Социально-психологические проблемы
Управления конфликтом
Учебное пособие
Москва, 2007
Оглавление
Предисловие…………………………………………………………………….4
Введение ………………………………………………………………………..6
Глава 1. Социально-психологические факторы управления конфликтом…8
1.1. Структура проблемной ситуации………………………………………8
1.2. Психологическая структура конфликта………………………………15
1.3. Психологические основания управления конфликтом……………...18
1.4. Экспектации как фактор конфликтности взаимоотношений……….19
Контрольные вопросы…………………………………………………….…………24
Глава 2. Базовые техники управления конфликтом………………………...25
2.1. «Я-высказывание»………………………………………………………….25
2.2. «Активное слушание»……………………………………………………27
2.3. Умение сказать «нет»………………………………………………….…30
2.4. «Стратегия переговоров прорыва»……………………………………….33
2.5. «Метод принципиальных переговоров»……………………………..…35
2.6. Медиация…………………………………………………………………36
Контрольные вопросы………………………………………………………………39
Глава 3. Внутриличностный конфликт……………………………………...40
3.1. Психологический анализ внутриличностного конфликта…………….40
Анализ проблемной ситуации 1…………………………………………..…44
Контрольные вопросы………………………………………………………………46
Глава 4. Межличностный конфликт…………………………………………47
4.1. Психологический анализ межличностного конфликта……………..…47
Анализ проблемной ситуации 2……………………………………………..48
Анализ проблемной ситуации 3……………………………………………..49
Контрольные вопросы………………………………………………………..53
Глава 5. Групповой конфликт……………………………………………… .54
5.1. Исследование групповых конфликтов в социальной психологии…….54
5.2. Конфликт «личность — группа»…………………………………….…. 58
5.3. Особенности управления межгрупповым конфликтом в организации..60
Анализ проблемной ситуации 4………………………………………………66
Контрольные вопросы……………………………………………………..….73
Глава 6. Конфликты в общеобразовательных учреждениях………………..74
6.1. Конфликты в дошкольных образовательных учреждениях……………74
Анализ проблемной ситуации 5………………………………………………75
6.2. Исследование особенностей конфликтов в общеобразовательной школе………………………………………………………………………….. .81
6.2.1 Проблемы взаимодействия субъектов образовательного процесса… .85
6.2.2. Анализ взаимных экспектаций участников совместной деятельности…………………………………………………………………………………..92
Контрольные вопросы…………………………………………………… …. 101
Библиография………………………………………………………………… 102
Приложения……………………………………………………………………107
Аннотация
В книге рассматриваются социально-психологические факторы конфликтных взаимоотношений, описаны подходы к прогнозированию, диагностике, профилактике конфликтов и управлению ими. Учебное пособие предназначено для обеспечения магистерского спецкурса «Социально-психологические проблемы управления конфликтом» и нацелено на освоение студентами теоретических основ и практики конструктивного управления конфликтами (психологической диагностики, профилактики, предупреждения, урегулирования, разрешения) в различных сферах жизнедеятельности современного человека.
Книга адресована студентам и преподавателям программы магистратуры «Социальная психология» факультета социальной психологии МГППУ, а также может быть полезной при изучении таких дисциплин, как «Деловое общение», «Социальная психология», «Конфликтология», «Психология конфликта» и т.д.
Предисловие
Учебное пособие «Социально-психологические проблемы управления конфликтом»подготовлено в рамках реализации в МГППУ инновационной образовательной программы «Формирование системы психологического образования в Университете как базовом ресурсном центре практической психологии». Одной из задач программы является создание эффективных моделей подготовки психологов в тех областях, где обучение осуществляется на основе традиционных подходов. При этом должны быть обеспечены подготовка психологов на уровне современных международных стандартов, а также формирование специалистов, способных к профессиональной деятельности в различных сферах социальной практики, и в первую очередь – в образовании.
Магистерская программа «Социальная психология» нацелена на подготовку высококвалифицированных психологов к работе, связанной с системой социального взаимодействия. Программа служит одним из средств преодоления существующего разрыва между требованиями, предъявляемыми сегодня к профессиональной деятельности психолога в различных сферах социальной практики, и сложившейся в России системой психологической подготовки.
Изучение психологии конфликта помогает более глубокому пониманию социально-психологических особенностей общения и взаимодействия людей. Несложно привести примеры конфликтного взаимодействия между двумя и более людьми, а также между индивидом и группой. Что же касается межгрупповых взаимоотношений, то это прежде всего различные войны, а также политические, религиозные и межнациональные конфликты. В нашем учебном пособии в основном внимание уделяется внутриличностным, межличностным и межгрупповым конфликтам малых групп, а также конфликтам между личностью и группой. Подробное рассмотрение конфликтных отношений между большими социальными группами не входит в задачи данного учебного пособия, так как эта сложная и многогранная тема заслуживает, на наш взгляд, специального рассмотрения.
Учебный курс, который обеспечивается материалами данного учебного пособия, реализуется в форме занятий «мастер-класс». Такая форма занятий подразумевает углубленное понимание и отработку студентами практических средств своей будущей профессиональной деятельности. Ряд занятий курса «Социально-психологические проблемы управления конфликтом» проходят в виде тренингов. Такая форма профессиональной подготовки чрезвычайно важна для приобретения студентами профессиональных навыков. Это необходимо и для того, чтобы предоставить возможность студентам осуществить свой личностный рост. Спецификой данного курса являются также упражнения по работе с реальными проблемными ситуациями. Возможны и другие формы работы.
Значительное место в курсе занимает творческая совместная деятельность преподавателя и студентов по разработке методических средств, способствующих целям исследования конфликтных ситуаций и управления ими.
К окончанию курса студенты должны профессионально вырасти — научиться лучше разбираться в отношениях между людьми, квалифицированно работать с реальными проблемами межличностного и межгруппового взаимодействия.
введение
Пособие рассчитано на студентов, которые ранее изучали психологию конфликта и знакомы с теоретико-методологическими основами этой дисциплины, знают типологию, структуру и динамику конфликта, основные стратегии и тактики поведения его участников, а также способы его завершения. Психологии конфликта как дисциплина возникла и развивалась на основе ряда отраслей психологической науки – таких, как психология общения, социальная психология и психология личности. В классической типологии выделяются следующие типы конфликтов: внутриличностные, «личность-личность», «личность-группа», «группа-группа».
Очень часто перечисленные типы конфликтов не существуют изолированно, а одновременно присутствуют в ситуации взаимодействия людей. Кроме того, существует тенденция перетекания конфликтов одного типа в другие. Так, например, нередко внутриличностный конфликт «выносится» за пределы личности, преобразуясь в межличностный или даже межгрупповой вариант. В то же время, человек может «вносить» в себя внешний конфликт, переживая не удовлетворяющие его отношения с другими людьми.
Изучение конфликта в человеческом обществе — многоплановый многоуровневый процесс. Поэтому в начале прошлого столетия появилось научное направление — Конфликтология. Эту мультидисциплинарную науку характеризует значительное разнообразие взглядов на природу и методологические основания изучения конфликтов с точек зрения различных наук — философии, социологии, социобиологии, психологии, истории, педагогики, политологии, правоведения и т.д. Конфликтология — сравнительно «молодое» научное направление, сложившееся в прошлом столетии. Что же касается психологии конфликта, то большинство зарубежных научных работ за рубежом по этой дисциплине были опубликованы лишь начиная с 60-х годов прошлого столетия. В России, судя по количеству соответствующих публикаций, подъем конфликтологии и психологии конфликта пришелся уже на 90-е годы. На сегодня существует значительное количество конфликтологической литературы, которая позволяет познакомиться с классификациями и характеристиками научных подходов к изучению данной проблемной области, получить представление о путях профилактики и разрешения различных конфликтов. При этом рассмотрение собственно психологических возможностей изучения конфликтов и управления ими на разных этапах развития проблемных ситуаций не всегда оказывается достаточным для эффективной профессиональной деятельности современного социального психолога.
В настоящем учебном пособии управление конфликтами рассматривается именно с психологических позиций, и прежде всего с позиций социальной психологии. Учитывая тот факт, что эффективно управлять возможно лишь глубоко понимаемыми процессами, авторы предлагают научно обоснованные подходы к изучению проблемных ситуаций, а также иллюстрируют материал развернутыми примерами работы с конфликтами. Эти теоретико-экспериментальные материалы подготовленный читатель сможет использовать для разработки социально-психологических программ управления конфликтами разного типа.
Глава 1. Социально-психологические факторы управления конфликтом