Перечень вопросов по «Методологии исследований в клинической психологии».

Перечень вопросов по «Методологии исследований в клинической психологии».

4142434445

1. Уровни методологического анализа в психологии.

Философская методология. Принципы: эмпиризм, прагматизм, парадигмальность.

Ее содержание составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом.

Философский уровень методологии функционирует не в форме жесткой системы норм и «рецептов» или технических приемов – такая его трактовка неизбежно вела бы к догматизации научного познания, а в качестве системы предпосылок и ориентиров познавательной деятельности.

Философия играет двоякую методологическую роль:

Во-первых, она осуществляет конструктивную критику наличного научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития.

Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки – в том числе и методологических результатов – с точки зрения той или иной картины мира.

Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания. Именно на этомуровне формируются познавательные установки исследователя. Лишь на уровне философского анализа выявляются, далее, исторически конкретные границы каждой научной теории, каждого метода, осмысливаются переломные ситуации в развитии дисциплины.

Уровень общенаучных принципов и форм исследования. Принципы: антропный(гностик), детерминизм, объективность, относительность, дополнительность(многоплан), самоорганизация, системность.

Сюда входят как содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно, хотя и необязательно в одинаковой степени, так и формальные разработки, и теории, связанные с решением достаточно широкого круга методологических задач.

Уровень общенаучных принципов и форм исследования связан с пониманием причинности, с наукой нашего времени. Здесь живет бихевиоризм, ассоциативная психология, детерминизм. Из этого мира пытается вырваться когнитивная психология, рассматривающая все через призму – человек есть устройство по приему, переработке, извлечению информации. Когнитивная психология, как и бихевиоризм, задает себе идеал рациональности. Мир рационален, предсказуем. Рациональная модель мира – основа для конструирования всех этих психологий.

Сознание

-В философии, при материалистическом решении, сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в психическом отражении действительности, как осознанное бытие.

-В психологииСознание трактуется как психическая деятельность, которая обеспечивает: обобщённое и целенаправленное отражение внешнего мира; выделение человеком себя из окружающей среды и противопоставление себя ей как субъекта объекту; целеполагающую деятельность.
Деятельность
-В философии- специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и объекта деятельности.

В психологии- это процесс активного отношения человека к действительности в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В деятельности проявляются, а также, согласно отечественной психологии, С. Л. Рубинштейну, формируются и развиваются человек и его психика.


(назад)6. Ценностные аспекты психологических теорий.

Ценности – объективно существующие вне человека в обществе знаячения, имеющие характер цели. (скажи, к чему ты стремишься и я скажу, кто ты).

В постнеклассической психологии во главе исследования встает человек во множестве своих проявлений. Это современная стадия в развитии научного знания, добавляющая к идеалам неклассической науки требования учета ценностно-целевых установок ученого и его личности.Ориентировка на поиск новых смысловых контекстов. В научных работах теперь изучаются психические аспекты деятельности людей с учетом психологических особенностей. Подчеркивается значимость регулятивной функции ценностей, ценностных ориентаций и смысловых конструктов личности в контексте постнеклассической психологии. Проблемы современного, постмодернистского этапа развития человечества - глобализация и дегуманизация, дефицит общения, трансформация форм и содержания межличностных и семейных отношений - связаны с изменениями институтов формирования, становления, развития ценностей и смыслов человека, т.к. он теряет точку отсчета в оценке их критериев правильности. Эти тенденции являются вызовами новой методологии постнеклассической психологии, одним из основных предметов которой становится ценностно-смысловая система личности и особенно ее регулятивная функция в сложное время тревог и неуверенности человека. (Э.А. Монсонова). Современная психология берет за единицу познания ценностные аспекты личности человека.

(назад)7. Соотношение классической, неклассической и постнеклассической психологии в современной литературе.

Эти этапы развития науки выделил Стёпин.

Классическая наука

· Принцип создания целостной картины объективной реальности и применение математических средств её описания (ученые бегают с линейкой).

· Критицизм. Основная проблема – различие истины и не-истины, иллюзии и реальности.

· Фундаментализм (требование обоснованности знания, наличие неопровержимой базы).

· Детерминизм (у всего есть причина).

· Пред­мет исследования – в основном природа, изначально состоящая из объектов.

· Субъетоцентризмфилософии Декарта(основание для знания – факт существования познающего субъекта). Критерий верифицируемости.

· 2 концепции – эмпиризм (соответствие чувственному опыту) и рационализм (вписывается в систему врожденных идей).

· Наукоцентризм, универсализм (поиск теории всего), индивидуализм (ученые, а не коллективы).

Эталон научно­сти - ньютоновская механика. Для классической психоло­гии идеалом научности поначалу стала «физиологическая психология»В. Вундта. Позднее этот идеал утвердился и в других областях науки, например в психодиагностике интеллекта. Так, в классической тестологии имели место статистический подход к тестовым нормам, огромные выборки стан­дартизации, строгий контроль условий тестирования в сочетании с допущением о врожденности интеллек­та и его неизменности на протяжении жизни.

Этот идеал научности, наряду с исходными допущениями, был пересмотрен в психодиагностике только к концу 60-х гг. Одной из заслуг Л. С. Выготского явля­ется то, что в отечественной психологии именно он начал работу по замене идеалов научного познания.

Неклассическая наука

Процесс и продукты познания нельзя абстрагировать от процедур и средств познания.

Законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов (Например, соотношение ньютоновской и квантовой механик).

Любое измерение изменяет предмет, поэтому изучить объективную реальность невозможно. Любое св-во любого объекта не принадлежит ему, а проявляется только при взаимодействии с другим объектом.

· Посткритицизм, отказ от фундаментализма (познавательные нормы всё время меняются), субьектоцентризма и наукоцентризма (наука – не единственный способ познания).

Неклассическая наука имеет иной идеал научности. Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. В неклассической науке признаются также научными результаты, вообще не имеющие прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных экспериментов.

Неклассическая психология включает в познавательную ситуацию и исследователя, и испытуемого. Неклассическая психология признает дополнительность различных видов описания психических явлений, например, структурных и функциональных. Она признает научными выводы, полученные при наблюдении единичного случая. Модели, созданные априори, также характерны для неклассической психологии — вспомним трехмерную модель интеллекта Дж. Гилфорда.


Постнеклассическая наука


Полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве. Требование учета ценностно-целевыхустановок ученогои его личности в целом.

Переход от систем к сетям. Идея истинности познания отходит на 2 план. Ориентировка на поиск новых смысловых контекстов. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью. Эти представления начинают входить и в научную картину современной психологии.

Принцип «допустимо все» реализуется в построении теоретического знания, когда современные представления физики сопоставляются с идеями миропорядка, сформулированными в древней философии, и подчеркивается преемственность идей. Ф. Капра делает вывод о таких чертах постнеклассической науки, как целостность, системность, новое обоснование своего предмета, новое понимание научного закона, предмета и объекта науки.

В. В. Майков рассматривает трансперсональную психологию как характерное для постнеклассической науки явление. В ней сформулирован трансперсональный взгляд на предшествующие подходы в психологии и показано, что между ними «нет непреодолимой пропасти: они, по сути, являются ступенями магистрального развития психологии». В постнеклассической науке преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого. Практическая психология ассимилирует достижения духовных практик, созданных в разное время и в разных точках земного шара.


Вывод: психология как наука развивается в соответствии с теми же закономерностями, что и современная наука в целом.


(назад)8. Основные психологические подходы к пониманию рациональности

Позитивистская рациональность, утверждающая, что мир принципиально познаваем с помощью объективных методов. Используются объективные рациональные методы, такие как наблюдение, эксперимент и т.д. Основан на подходе Ньютона. Примером такой рациональности в психологии можно считать бихевиоризм, изучающий только наблюдаемое поведение и отрицающий необходимость изучения сознания.

Интуитивная рациональность. Вырабатываемая в современной психологии общая методология исследования приближает интуитивное познание к верифицируемому путем применения контрольных форм проверки валидности и надежности интуитивных решений. Интуитивное познание признается равным рациональному или даже превосходящим его.

(назад)9. Соотношение принципов детерминизма, системности и неопределенности в методологии психологии.

Принцип детерминизма подразумевает, что все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, т.е. все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. В психологии существовало несколько подходов к объяснению возникающих связей.

Принцип системностиописывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства.

Принцип неопределенности появляется в постнеклассической науке, на уровне методологии противопоставленный принципу детерминизма и направленный на отказ от причинности, редукционизма психического и возвращение к идее естественной спонтанности и свободы.

(назад)10. Позитивизм, критический рационализм и движение к объективному знанию в психологических подходах.

В классический период психологии одной её задач стала разработка объективных методов, которые опирались бы общенаучные приемы исследования. Для оценки индивидуальных различий людей в психологии стали применяться качественные и количественные методы оценки психических процессов (знаний, умений, навыков) и простые методы измерения уровня развития психических процессов (это психодиагностика).

· Позитивизм –научное направление. Источник истинного знания - эмпирические, конкретные науки, имеющие объективные методы, а не умозрительные рассуждения. Основоположник - Огюст Конт. Критерий истинности – реальный опыт. Принцип верифицируемости: истинность всякого утверждения должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

Бихевиоризм, претендовавший на звание объективной психологии, избрал своей методологией позитивизм и, следуя его логике, объявил сознание исключенным из сферы своих научных исследований. Изучать можно только поведение, поскольку оно дано нам в непосредственном опыте, в наших ощущениях.

· Критический рационализм- это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой " модели рациональности, верной для всех и во все времена. Одно из ведущих течений в постпозитивизме. Основатель - К. Поппер. Предмет изучения - не высказывания, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система. Научное знание является целостным по своей природе. В научном знании философские концепции тесно "переплетаются" и взаимосвязаны. Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке нужен принцип фальсификации, ᴛ.ᴇ. принципиальной опровержимости. Установка науки на критический анализ содержания научного знания.

В экспериментальной психологиибыло отчасти реализовано дедуктивно-номологическое объяснение. Основой стало закрепленная после работ К. Поппера экспериментальная проверка гипотезы, выводимой из теории. Эта логика часто обозначается понятием экспериментальной парадигмы, что позволяет различать в сонме психологических исследований те, которые наиболее четко следуют классическим критериям проверки гипотез, выраженной в теории критического рационализма К. Поппера.

(назад)11. Гуманистическая психология и гуманитарная парадигма в психологии.

Гуманистическая психология - направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США.Главные представители: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Гордон Олпорт, Виктор Франкл. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм.

Основные черты:

Против построения психологии по образцу естественных наук.Человек, даже будучи объектом исследования, должен изучаться как активный субъект, оценивающий экспериментальную ситуацию и выбирающий способ поведения.

Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии:

1. Человек не может быть объяснён в результате научного изучения его частичных функций.

2. Человек не может быть объяснён своими частичными функциями, в которых не принимается в расчёт межличностный опыт.

3. Человек сознаёт себя.

4. Человек имеет выбор (он творит свой собственный опыт).

5. Человек интенциален (человек обращён в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Лечебными факторами являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений. Каждый человек содержит в себе потенциал выздоровления. При наличии определённых условий, он может самостоятельно и в полной мере реализовать этот свой потенциал. Поэтому работа гуманистического психолога направлена на создание благоприятных условий для реинтеграции личности в процессе терапевтических встреч.

Гуманитарная парадигма в психологиивводит понятие духовной жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Субъект не может изучаться как предмет, так как он постоянно развивается. Субъект обладает внутренним опытом, который влияет на поведение человека. Без его учета исследование невозможно. Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.

Предмет изучения: душевная жизнь человека в ее целостности, не сводимая к сумме ее отдельных проявлений.

Принцип: интенциональность (индетерминизм)

Научный подход: идеографический, субъективистский, системный, интуитивный.

Цель: понимание внутреннего мира отдельного человека в его индивидуальности и ценности, изучение жизненного пути личности.

Методы: субъективистские методы исследования, эмпатия, интуиция, герменевтика и др.

Позиция иследователя: эмоциональная, эмпатическая, включенная.

Способ построения знания: беспредпосылочность.

Критерий истины: опыт исследователя, его интуиция, субъективное понимание исследуемых феноменов.

Отношение к исследуемому: субъект-субъект. За исследуемым признается активность, ценность.

(назад)12. Психоаналитическая психология и психоаналитическая парадигма в психологии.
Психологическая теория, разработанная в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом.

Основные положения психоанализа заключаются в следующем:

· человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;

· эти влечения преимущественно бессознательны;

· попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;

· помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;

· конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к психоэмоциональным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и так далее;

· освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке).

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

(назад)13. Поведенческая психология и бихевиоральная парадигма в психологии.

Бихевиоризм - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на него.

Классический бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S — R).

Основной метод классического бихевиоризма - объективное наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды

Предмет исследования: поведение человека и животных (поведение как совокупность реакций на внешние стимулы).

Основной принцип: биологический детерминизм (тенденция использовать понятия и принципы биологии для описания и объяснения социальных явлений).

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон.

Законы научения:

· «Закон упражнения»: гласит, что повторение определённого акта способствует научению и облегчает его выполнение в дальнейшем («повторение — мать учения»).

· «Закон эффекта» заключается в том, что действие, совершаемое с удовольствием, усиливает связь между стимулом и реакцией, а неудовольствие — ослабляет.

(назад)14. Отечественная психология – личностно-деятельностный подход в психологии.
Отечественная психология выдвинула принципиально новый подход к изучению психики человека, основанный на категории предметной деятельности.

Чаще всего с разработкой деятельностного подхода связывают имена М. Басова, Л. Выготского (ввел понятие ВПФ – высшие эмоции, произвольное внимание, произвольная память, абстрактно-логическое мышление).В работах С. Рубинштейна и А. Леонтьева деятельностный подход получил свои четкие методологические и методические очертания.

В начале 30-х годов прошлого столетия С. Рубинштейн сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности, получивший впоследствии в психологии название «деятельностный подход». Психика человека формируется и проявляется в его практической деятельности и, следовательно, подлежит исследованию в процессе деятельности. Изучая психологические аспекты деятельности человека, мы изучаем его психологию личности. При этом изучению подлежит не психика и деятельность, а психика в деятельности.

Дальнейшую разработку деятельностного подхода осуществил А. Леонтьев. В его общепсихологической концепции деятельности подчеркивается, что человеческая жизнь есть система сменяющих друг друга деятельностей. На психологическом уровне деятельность есть единица жизни, включенная в систему отношений данного общества. Эволюционный процесс развития психики есть развитие предметного содержания деятельности. Предметный мир все более и более включался в деятельность, расширяя сферу знания человека. Знание же в свою очередь все более изменяло его предметный мир.

Итак, в рамках деятельностного подхода психология рассматривается как наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения объективной реальности в процессах деятельности людей. Исходные положения данного подхода заключены в следующем.

· Реальная жизнь человека есть чередование во времени различных видов его деятельности.

· Психика и деятельность тесно связаны друг с другом.

· Решающая роль в происхождении сознания и развитии психики человека принадлежит трудовой деятельности.

· Именно в деятельности проявляются психические феномены человека.

· Деятельность в существенной мере определяет мотивы и ценности индивида, т. е. его общую направленность.

(назад)16. Методологические парадигмы психологической практики.

Парадигма — совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов.

В психологии существуют три основные парадигмы – естественно-научная, гуманитарная и практическая.

Естественно-научная парадигма. Естественно-научная предполагает теоретическую систематизацию объективных знаний о мире. Для нее характерны две установки, роднящие ее с классическим естествознанием: ценность объективного знания (познание объективных законов) и ценность новизны (постоянное увеличение объективного знания о мире как результат исследования). Способ построения знания: гипотеза, подтвержденная экспериментом. Критерием является воспроизводимость результатов, то есть, выявление общих зависимостей и законов. Основной вид деятельности ученого — исследование, где человек рассматривается как объект, стало быть, его невозможно изучить как субъект, его человеческую сущность, духовную сущность и индивидуальность. (Бихевиоризм — это попытка объяснить человека с точки зрения естественно-научной парадигмы).

Гуманитарная парадигма. Гуманитарная, понимаемая как "человеческое измерение", вводит понятие духовной жизни человека. Единичное событие уникально и не требует установления закономерностей. Гуманитарное знание предполагает переход от факта к смыслу, от вещи к ценности, от объяснения к пониманию. Субъект не может изучаться как предмет, так как он постоянно развивается. Субъект обладает внутренним опытом, который влияет на поведение человека. Без его учета исследование невозможно. Гуманитарный подход исследует собственно человеческое в человеке, его субъективный мир, духовный мир, личностные ценности и смысл жизни.

Практическая парадигма. Практическая парадигма в психологии имеет своей задачей реализацию преобразовательногоотношения. Образ, на который данная психология ориентируется, заимствован из инженерии и техники. Возникновение искусственно-технического отношения к реальности связано с возникновением в повседневной реальности разнообразных разрывов, которые естественным образом не восполняются. Вот почему возникает необходимость в восполняющей деятельности, что и влечет за собой соответствующие практики их ликвидации. Таким образом, в основе практической психологии лежит не исследование психологической реальности, а работа с ней. Из этого не следует полное исключение исследовательского отношения к психологическим данностям, но его переподчинение практике преобразования реальности, контекстуализация практическим отношением в целом.

(назад)17. Проблема мультипарадигмальности психологической науки.

Используя понятие парадигмы, Томас Кун выделил 3 стадии развития науки: допарадигмальную, парадигмальную и метапарадигмальную. При определении стадии развития науки, на которой находится психология, существуют подходы к парадигме применительно к структуре научного психологического сообщества, где принято обозначить пять позиций:

1. психология – допарадигмальная наука (позиция самого Т.Куна);

2. психология – парадигмальная наука, поскольку большинство современных исследований обнаруживают единство в определении «категориального ядра психологии» (термин М.Г. Ярошевского);

3. психология - это экстраординарная наука, поскольку на современном этапе ее развития предпринимаются попытки перехода к новой парадигме (напр., трансцендентный, интегративный, антропологический подходы);

4. психология - это внепарадигмальная наука, к которой куновская логика, наработанная при анализе естественных наук, вообще неприменима;

5. психология - это мультипарадигмальная наука, где сосуществуют несколько парадигм

В структуре психологического сообщества существуют и сосуществуют одновременно несколько направлений психологии, использующие разные подходы к пониманию психики человека:

· бихевиоризм;

· социальная психология

· психоанализ, или фрейдизм;

· гештальтпсихология;

· гуманистическая психология

· когнитивная психология

· другие.

И это сосуществование мирным назвать трудно. В настоящее время, есть попытки воссоединить целостную ткань психической реальности и выстроить многомерную интегративную парадигму современной психологии. На первый взгляд существует одна психология, по-разному выполненная в текстах разных парадигм, школ и личностей. Она объединена целью - понимания психического, существует намерение постижения души психологами, но нет единения энергии и взаимопонимания.

(назад)18. Основные подходы к пониманию прогресса в психологии.

Проблема прогресса психологии – это целый клубок вопросов: о том, развивается ли психологическая наука или топчется на месте; если она развивается, то по какой траектории – относительно прямолинейной, поступательной или по какой-либо другой; каковы критерии ее прогресса; развивается ли она правильным путем; сопровождается ли ее развитие парадигмальными изменениями или представляет собой простое накопление фактов, каковы ее перспективы; почему в рамках одной науки сосуществуют разные «психологии» и т.п.

Решение этих вопросов предполагает обращение к существующим моделям развития науки, разработанным Т. Куном, И. Лакатосом, К. Поппером, П. Фейерабендом, Л. Лауданом и др., образующим остов философской методологии науки и имеющим стержневым компонентом проблему критериев развития науки. Данная, ключевая для философской методологии науки, проблема по-разному решалась этими исследователями, выделявшими различные «единицы» развития науки, такие, как парадигма, исследовательская программа, исследовательская традиция и т.д., обозначавшими различную логику ее развития, выделявшими различные влияющие на это развитие факторы.

Единого представления обо всем этом нет и, по всей видимости, не будет, что лишает психологов возможности выбрать «единственно правильную» модель развития науки и применить ее к психологии. Кроме того, подобные модели в основном представляют собой обобщение опыта развития естественных наук, а их применимость к социогуманитарной науке вообще и к психологии в частности вызывает большие сомнения.

Так, относительно куновской модели в психологии существуют три основные позиции. 1) Психология развивается по тому же пути, что и естественные науки, но является допарадигмальной дисциплиной. 2) Психология представляет собой мультипарадигмальную дисциплину, обреченную на сосуществование различных парадигм, а значит, психология вписывается в куновскую модель развития науки, но обладает и некоторой спецификой. 3) психология – не допарадигмальная и не мультипарадигмальная, а внепарадигмальная научная дисциплина, развивающаяся своим собственным путем, и куновские представления о развитии науки к ней вообще не применимы.

Аналогичный конгломерат позиций порождается применением к психологии и других общих моделей развития науки. В результате вырисовывается вывод о том, что ни одна из них полностью не адекватна психологии, необходима выработка либо специфической для нее модели. Пока такой модели не существует, поэтому и вопрос о прогрессе психологии как науки остается открытым по сей день.

(назад)19. Методология как предмет философской рефлексии, как система апробированных принципов и правил познания.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. С успехами производства, техники, культуры в целом Методология стала предметом философской рефлексии и фиксируется как система социально апробированных принципов и правил познания и действия в их соотношении со свойствами и законами объективной действительности. Реально сложившиеся принципы превратились в различные формы и нормативы логически правильных, доказательных способов получения значимых результатов.

Прогресс методологии был обусловлен успехами материального и духовного производства. Так, научная революция XVII в., тесно связанная с изменением характера производственной деятельности людей, привела к созданию новой Методологии, сыгравшей важную роль и в возникновении продуктивных подходов к изучению психических процессов у человека. Именно благодаря этой Методологии появились такие разделы психологии, как учения о рефлексе, об ассоциациях и др.

В психологических исследованиях Методология различных направлений сопряжена с их мировоззренческой направленностью. Так, Методология бихевиоризма тесно связана с механистическим пониманием поведения(строится на рационализме и материализме), во фрейдизме конкретное изучение личности обусловлено такими мировоззренческими ориентациями, как иррационализм, противопоставление личностного смысла жизнедеятельности человека ее зависимости от социальных условий его развития, гипертрофия роли сексуальных факторов (немецкий классический иррационализм), а гуманистическая психология построена на экзистенциальной философии.

К методологическим принципам уровня философской методологии относятся:

1)Принцип эмпиризма

2) Принцип прагматизма

3) Наука – парадигма и смена парадигм неизбежна.

4) Любое знание лишь приблизительно и вероятностно.

5) Принцип фальсифицируемости гипотез.

6) Внутренне единство логики доказательства и опровержения (Локатос).

7) Принцип методологического атеизма (Фейерабенд).

(назад)20.Многоосевой принцип оценки психической патологии. Основные рубрики МКБ-10.

Международная классификация болезней – это регулирующий документ, регламентирующий единство подхода, диагностики, постановки диагноза, терминологии. В МКБ-9 (до 1993) использовался одноосевой подход постановки диагноза медико-биологически.

Одноосевой подход: в основе любого заболевания лежит патологический субстракт, который носит органическое происхождение. Болезнь вызвана реальными материальными причинами. Нет субстракта – нет болезни. Это привносило трудности, в особенности, в разделе «психические расстройства» МКБ-9.

В 10-м пересмотре заявлен многоосевой подход, изменено само отношение к заболеваниям и здоровью. Здоровье стало рассматриваться как полное благополучие, а не как отсутствие патологии. Многоосевой подход заключается в рассмотрении причин заболеваний как трёх факторов: 1. Медико-биологические 2. Психологическая ось (выявление факторов, которые влияют на возникновение и течение заболевания) 3. Социальные факторы (условия работы, проживания, социальный статус и т.д.). Многоосевой подход позволяет многомерно оценить состояние здоровья человека.

Данный подход является:

· прагматическим

· описательным (феноменологическим) – задача врача состоит в том, чтобы что описать и оценить те проявления, которые обнаруживаются здесь и сейчас;

· атеоретическим – то есть не основанном на победе той или иной теории или точке зрения, а созданным в результате соглашения представителей самых разных школ и направлений современной психиатрии;

Многоосевой подход нужен для того, чтобы независимо от субъективных взглядов специалиста с максимальной полнотой и единообразием собрать и зафиксировать большое число различных факторов, влияющих на возникновение, течение, прогноз и оказание помощи пациенту.

Основные рубрики МКБ-10:

· F0. Органические, включая симптоматические, психические расстройства. Эти психические расстройства сгруппированы вместе на основании того, что они имеют общую, четкую этиологию, заключающуюся в церебральных заболеваниях, мозговых травмах ил

Наши рекомендации