Проблема возраста и динамика развития.
Паспортный возраст ребенка не может служить надежным критерием для установления реального уровня его развития.
Определение реального уровня развития - насущнейшая и необходимая задача при решении всякого практического вопроса воспитания и обучения ребенка.
Определение не созревших на сегодняшний день, но находящийся в периоде созревания процессов и составляет задачу диагностики развития. Эта задача решается нахождениемзоны ближайшего развития.
Исследуя, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня.
Определение актуального уровня развития и зоны ближайшего развития составляет вместе то, что принято называтьнормативной возрастной диагностикой. Ее задача -выяснение с помощью возрастных норм, или стандартов, данного состояния развития, характеризуемого как со стороны созревшего, так и несозревшего процесса.
Законы формирования ВПФ
Как же протекает процесс развития, каковы его особенности?
В психологии предмет исторически менялся. Сначала лишь факты (наблюдения), потом закономерности (констатирующий эксперимент), сейчас выявление внутренних механизмов, содержания каждого психологического возраста и переходов между ними (формирующий эксперимент). Как любая наука, психология имеет свои методы исследования и законы, вскрывающие специфику данной области.
Л. С. Выготский установил четыре основные закономерности или особенности детского развития.
1. «Метаморфозы» (преобразования) в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, и постепенно нарабатывает нужный опыт, а существо, обладающее качественно отличной психикой. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом. Ребенок – это не маленький взрослый, он качественно другой (качественное своебразие мышления ребенка – феномены Пиаже - центрация, эгоцентризм). Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Основные признаки развития: дифференциация, расчленение ранее бывшего единым элемента, появление новых сторон, новых элементов в самом развитии, перестройка связей между сторонами объекта.
2. Закон сложной организации во времени (цикличности),согласно которому детское развитие имеет свой ритм, не совпадающий с ритмом и темпом реальной жизни. Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития: отставание в интеллектуальном развитии на 1 год будет очень большим, если ребенку 2 года, и незначительным, если ему 15 лет. Это связано с тем, что темп и содержание развития изменяются на протяжении детства. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и , др.) и для развития психики ребенка в целом. Собственно возраст как стадия развития и представляет собой цикл со своим особым темпом и содержанием. (Арнольд Гезелл: Затухание темпа развития с возрастом. Чем младше ребенок, тем больше изменений происходит в единицу времени)
Так, год жизни в младенчества не равен году жизни в отрочестве. Выготский рассматривает развитие психики ребенка с точки зрения анализа единицы - психологического возраста (единица анализа сохраняет свойства целого, т.н. физика психики). Психологический возраст не равен паспортному (календарному, хронологическому) возрасту. Психологический возраст - относительно замкнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. В рамках одного возраста идет подготовка к переходу к следующему возрасту. В структуру психологического возраста входят: социальная ситуация развития ребенка, основная деятельность ребенка, основные психологические достижения ребенка в период конкретного возраста (новообразования). Для научной периодизации детского развития необходимо учитывать его динамику, т.е. переход от одного возраста к другому. Выготский (работа «Проблема возраста») писал о том, что психология эмпирически установила прохождение возрастных изменений в резкой, критической и медленной, скрытой формах. Отсюда выделяются относительно устойчивые периоды, развития и кризисы. «Развитие ребенка - процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным путем, а революционным».
3. Закон неравномерности развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно, непропорционально. каждая сторона в психике ребенка имеет оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении познания (как одно из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка). Он считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. На каждом возрастном этапе поэтому происходит перестройка их связей, изменение соотношения между ними. Развитие отдельной функции зависит от того, в какую систему межфункциональных связей она включена и какое место в ней занимает. Первоначально, в младенческом возрасте (до года), сознание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные, так что в самой последовательности становления функций есть свои закономерности. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Причем само восприятие еще недостаточно дифференцировано, оно слито с эмоциями (Л.С. Выготский говорит об «аффективном восприятии»), не полностью разграничены восприятие формы, восприятие цвета и т.д. Остальные функции оказываются на периферии сознания, они зависят от доминирующей. Например, память вплетена в процесс восприятия — ребенок до 3 лет не пытается вспомнить что-нибудь само по себе, а в наглядной ситуации видит вещь, узнает ее и вспоминает связанные с ней события. Другие функции как бы обслуживают восприятие, и оно развивается в максимально благоприятных условиях. Период, когда функция доминирует, — это период ее наиболее интенсивного, оптимального развития. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном— память, в младшем школьном—мышление.
Ранний возраст — период появления первоначальной структуры сознания. Каждый новый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей — сменой доминирующей функции, зависимостью от нее остальных функций, установлением новых отношений между ними. В этой перестройке функции дифференцируются, не проходя через доминирующее положение. По мере продвижения от одного возраста к другому возрастает сложность межфункциональных связей. Переход от одной системы к другой совершается иначе и сложнее, чем переход от недифференцированного, лишенного всякой системы сознания к первичной системе. Перестройка старой системы и перерастание ее в новую становится основным путем развития психических функций.
4. Закон развития ВПФ. Принципиальное отличие животных от человека в том, что человек овладел природой с помощью орудий. Это отложило отпечаток на его психику: он научился овладевать собственными психическими функциями. То, что есть у животных – низшие психические функции. То, что только у человека – высшие. Под высшими психическими функциями Выготский понимал произвольное внимание, произвольную память, речь, логическое мышление и др. Для этого он использует особые психологические орудия - знаки, знаковые средства. Они имеют культурное происхождение. Наиболее типичная и универсальная система знаков - речь.
Высшие психические функции рождаются дважды. Сначала между двумя людьми – ребенком и матерью, а затем это становится собственной функцией психики ребенка. Со временем человек начинает обращать их на себя. Первоначально в филогенезе и онтогенезе психические функции выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека.
Inter (внешняя, между кем-то) → intra (внутри, своя собственная)
Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т.е. становятся умственными средствами. ВПФ отличаются от низших, или естественных функций животных по своим свойствам, строению и происхождению. Они произвольные, осознанные, формируются прижизненно, имеют опосредствованный характер; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие внешних ПФ связано с обучением в широком смысле слова, происходит в форме усвоения заданных образцов.
Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, щжсущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.
Значение гипотезыВыготского
По мнению Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова (обобщения). Если на системное развитие сознания обучение не оказывает прямого влияния, то развитием обобщения (изменением смысловой структуры сознания) можно непосредственно управлять. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение перестраивает всю систему сознания. Недостатки его гипотезы:
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы сознательной личности оставалось за пределами внимания (интеллектуализм Выготского)
2. Выготский сводил процесс развития обобщений к процессам речевого взаимодействия (Обобщения формируются в процессе предметной деятельности по Запорожцу, развитие понятий у глухого ребенка)