Установление типа следственной ситуации и позволяет наметить первоочередные следственные действия, назначить ряд необходимых криминалистических экспертиз.
В самом общем виде следственные ситуации могут быть подразделены на два вида: доследственные и первоначально-следственные ситуации.
В доследственных ситуациях, как известно, осуществляется обнаружение события преступления
— индикация, опознание признаков, необходимых для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. (Эти ситуации также требуют специальной типологической проработки.)
Первоочередной распознавательной задачей следователя при анализе информационно-исходной ситуации являются:
1)выявление всех наличных признаков преступления определенного вида;
2)определение разрывов в цепи этих признаков на основе общего эталона, модели совокупности признаков данного вида преступления.
Формулировка проблемы — начальное звено познавательного взаимодействия субъекта с объектом познания.
Проблема берет начало в проблемной ситуации, в объективной действительности, но сама по себе является категорией психологической, — она связана с порождением познавательного мотива и выдвижением предварительных предположений (гипотез) о возможных способах разрешения данной проблемы. Если проблемная ситуация получает некоторое преобразование исходных условий, возникает задача.
В познавательной задаче уже имеется возможность оперирования исходными данными. Задача — это структурно организованная проблема. Элементы задачи — условия и искомое — находятся в определенной зависимости, связях. На основе этих объективных зависимостей и осуществляется процесс определения и поиска неизвестных элементов.
В результате профессионального анализа исходная проблемная следственная ситуация преобразуется следователем в систему конкретных задач расследования. Правильное определение задач расследования — основное, базовое условие следственно-поисковой деятельности.
Используя общие подходы к решению задач различного типа, следователь развертывает исходную информационную ситуацию, переводит ее в ситуацию последовательных подзадач.
Все познавательно-поисковые задачи делятся на три класса:
- задачи на распознание;
- задачи на конструирование;
- задачи на объяснение и доказательство.
Структурно-функциональный метод решения познавательно-поисковых задач и является основным методом познавательно-поисковой деятельности следователя.
В ситуациях с острым дефицитом исходной информации поисковая деятельность следователя приобретает эвристический характер. Эвристические задачи возникают в случаях, когда зона поиска слишком обширна, а исходные данные слишком ограниченны.
Эвристический поиск — это выбор оптимального направления в сужении зоны поиска, выбор минимальных средств для достижения максимального познавательного результата. С этой целью следователь и распознает в расследуемой ситуации определенную типовую ситуацию, применительно к которой уже апробирована известная система наиболее эффективных средств познавательного поиска.
Для ликвидации распознанных пробелов в поле познания используются методы интерполяции, экстраполяции, интерпретации и мысленного эксперимента.
Методом интерполяции (от лат. "interpolatio" — направление внутрь) по ряду данных значений находятся функции промежуточных значений.
Так, если даны первые звенья и последний член числовой последовательности: 2, 4, 8, 16, (?), 64, то для заполнения имеющегося пробела необходимо рассмотреть имеющиеся числа, найти устойчивую зависимость между ними, на основе этого становится возможной ликвидация пробела.
Методом экстраполяции (от лат. "extra" — вне; "polio" — направляю) разрешаются задачи, допускающие перенос обобщений одних явлений на другие такого же рода или обобщение явления в целом по его части. Здесь осуществляется перенос знаний, аналогия.
Но в следственной практике встречаются и такие ситуации, когда задача состоит не в поиске звеньев разорванной цепи причинно-следственных последовательностей, а в том, чтобы объяснить явление, поведение человека, интерпретировать его.
Одним из дополнительных методов следственного познания является мысленный эксперимент.. Эвристическая значимость мысленного эксперимента состоит в том, что он связывает эмпирическое познание с теоретическим; при этом становится возможным преодоление тех познавательных трудностей, которые не разрешаются только на эмпирическом уровне.
Во всех рассмотренных случаях общим способом решения познавательных проблем является информационное моделирование.
Информационная модель — это специально создаваемая, мысленно представляемая система, отображающая элементы проблемной ситуации и позволяющая осуществить преобразование этих элементов с целью нахождения информации для решения задач
Интерпретируя модельный образ события, следователь должен ставить ряд конкретных вопросов:
какие действия должны были совершить преступник и потерпевший в данных условиях;
при каких условиях эти действия могли быть выполнимыми;
какие следы, признаки-последствия и где должны были при этом появиться.
Оптимальная следственная стратегия — это адекватный подход к решению познавательно-поисковых задач в зависимости от их типа.
Для этого необходима классификация, типологизация следственных ситуаций. Нам представляется возможным произвести эту типологизацию по трем основаниям: 1) по содержательной специфике исходной информации; 2) по уровню дефицита исходной информации в отношении различных обстоятельств, подлежащих выяснению;
3)по тактическим особенностям обусловленным позицией обвиняемого, подозреваемого
Исходная проблемно-поисковая следственная ситуация порождает систему подзадач, требующих использования ключевых данных для их разрешения.
В условиях дефицита исходной информации следователь пользуется не методом проб и ошибок, не перебором всех возможных вариантов действий, а применяет определенную стратегию— оптимальную общую схему деятельности, позволяющую ему сократить число возможных действий и достигать цели кратчайшим путем.
Стратегии как общие способы деятельности могут быть линейными (алгоритмичными) и эвристическими. Линейные стратегии применяются в ситуациях с заранее определенным однозначным исходом. Эвристические стратегии — это способы деятельности в многовероятностных ситуациях, оптимизирующие процесс решения задач определенного класса.
Стратегия (от лат. "strategia" — веду войско) — общий способ оптимального движения в направлении к цели при минимизации возможной ошибочности избранного пути.
Общие подходы к расследованию, определяемые типичным своеобразием исходной информации, и есть стратегия расследования.
Стратегия решения типовых задач заключается в выявлении в ее исходных условиях (ситуациях) последовательного ряда взаимосвязанных простых задач — смысловых структур.
Распознание в следственной ситуации смысловых структур — основа следственно-поисковой стратегии. При этом в исходной ситуации просматриваются определенные элементы с необходимыми функциональными свойствами.
Динамика расследования, его развитие предопределяется исходной стадией движения информационной модели. Она связана с выдвижением следственных версий.
Версия — эвристический механизм расследования путем вероятностного ретроспективного моделирования. Определяя обстоятельства, подлежащие выявлению, версия придает общее направление расследованию, обусловливает определенную систему следственных действий.
Следственные версии конструируются с учетом взаимосвязей элементов состава преступления. Так, способ совершения преступления объединяется в версии с предположением о субъекте преступления, которое неизбежно связывается с предположением о мотиве преступления; версии о способе совершения преступления строятся с учетом обстоятельств, свидетельствующих о личности преступника, и т.д.
Как форма гипотетического мышления версия (гипотеза) является логической категорией, но как процесс движения вероятностного мышления формирование и использование версии имеет свою психологическую природу.
Обоснованная версия формируется на соответствующей познавательной базе. Она должна быть реальной, учитывающей наиболее вероятные взаимосвязи и отношения в расследуемом событии.
Процесс образования версий имеет ряд стадий:
обнаружение явления, требующего своего объяснения, но не объяснимого полностью в данный момент имеющимися знаниями;
всестороннее исследование доступных наблюдению свойств, признаков, сторон явления, причины которого должны быть найдены;
выяснение всех обстоятельств, связанных с ним, — предшествующих, сопутствующих и последующих;
выявление оснований для возможных высоковероятностных предположений, выведение обоснованного гипотетического суждения, его критический анализ.
Версии необходимы для выведения из них всех возможных следствий. Далее следует проверка соответствия этих следствий фактам действительности.
Версионное моделирование осуществляется системой "шагов":
1 — выдвинуть все возможные версии (первоначальное количество версий может быть относительно большим — это уменьшает возможность упущения наиболее вероятностной версии);
2 — четко определить обстоятельства, обосновывающие каждую версию;
3 — произвести исключение необоснованных версий;
4 — произвести ранжирование веса доказательств применительно к каждой допущенной версии (по трехбалльной системе);
5 — определить все возможные следствия по каждой версии, наметить систему первоочередных следственных действий для проверки выдвинутых версий.
Центральным звеном следственного поиска является переход от версии к достоверным знаниям, от информационно-вероятностной к информационно-достоверной модели события. Этот качественный скачок следственного познания осуществляется посредством проверки версий.
Проверка версий — сложный интеллектуальный процесс, связанный с разрешением ряда проблем. Перед следствием прежде всего возникают вопросы: какова система необходимых в данном случае следственных действий, какими тактическими приемами внутри этих следственных действий следует воспользоваться для проверки общей версии расследования.
С этой целью следователь вначале мысленно экстраполирует все возможные следствия из каждой версии на те следы, которые должны быть при этом обнаружены.
В расследовании необходимо выдвигать все возможные следствия на каждой версии.
Эффективность расследования связана как со способностью выдвигать обоснованные версии, так и со способностью усматривать и исследовать все необходимые следствия из выдвинутых версий.
Версия опровергается противоречащим ей фактом, если этот факт установлен достоверным способом. Но неподтверждение следствием версии недостаточно для ее опровержения, так как при этом могут быть не установлены (не опознаны) признаки других следствий. Достоверное же подтверждение одной версии опровергает все другие; тем самым исключается необходимость их обязательной проверки.
Достоверная информационная модель расследуемого события формируется в результате выдвижения и проверки такой версии, все следствия которой реально подтверждены и дают всем фактам единственно возможное объяснение.