Проблемы обучения и развития в детском возрасте.
Процесс обучения в широком смысле - посредничество взрослых между ребенком и идеальными форма культуры. Обучение не всегда организовано, часто стихийно: ребенок играет, слушает музыку, манипулирует предметами, не замечая, что учится, что с помощью взрослого открывает для себя человеческий смысл предмета обучения - процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованной взрослым / Эльконин /.
Три основных подхода.
Бихевиоризм - человек есть то, что делает из него окружение, его среда. Это направ. в американской. психологии, которое понятие развития отождествляется с понятием научения, приобретения нового опыта. Проблема "развитии ребенка" - проблема научения на основе наличия или отсутствия подкрепления под влиянием воздействия среды. Обучение=развитие, приобретение новых навыков и есть развитие.
Выготский - обучение впереди развития, связь - зона ближайшего развития. То, что сегодня делает с взрослым, зав сделает сам. Каждый шаг в обучении использует зону ближайшего развития и создает новую. Но это в том случае, ее совпадает с задачами самого ребенка. Его деятельность между обучением и развитием. Ребенок не пассивный приемник. У него свои желания, интересы, свое отношение к миру, которое находит свое отражение в его деятельности. ДЕТСТВО - период онтогенеза от рождения до подросткового возраста. Периодизация: - младенчество (от рождения 1 года), раннее детство (1-Згода), дошкольный возраст (Згода-6-7 лет), младший школьный возраст (6-7-10-11 лет). Обучение - процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта: организация формирование знаний, умений, навыков, предполагает целенаправленное изменение субъекта. Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных структурных преобразованиях. Развитие характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (способностью накапливанию изменений, "надстраиванию" новых изменений над предшествующими) и их закономерным характере Характеристики процесса развития. Эволюция и инволюция. Ребенок приобретает новые качества и одновременно теряет часть старых. Зарождение нового в недрах старого - зарождение в предметном мире и в мире людей.
Движение от более простых форм к более сложным. Импритинг (самая простая форма памяти) - сенсорные виды памяти (слуховая, зрительная ...) - словесно-логическая память (внутри сл-лог. памяти логическая, формаль логическая и ...).
Движение от непроизвольных форм к произвольным. (Непроизв. - случайное запечагление. Произв. деятельность осуществляется при наличии спец. цели, задачи и самоорганизации цели, планирования). Необратимость. Человек, достигнув уровня связанной речи, не может перейти на этап гудения. Основные вехи психического развития называют новообразованиями По Выготскому - развивается не отдельная функция, а целостные психологические системы: 1) с изменением одного компонента меняется вся система в целом, изменение системы влечет за собой изменение каждого компонента, 2) изменение связей между компонентами системы ведет к ее развитию.
Любая психологическая функция появляется на сцене дважды (2 этапа развития). 1этап интерпсихологический (напр. освоение предметного мира идет через посредничество взрослого), 2 этап интрапсихологический (ребенок овладевает своей функцией сам), следующий этап - интерпсихологический переходит на более высокий уровень (речь 2-х летнего ребенка и речь подростка - 2 разных этапа и 2 разных уровня). Таким же образом развиваются и псих. системы (напр. произвольность - сначала взрослый управляет поведением ребенка, затем поведение ребенка становится произвольным на уровне самоуправления).
Концепция Ж. Пиаже. Ж. Пиаже - развитие - развитие интеллекта, в результате созревания когнитивных структур обучение следует развитием. Основной тезис Пиаже - развитие происходит по собственным канонам, обусловленным генезисом созревания мозговых структур, но обучение способно вписываться в этот процесс и способствовать его динамике. Оно всегда основано на пройденных циклах развития. Оно ничего не может изменить в этих циклах. Концепция Л.С.Выготского. Основной тезис. Нельзя рассматривать развитие механически, как медлен поступательное движение, когда одно следует за другим. 2 этапа развития: 1) актуальный уровень - то, что ребе достиг. Обучение может основываться на достигнутых уровнях, но всегда есть функции, которые подходят созреванию, они составляют зону ближайшего развития ЗБР, 2) потенциальный уровень - ЗБР. Л. С. Выготским б обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии психики: обучение должно идти впереди развития. Выг Пиаже: "обучение плетется в хвосте развития". Он критически оценивал представление об отождествлении развита обучением и отрыве Р.П. от обучения. Обучение это все процессы освоения ребенком социального опыта приобретение собственного индивидуального, субъективного опыта.
1 этап: 1 год ребенок движется по программе матери. Ребенку необходимо общение с матерью и с предметным мир.
2 этап: 1-3 года - спонтанное обучение.
3 этап: 3-6 лет - спонтанно-реактивное обучение.
4 этап: спонтанное идет к реактивному, организационному.