Обучаемость как общая познавательная способность. Личностные особенности усвоения учебных знаний.
Понятие обучаемости. Обучаемость– это общая познавательная способность, которая проявляется в скорости и легкости приобретения новых знаний и навыков, в качестве усвоения учебного материала и в качестве выполнения учебной деятельности.
В последнее время, на основании целого ряда экспериментальных исследований, было выдвинуто предположение о том, что общей обучаемости, как способности не существует, а есть обучаемость, как система специальных способностей. Есть гипотеза о двух способностях, т.е. двух видах обучаемости. Первая была названа «имплицитной» обучаемостью, вторая – «эксплицитной». Имплицитная обучаемость представляет собой способность к элементарным формам обучения и запоминания. Она сохраняется даже у больных с удаленными височными долями коры головного мозга и проявляется в том, что человек в эксперименте улучшает выполнение определенных заданий, но сам не может описать, чему же он научился. Имплицитная обучаемость, наряду с креативностью, обусловлена доминированием бессознательной активности психики.
Эксплицитная обучаемость проявляется в быстром обучении, иногда после первого же «урока». Она позволяет нам распознавать случившиеся прежде и незнакомые события. Эксплицитная обучаемость, как и интеллект, связана с доминированием сознания над бессознательным в процессе регуляции. Ее еще называют «сознательной» обучаемостью.
Обучаемость, креативность, интеллект. Сложность изучения обучаемости, как способности, заключается в том, что на успешность обучения оказывают влияние очень многие факторы, и не только общий интеллект, а в первую очередь установки, интересы, мотивация и многие другие психические свойства личности. Не зря из одних научных и научно-популярных книг перекочевывают примеры того, как плохо учившийся в школе ученик в последующем достигает вершин научного «Олимпа»: становился доктором наук или Нобелевским лауреатом. Действительно в разряд слабоуспевающих школьников попадают ученики с высоким уровнем умственного развития. Причина кроется в отсутствии мотивации к учению. Однако люди с интеллектом ниже среднего никогда не входят в число хорошо успевающих учащихся (Блейхер Л.Ф., Бурлачук В.М., 1978). Эта зависимость подобна связи между интеллектом и креативностью, представленной в модели Э.П.Торренса. По этой модели интеллект служит базой креативности, поэтому человек с низким интеллектом никогда не будет креативом, хотя интеллектуал может не быть творческим человеком.
Общее понятие об обучении и учении. Самообучение.
Понятие обучения.
Обучение–это специально организованный целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия преподавателя и учащихся. Его основная цель – усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальные возможностей обучаемых.
Обучение всегда имеет воспитывающий характер, несмотря на то, что его основу составляет приобретение учащимся знаний, умений и навыков.
Понятие учения.
Существует много разнообразных подходов к определению учения. Прежде всего, можно выделить теоретические и эмпирические определения.
Подавляющее большинство авторов на эмпирическом уровне определяют учение как приобретение конкретного опыта (знаний, умений и навыков), видов поведения и деятельности в определенной области.Этой точки зрения придерживаются не только отечественные психологи (начиная с Выготского и Рубинштейна), но и гештальтпсихологи, сторонники концепции социального научения.
Однако представители бихевиористского направления (Торндайк, Скиннер, Толмен и др.) учениемназывают приобретение как знаний, учений и навыков, так и логических, а также творческих операций. Некоторые отечественные авторы также включают в учение наряду с приобретением конкретного опыта еще и приобретение логических приемов мышления. Под развитие они имеют в виду приобретение способности действовать во внутреннем плане, действовать произвольно и пр. к такой точке зрения в отношении термина «учение» склоняются А.В.Запорожец, Н.Ф.Талызина и др.
В дальнейшем мы основное внимание уделим именно целенаправленному и опосредованному учению, когда оно специально направлено на усвоение знаний, сопровождается осмыслением информации при активном использовании знаково-символических средств.
Таким образом, учениеэто процесс приобретения и закрепления (или изменения наличных) способов деятельности индивида. Результаты учения – элементы индивидуального опыта (знания, умения, навыки).
С точки зрения теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), процесс учения состоит из четырех фаз. В первой фазена основе психического отражения объекта в субъекте возникает чувственный образ объекта: преподаватель в наглядной форме предлагает обучающемуся учебный материал и проблемную ситуацию так, чтобы последний понял их смысл, и тем самым происходит как бы введение его в процесс учения. Во второй фазе психический образ выделяется из психического процесса как его возможный результат, т.е. идет активное формирование ходов решения и их тренировка с помощью педагога. В третьей фазе то, что субъект освоил, снова возвращается в психический процесс и в деятельность ученика; эта фаза используется для закрепления и проверки знаний. Четвертая фаза представляет собой синтез новых знаний с прошлым опытом, их практическое применение.
Самообучение является аналогом обучения. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.
Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность. Основополагающими являются анализ и оценка результатов учебной деятельности. Средствами являются самоанализ и самооценка. Последняя позволяет не только определить успешность своих действий, но и определить, на что направить основные усилия в будущем. Следовательно, оценка не только контроль, но и стимул действия, в отличие от отметки, которая часто является формальным выражением оценки и ее обозначением, оценка является необходимым содержательным элементом в структуре учебной деятельности. Поэтому умение оценить себя – сильный фактор активизации самостоятельной учебной деятельности.
1. Понятие образования. Мировые образовательные тенденции.
2. Самообразование и непрерывное образование.
3. Психология и педагогика: общность и различия.
4. Виды психологии и педагогики: научная и житейская.
5. Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психология сознания, гештальтпсихология, когнитивная психология.
6. Школы современной психологии и их связь с педагогикой: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.
7. Общее понятие о психолого-педагогическом исследовании и его методах.
8. Эксперимент. Формирующий эксперимент как ведущий метод получения психолого-педагогических знаний
9. Общее понятие о поведении человека.
10. Деятельность и её основные виды.
11. Психологическая сущность общения. Функции и виды.
12. Понятие о психике. Психологические явления и психологические факты.
13. Общее понятие о сознании его структура.
14. Соотношение сознательного и бессознательного с психике. Классы бессознательного.
15. Общее понятие о личности. Соотношение понятий «индивид», «субъект», «личность». Индивидуальность личности.
16. 3арубежные модели структуры личности.
17. Структурные концепции личности в отечественной психологии.
18. Основные качества (свойства) личности.
19. Понятие темперамента. Структура и свойства темперамента.
20. Основные классификации типов темперамента.
21. Психологическое описание типов темперамента.
22. Общее понятие о характере. Отличие характера и темперамента.
23. Структура характера.
24. Акцентуации характера.
25. Механизм формирования мотивации.
26. Сущность и классификации потребностей и мотивов.
27. Направленность личности и её составляющие.
28. Психодинамический подход к становлению личности.
29. Когнитивно-поведенческий подход к становлению личности.
30. Общее понятие о личностном росте. Критерии личностного роста.
31. Проблема жизненного пути в зарубежной психологии.
32. Проблема жизненного пути в отечественной психологии.
33. Воспитание и самовоспитание личности.
34. 0бщая характеристика эмоций. Функции эмоций.
35. Виды эмоционального реагирования.
36. Стресс и его виды.
37. Фрустрация как особое эмоциональное состояние личности.
38. Эмоциональные свойства личности.
39. Управление эмоциями.
40. Понятие о воле и волевых действиях. Структура волевого акта. Волевая саморегуляция.
41. Волевые свойства личности и их формирование.
42. Ощущение и его виды.
43. Восприятие. Основные свойства.
44. Виды восприятия. Иллюзии восприятия.
45. Общее понятие о внимании, его функции и свойства.
46. Виды внимания.
47. Индивидуальные особенности внимания. Наблюдательность.
48. Понятие памяти основные процессы памяти.
49. Классификации памяти: виды и типы.
50. Индивидуальные особенности памяти.
51. Обще понятие о воображении. Воображение и личность.
52. Понятие мышления. Характеристики мышления.
53. Виды и индивидуальные особенности мышления.
54. Общее понятие языка и речи: функции и виды.
55. Общее понятие о способностях и их природе. Виды способностей.
56. Уровни способностей. Талант и гениальность.
57. Интеллект как общая познавательная способность.
58. Креативность как общая познавательная способность.
59. Обучаемость как общая познавательная способность. Личностные особенности усвоения учебных знаний.
60. Общее понятие об обучении и учении. Самообучение.