Введение в психолого-психологическую деятельность

Введение в психолого-психологическую деятельность

Раздел 1. Профессиональная деятельность педагога-психолога общеобразовательного учреждения.

Общее представление о профессии. Прикладная психологическая практика в школе.

Разные аспекты понятия «профессия». Профессия как профессиональная общность людей. Профессия как область приложения сил. Профессия как деятельность и область проявления личности. Профессия как исторически развивающаяся система. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Характеристики профессии.

Психология научная и житейская. О психологии профессиональной и «любительской». Принципиальные отличия психолога - профессионала от «психолога – любителя». Основные «предрассудки» о труде психолога. Из истории становления психологической профессии.

Открытие первой психологической лаборатории. Становление профессии «психолог» в России.

Предпосылки становления зарубежной профессиональной психологии. Проблемы профессиональной психологии.

Раздел 2. Профессиограмма «Педагог-психолог».

Психологическое описание профессии. Требования к профессии. Профессиональные принципы. Профессионально важные качества.

Основные направления деятельности практического психолога образования. Социальный заказ и задачи, возникающие перед практическим психологом при работе с клиентом. Психологическая помощь, психологическое содействие, психологическая поддержка и психологическое сопровождение.

Структура и основные разделы практической психологии. Важнейшие задачи психопрофилактической работы. Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога. Общая характеристика методов и приемов психокоррекции. Виды и методы психологического консультирования. Психоконсультация в деятельности практического психолога. Формы практической психологической работы.

Раздел 3. Развитие субъекта труда в профессии «педагог-психолог».

Профессиональная компетентность. Система качеств личности по Е.А. Климову (гражданские, отношение к труду, дееспособность, специальные способности, навыки и знания). Относительный характер профпригодности. Этапы развития психолога - профессионала.

«Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога –профессионала. Проблема профессиональных деструкций в развитии психолога как субъекта труда. Профессиональная деформация.

Раздел 4. Профессиональное становление: о развитии профессионально важных качеств студента.

ПВК практического психолога образования. Понятие индивидуального стиля деятельности. Соотношение стиля деятельности и способностей. Виды стилей деятельности. Структура стиля деятельности. Пути и механизмы формирования индивидуального стиля деятельности. Стиль деятельности и ее эффективность. Стиль учебно-профессиональной деятельности.

Идеал «естественного» развития психолога. Проблема дилетантизма в психологии. Идеал целенаправленного обучения и воспитания будущего психолога. Типы и уровни профессионального самоопределения как возможные ориентиры саморазвития психолога. Проблема построения универсальной типологии психологической деятельности. Интеллигентность как возможный ориентир профессионального и личностного развития психолога.

Практические занятия

Занятие 1. Становление профессии «психолог» в России.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие «профессия»: профессия как деятельность и область проявления личности; практический психолог образования (педагог-психолог).

2. Профессия как исторически развивающаяся система.

3. Обзорная классификация продуктов профессионального труда практического психолога образования.

Занятие 2. Профессиограмма «Педагог-психолог».

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «профессиография», «профессиограмма», «психограмма личности профессионала».

2. Виды профессиограмм.

3. Структура профессиограммы и психограммы педагога-психолога.

4. Формы установления взаимного соответствия особенностей человека и объективных требования труда (Е. А. Климов) в практической психологии образования.

Битянова

7.2. Дополнительная литература

1. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина: учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320с.

2. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. Ред. В. А. Бодрова.-М.: ПЕР СЭ. 2007 – 768с.

5. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 496 с.

7.3. Периодические издания

Вестник практической психологии образования.

Психологический журнал.

Вопросы психологии.

Мир психологии.

Интернет-ресурсы

Электронная библиотека: http://koob.ru

Психологическая газета: http://psy.su/

Электронный ресурс по психологии: http://website-seo.ru

Введение в психолого-психологическую деятельность

Раздел 1. Профессиональная деятельность педагога-психолога общеобразовательного учреждения.

Общее представление о профессии. Прикладная психологическая практика в школе.

Разные аспекты понятия «профессия». Профессия как профессиональная общность людей. Профессия как область приложения сил. Профессия как деятельность и область проявления личности. Профессия как исторически развивающаяся система. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда. Характеристики профессии.

Психология научная и житейская. О психологии профессиональной и «любительской». Принципиальные отличия психолога - профессионала от «психолога – любителя». Основные «предрассудки» о труде психолога. Из истории становления психологической профессии.

Открытие первой психологической лаборатории. Становление профессии «психолог» в России.

Предпосылки становления зарубежной профессиональной психологии. Проблемы профессиональной психологии.

Наши рекомендации