить он способен обобщенно. Связь мышления с языком и речьюпредставлена в цитатах: «...в речи мы формулируем мысль, но, формулируя, мы сплошь и рядом ее формируем...», - писал СЛ. Рубинштейн. Связь мышления с речью подчеркивает социальную природу обоих психических процессов. Знания, созданные челове­чеством, сохраняются с помощью языка. Усвоение знаний, переда­ваемых в языковой форме, требует мыслительной деятельности; Проблемный характер мышления- познавательная потреб­ность, которая реализуется в процессе поиска и усвоения знаний. По типурешаемыхсубъектом задач и особенностей мысли­тельной деятельности субъекта различают практическое и теоре­тическое мышление. Практическое мышлениенаправлено на физическое преобра­зование действительности, связано с отражением частной практи­ческой ситуации, в которой совершается деятельность. Теоретическое мышлениенаправлено на выявление каких-либо закономерностей и опирается на научные понятия, как правило, оно несвязано с отражением конкретной ситуации реализации деятельности. Наглядно-действенное мышлениехарактеризуется отраже­нием, осуществляемым непосредственно в процессе деятельнос­ти человека.Наглядно-образное мышлениереализуется при отражении образного материала. При этом человек представляет реальные объекты. Вербально-логическое мышлениеотражает такие факты, законо­мерности и причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному наглядно-действенному и образному познанию. Это по­нятийное мышление. Оно осуществляется на материале слов, обобща­вших как конкретные. В зависимости от степени осознанности и временных характе­ристик выделяют логическое(аналитическое) и интуитивное мышление. Логическое мышлениеосознанно, развернуто во времени, в нем реализуется ряд операций мыслительной деятельности. Логи­ческое. Интуитивное мышлениереализуется субъектом как сознатель­но, так и на бессознательном уровне. «Интуиция - сестра информации», - писал К.К. Платонов. Интуитивное мышление начинается с постановки задачи, осмысления имеющейся и получаемой информа­ции, осуществления ее переработки сознанием, в ходе которой ряд близких автоматизированных сенсорных, перцептивных мнемических и мыслительных навыков, осуществляя взаимный положитель­ный перенос, обобщаются в интуицию, обеспечивая решение поставленной задачи, при наличии у субъекта достаточного опыта мыслительной деятельности и знаний, которыми он может опериро­вать. Все перечисленные виды вербалъно-логического мышления относят к теоретическому типу мышления. Творческое мышлениепротивопоставляется обычно репродуктивному,оно характеризуется высокой продуктивностью, но­визной получаемого продукта и своеобразием процесса его получе­ния. Обычно его относят к теоретическому типу мышления, хотя оно может быть и наглядно-образным. Выделяют также дивергентное и конвергентное мышление: дивергентное мышлениехарактеризуется процессом «дви­жения в разных направлениях», расхождением идей, с тем, чтобы охватить различные аспекты, имеющие отношение к данной проблеме. Его часто ассоциируют с творческим мышлением, так как оно нередко дает новые идеи и решения; конвергентное мышлениехарактеризуется сведением вместе или синтезом информации и знаний, сосредоточением на избранном пути решения проблемы. Такой стиль мышления часто избирается в связи с необходимостью решения задач, имеющих только одно правильное решение. Спортивные психологи выделяют оперативное (тактичес­кое) мышление- быструю переработку различной информации, принятие решений в ситуации дефицита времени; оперирование не абстрактными понятиями, а рабочими операциями, направленными на решение конкретных задач.

Билет 53

Наши рекомендации