Тема 10. Развитие психологической науки в конце XIX – начале XX веков.

Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

Содержание темы. Основные центры экспериментальной работы и их направленность. Исследование зрительных ощущений и восприятий Г.Эвальдом. Установление различений между сенсорным и мышечным временем реакции Л.Ланге. Начало экспериментального исследования высших психических функций Г.Эббингау­зом, «кривая забывания». Работа о памяти 1885г. Результаты психологических опытов Г.Мюллера. Установление закона регрессии памяти Т.Рибо. Научные результаты клинических наблюдений П.Жане. Изучение фактов и закономерности психической жизни. Связь экспериментальных исследований с прикладными задачами в работах Г.Мюнстербергера. Введение термина "психотехника". Разработка системы интенсификации труда путем использования психологических факто­ров Ф.Тейлором. Организация консультационных пунктов по профессиональ­ной ориентации. Научные предпосылки возникновения дифференциальной пси­хологии. Проблематика исследований в рамках дифференциальной психологии XIX века, ее направленность и методы. Лабораторные эксперименты Э.Кре­пелина. Концепция «среднего человека» А.Кетле и антропометрия Ф.Гальто­на. Экспериментальные исследования Дж.Кеттела. Психологическая лабора­тория А.Бине.

«Стpуктуpная школа» Э.Титченеpа. Элементы сознания и структурные отношения между ними как предмет психологических исследований. Анализ конкретных душевных состояний человека как цель психологической науки. Психофизический параллелизм в решении психологических проблем. Расчле­нение сознания на отдельные простейшие элементы, поиск закономерностей их связей. Метод тренируемой интроспекции и эксперимента. Описатель­ность и пренебрежение генетическим подходом в анализе психического. Избегание "ошибки стимула". Категории элементов сознания. Обоснование "контекстной теории значения". Содержание экспериментальных исследова­ний в Вюрцбургской школе и их значение в формировании научного метода психологии. Изучение познавательных процессов и фильтров на них влияющих. Особенности научных подходов к изучению психических про­цессов психологами-экспериментаторами. Предпосылки образования метода "систематической экспериментальной интроспекции". Введение "экспери­ментального наблюдения" и его специфические черты. Ретроспективный подход в экспериментах. Дифференциация мышления и других познаватель­ных процессов. Влияние первой мировой войны на развитие психологии.

Семинар

1.Содержание экспериментальных исследова­ний в Вюрцбургской школе и их значение в формировании научного метода психологии.

2.«Стpуктуpная школа» Э.Титченеpа. Элементы сознания и структурные отношения между ними как предмет психологических исследований.

3.Описательная психология В.Дильтея , Э.Шпрангера.

Доклад: «Экспериментальная психология на пороге кризиса: была ли альтернатива».

Методические указания.Изучая школы, возникшие в психологии вследствие деятельности Вундта (вюрцбургская и структурная) необходимо уяснить, что одна из них (структурная) была классическим продолжением идей Вундта (т.е. психофизиологической по своей природе), а другая (вюрцбургская) – наоборот, впервые в истории психологии поставила вопрос о важности изучения несенсорных компонентов сознания, т.е. в большей мере была похожа на современную психологию.

Раздел 4. Становление и развитие основных мировых школ психологии.

Тема 11. Основные этапы развития психоанализа.

Лекции – 2 часа

Семинары – 2 часа

Содержание темы. Содержание теоретической и практической деятельности З.Фрейда. Объяснение развития и структура личности в психоанализе. Формирование техники психотерапии. Применение гипноза. Толкование сознания и психических проявлений в психоанализе. Преобразование предмета психологии.

Формирование аналитической психологии К.Юнга. Индивидуальная психология А.Адлера в эволюции психоанализа. Развитие психоанализа во взглядах К. Хорни, Э. Фромма, В. Райха.

Семинар 1

1.Содержание теоретической и практической деятельности З.Фрейда.

2.Объяснение развития и структура личности в психоанализе.

3.Формирование аналитической психологии К.Юнга.

4.Индивидуальная психология А.Адлера в эволюции психоанализа.

5.Э.Фромм как продолжатель психоаналитической традиции в психологии во второй половине 20 века.

Доклад: «З.Фрейд: новое видение направления развития психологической науки».

Методические указания. При изучении данной темы курсантам важно уяснить, что психоанализ в истории психологии являлся всегда самым представительным направлением. В настоящее время основные школы психоанализа находятся в США и Западной Европе (Франция). Психоанализ никогда не был единым цельным направлением в психологии, он всегда состоял из различных взаимоисключающих друг друга направлений.Такие представители психоанализа, как К.Юнг, А.Адлер, Э.Фромм, К.Хорни и др. всегда были независимы в своих оценках, как от мнения Фрейда, так и от мнений друг друга. Вместе с тем, всех этих представителей объединяет под «крышей» психоанализа стремление объяснить поведение человека, исходя из глубинных базовых потребностей и инстинктов. В связи со всем вышеизложенным, важно помнить, что в истории психологии данное направление иногда называют «глубинной» психологией.

Тема 12. Бихевиоризм как концепция в мировой психологической нау­ке.

Семинары – 2 часа

Содержание темы. Причины возникновения бихевиоризма. Значение работ Э.Торндайка в формировании нового направления в психологии. Предметная область в би­хевиоризме. Психологические взгляды Дж.Уотсона, Б. Скиннера. Научная проблематика исследований. Изменение содержания психологических экспериментов. Проб­лема научения. Исследование поведения. Интерпретация бихевиористских категорий Толменом, Халлом, Бандурой; возникновение «мягкого» и «социального» бихевиоризма. Становление теоретических и экс­периментальных основ бихевиоризма.

Вклад отечественных ученых (Сеченов, Павлов). Возникновение и развитие необихевиоризма. Теория опернтного бихевиоризма. Социальное научение.

Семинар

1. Значение работ Э.Торндайка в формировании нового направления в психологии. Предметная область в бихевиоризме.

2. Психологические взгляды Дж.Уотсона, Б. Скиннера.

3. Интерпретация бихевиористских категорий Толменом, Халлом, Бандурой.

4. Становление теоретических и экс­периментальных основ бихевиоризма.

5. Метод исследования поведения разработанный Э.Торндайком и его значение.

6.Продолжение идей Э. Торндайка в работах Д.Уотсона и Б.Скиннера.

7.Особенности формирования поведения в стимульном и оперантном подходе.

Методические указания. Изучая данную тему, необходимо уяснить, что, во-первых, бихевиоризм всегда являлся вторым после психоанализа течением в мировой психологии, во-вторых, что бихевиористы при изучении человека на первое место ставили внешние по отношению к психике факторы (стимул – реакция), в-третьих, что излюбленным методом изучения человека для бихевиористов было наблюдение, и, в-четвертых, что даже более поздние варианты бихевиоризма, признавая значение чисто психологических феноменов в изучении личности, продолжали отстаивать приоритет в ее развитии за внешними факторами.

Наши рекомендации