Раздел «Психология личности»
Письменная тестовая работа
Дополните определения
1. Человек как социальное существо, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других – это…
2. Индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики человека - …
3. Совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность - …
4. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий - …
5. Психологическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели жизни и деятельности личности - …
Выберите единственно правильный ответ:
6. Состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития
А) цель В) интерес
Б) потребности Г) мотив
7. Направленность на взаимодействие с внешним миром, тяга к новым впечатлениям, общительность, речевая активность
А) интроверсия В) реактивность
Б) подвижность Г) экстраверсия
8. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес
А) Б.М. Теплов В) Л.С.Выготский
Б) А.Н.Леонтьев Г) З.Фрейд
9. Дополните сферу проявлений характера человека
· в отношении к другим людям
·
· в отношении человека к делу
·
Установите соответствие:
10. между типами темперамента и характеристиками нервной системы:
1. Сангвиник А) слабый
2. Флегматик Б) сильный, уравновешенный, подвижный
3. Меланхолик В) сильный, неуравновешенный
4. Холерик Г) сильный, уравновешенный, инертный
11. между основными понятиями и понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности:
1. Личность А) широта
2. Темперамент Б) аффект
3. Мотивация В) константность
4. Чувства Г) ригидность
Д) социализация
12. Какие из перечисленных чувств вы отнесете к:
1) Моральным А) Стыд
2) Эстетическим Б) Сомнение
3) Интеллектуальным В) Ирония
Г) Наслаждение
Требования, предъявляемые к написанию и оформлению контрольной работы:
Контрольная работа должна быть написана в тетради аккуратно, без помарок, разборчивым почерком, с обязательным правым полем для возможных пометок и замечаний проверяющего.
Если контрольная работа печатается на компьютере, то набор осуществляется 14 кеглем шрифтом Times New Roman через 1,5 интервала.
Контрольная работа открывается титульным листом, на котором указывается название учебного заведения, Ф.И.О. автора, специальность, группа, название дисциплины и вида самостоятельной работы.
На последней странице контрольной работы должен быть представлен список учебной литературы, использованной для выполнения работы (в алфавитном порядке, с обозначением выходных данных, город, год издания, издательство)
Вопросы к экзамену по курсу «Психология»
1. Общее понятие о психологии, ее структуре, задачах.
2. Понятие о методе науки. Методы психологического познания человека.
3. Понятие об ощущении и его особенности
4. Понятие о восприятии и его особенности
5. Понятие о внимании и его особенности.
6. Общее понятие о памяти человека и его особенности.
7. Мышление и речь
8. Понятие о воображении, его основных видах и процессах.
9. Общее представление о личности в психологии.
10.Учение о темпераменте и его типах. Учет темперамента в учебно-воспитательной работе.
11.Характер как образование субъективности человека
12..Эмоционально-волевая сфера личности
13.Мотивационная сфера человека
14.Способности как проявление субъективности человека.
15.Основные закономерности и движущие силы психического развития
16.Периодизации психического развития: понятие, сущность, подходы
17.Кризис новорожденности. Период новорожденности. Рефлексы новорожденного. Комплекс оживления.
18. Младенчество. Основные характеристики возраста
19.Раннее детство. Развитие предметных и орудийных действий. Развитие познавательной сферы детей раннего возраста
20.Особенности общения детей раннего возраста. Предпосылки становления личности. Кризис трех лет.
21.Общение и другие виды деятельности в дошкольном возрасте.
22.Познавательное развитие дошкольника.
23.Личностное развитие дошкольника. Развитие самосознания и возникновение элементов самооценки. Кризис семи лет.
24.Психологическая готовность ребенка к школе. Виды готовности к школе, структурный компонент: физическая, личностно-социальная, эмоционально-волевая, интеллектуальная. Диагностика готовности к школе.
25. Значение игры в психическом развитии ребенка дошкольного возраста
26.Психологический портрет младшего школьника. Социальное
пространство ребенка, поступившего в школу. Адаптация к школе.
27.Особенности личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.
28.Эмоционально-волевое развитие подростка. Психолого-педагогическое разрешение кризиса отрочества.
29.Перестройка учебной деятельности подростка и ее психологическое
значение. Развитие познавательных процессов.
30.Предмет, задачи и методы педагогической психологии
Примерная тематика
Курсовых работ
1. Психологические особенности педагогического общения как средства управления процессом воспитания учащихся.
2. Социально-психологическая роль семьи в развитии психики ребенка.
3. Средства развития творческой деятельности школьников.
4. Психологическая готовность к школьному обучению.
5. Восприятие и понимание речи как фактор умственного развития и воспитания дошкольников.
6. Особенности эмоциональных реакций дошкольников.
7. Формирование нравственного поведения дошкольников.
8. Особенности формирования предметных понятий и представлений в условиях применения различных форм обучения.
9. Общие и специфические черты компьютерного процесса познания.
10. Психологические проблемы индивидуализации обучения в условиях применения компьютеров.
11. Динамика оценки и самооценки студентами профессионально важных качеств личности учителя в процессе их обучения.
12. Социально-педагогические проекты поиска и поддержки одаренных детей в истории развития образования в нашей стране и зарубежных странах.
13. Особенности проявления эстетической одаренности у детей в процессе рисования.
14. Развитие волевых качеств дошкольников на занятиях физической культуры.
15. Механизм влияния сюжетно-ролевой игры на детское развитие.
16. Развитие самосознания личности ребенка в сюжетно-ролевой игре.
17. Влияние дидактических игр на умственное развитие ребенка.
18. Место развивающих игр в системе психолого-педагогической подготовки ребенка к школе.
19. Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольника
20. Формирование у дошкольников мотивов трудовой деятельности
21. Проблема формирования познавательных интересов дошкольников
22. Приемы и способы управления вниманием детей дошкольного возраста
23. Роль образной основы в развитии мышления дошкольников
24. Проблема кризиса детей седьмого года жизни в работах отечественных психологов
25. Проблема развития мышления в работах отечественных психологов
26. Педагогическая оценка и ее влияние на психическое развитие дошкольника
27. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста.
28. Учет индивидуальных особенностей детей в работе воспитателя
29. Зависимость запоминания от характера деятельности дошкольника.