Часть 2. Игры и упражнения, направленные на развитие внимания ребенка
Вступление
Все материалы, представленные в этой части книги, носят игровой характер. В связи с этим перечислим некоторые плюсы игровой деятельности.
Игровая деятельность как никакая другая способствует снятию напряжения, страха того, что что-то не получится, способствует повышению мотивации. Она всегда связана с эмоциями, а эмоциональная вовлеченность обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга.
Игра, с одной стороны, происходит на непроизвольном уровне, потому что играть всегда весело, интересно, легко, это то, что нравится. С другой же стороны – всякая игра есть испытание воли, действие, подчиненное правилу, а значит, и способ сформировать произвольность.
Увлекательные задания и игры, собранные в этой книге, способствуют развитию не только внимания, но и памяти, воображения, речи, мышления, пространственных представлений.
В некоторых заданиях представлено несколько вариантов упражнений, которые расположены по степени возрастания сложности, поэтому выполнять их надо последовательно. Если ребенок легко справился с первым уровнем трудности, можете смело переходить к более сложным упражнениям. Также помните, что уровень развития внимания у каждого ребенка может быть разным: один ребенок в 7 лет может справиться легко с заданием, которое вызовет трудности у 10-летнего ребенка. Не требуйте от ребенка больше, чем он может на данный момент, и помните: то, что сегодня он может сделать только с вашей помощью, завтра сможет сделать самостоятельно.
В каждом задании инструкции разделены. Во «взрослой» (предназначенной для взрослого) части прописаны правила игры, основные виды помощи или, наоборот, усложнения задания, даны полезные советы и рекомендации. В «детской» части представлен игровой вариант, который поможет сделать выполнение задания более интересным и увлекательным для ребенка. Интерес – самый лучший стимул для занятий, он помогает ребенку развиваться по-настоящему творческой личностью и дает ему возможность получать радость от интеллектуальных занятий
Необходимые материалы для выполнения того или иного задания даны в цветной вкладке.
Многие задания построены в виде соревнования двух и более игроков. Если же вы занимаетесь с ребенком индивидуально, то роль второго игрока может выполнять сам взрослый или игрушка, которую он озвучивает. В некоторых случаях удобнее использовать игрушку как второго игрока: это создаст дополнительный игровой момент, большую эмоциональную вовлеченность и уравняет силы игроков в восприятии ребенка.
Помните, что занятия с книгой должны вызывать у ребенка положительные эмоции. Превратите все занятия с ним в игру! Не перегружайте его заданиями, при первых признаках утомления лучше прервать занятия. Играйте, фантазируйте, пусть ваши занятия с ребенком превратятся в увлекательную игру, повторения которой ребенок будет ждать с нетерпением! Ориентируйтесь на личностные особенности ребенка и обязательно хвалите его за старания! Получайте удовольствие, играйте с улыбкой и хорошим настроением, будьте уверены в успехе, и у вас обязательно все получится!
Повышаем энергетику
Здесь представлен блок упражнений-игр, направленных на оптимизацию уровня нейродинамических показателей, а также на общую гармонизацию соматического статуса ребенка. Следующие задания будут особенно полезны детям, у которых снижена работоспособность: они долго делают уроки, быстро устают, снижен общий темп деятельности. Приведенные ниже игры способствуют насыщению мозга ребенка кислородом.
...
ВАЖНО! У любых дыхательных упражнений есть противопоказания, поэтому обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом по этому поводу.
•ДУТИБОЛ •
Материалы: кубики – 4 шт., маленький мячик для настольного тенниса.
Взрослому: игроки сидят за столом друг напротив друга. Кубиками обозначаются ворота противников. В центр стола помещается мячик. По команде игроки начинают дуть на мячик, стараясь задуть его в ворота противника (см. рис. 1). При этом до мяча нельзя дотрагиваться. Игра идет до трех голов. Остановите игру, если у ребенка закружилась голова (такое возможно из-за резкого увеличения количества кислорода). Вы можете продолжить после перерыва.
Рис. 1
Ребенку: «Ты когда-нибудь видел(а), как играют в футбол? Сейчас мы будем играть в игру которая очень похожа на футбол, только забивать мяч в ворота нужно воздухом. Ты, наверное, слышал(а), что в футболе нельзя брать мяч руками, а в «Дутиболе» до мяча вообще ничем нельзя дотрагиваться, на него можно только дуть. Я положу мяч в центре поля, на счет «три» я отпущу мяч, и мы вместе начнем на него дуть до тех пор, пока мячик не окажется в чьих-то воротах. Тот, кто сможет задуть мяч в ворота противника, забивает гол. Мы будем играть до трех очков: тот, кто забьет три гола, выигрывает».
• НЫРЯЛЬЩИКИ •
Взрослому: игроки делают глубокий вдох и начинают считать метры на выдохе. Выигрывает тот, кто сможет дольше просчитать на одном выдохе. Следите за тем, чтобы ребенок не делал дополнительного вдоха во время счета. Задача – растянуть выдох как можно дольше.
Ребенку: «Представь, что сейчас мы будем с тобой нырять без акваланга. Сначала ныряльщики набирают как можно больше воздуха, а затем погружаются под воду, стараясь опуститься как можно глубже. Мы устроим с тобой соревнование: кто из нас сможет глубже опуститься под воду? Для этого наберем много-много воздуха и начнем считать на выдохе: 1 метр, 2 метра, 3 метра, 4 метра, 5 метров… Считать нужно до тех пор, пока хватит воздуха, ведь под водой нельзя сделать еще один вдох. Кто больше метров сможет просчитать на одном выдохе, тот умеет погружаться на большую глубину. Начнем? Делаем глубокий вдох и ныряем». • ЕГОРКИ • Взрослому: эта игра похожа на предыдущую игру «Ныряльщики». Игроки делают глубокий вдох и начинают считать на выдохе Егорок. Выигрывает тот, кто на одном выдохе сможет насчитать больше Егорок. Следите за тем, чтобы ребенок не делал дополнительного вдоха во время счета и считал «Егорок» плавно, четко, «не тараторя». Задача – растянуть выдох как можно дольше.
Ребенку: «Сейчас мы будем с тобой считать Егорок, которые разместились в лесу на пригорке. Сначала мы набираем много-много воздуха и на выдохе начинаем считать: «Сидели на пригорке 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
Выиграет тот, кто насчитает больше Егорок на одном выдохе».
• МОРСКИЕ МАНЕВРЫ • Материалы: лист бумаги и кубики (или другие небольшие предметы, которые можно расставить на столе).
Взрослому: сделайте вместе с ребенком кораблик, сложив его из бумажного листа. Расставьте на столе кубики или другие небольшие предметы, которые будут играть роль препятствий. Задача ребенка – дуя на кораблик, переместить его с одного конца стола на другой так, чтобы он не застрял и смог обойти все препятствия (см. рис. 2).
Рис. 2
Ребенку: «Представь, что стол – это холодный океан, а кубики – это льдины и айсберги, плавающие на его поверхности. Тебе нужно провести корабль так, чтобы он не застрял и не врезался в дрейфующие льды. Перемещать корабль можно только с помощью воздуха, дуя на парус, как ветер».
• КРУТЫЕ ВИРАЖИ •
Материалы: мячик для настольного тенниса и небольшие предметы, которые можно расставить на столе.
Взрослому: сделайте на столе дорожки с помощью подручных средств (карандашей, счетных палочек, кубиков, фломастеров и т. п.). Задача ребенка – дуя на мячик, переместить его с одного конца стола на другой так, чтобы он смог пройти все виражи, обойдя препятствия.
Ребенку: «Представь, что стол – это трасса, на которой проходят гонки. Твоя задача – провести свою машину (мячик) по этой трассе». • ЗАДУВАТЕЛЬ СВЕЧЕЙ • Материалы: любая свеча, зажигалка.
Взрослому: зажгите свечу и отойдите от ребенка на расстояние двух шагов, попросите его задуть свечу, не сходя со своего места. Затем увеличьте расстояние, прибавив еще два шага и т. д. Зафиксируйте максимальное расстояние, с которого ребенку удалось задуть свечу, – это рекорд, который нужно побить в следующий раз.
Ребенку: «Сейчас ты будешь устанавливать свой личный рекорд по задуванию свечи. Как ты думаешь, с какого самого дальнего расстояния ты сможешь задуть свечу? Давай проверим». • ОПЕРНЫЙ ПЕВЕЦ • Взрослому: задача игроков – протянуть на выдохе гласный звук дольше другого. Для этого игроки делают глубокий вдох и «поют» гласный звук (например, «А-а-а…») до тех пор, пока хватит дыхания. Игрок, продержавшийся дольше других, выигрывает.
Ребенку: «Сейчас мы будем играть в «соревнование оперных певцов». Выиграет тот, кто сможет пропеть дольше другого. Выбирай любой гласный звук, который мы будем «тянуть». Теперь делаем глубокий вдох и начинаем петь».
* * *
Дополнительные рекомендации, направленные на оптимизацию энергетического уровня:
• периодическое проведение курса массажа шейно-воротниковой зоны;
• проведение курса контрастного душа;
• массаж ступней и ладошек;
• занятие дыхательной гимнастикой (например, дыхательная гимнастика по методике А. Н. Стрельниковой);
• посещение ребенком спортивной секции: плавания, детской йоги, оздоровительного у-шу и т. д.