Основ ы специальной психолог ии

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

L Цель курса. Ф ормирование базовых представлений о ме­ тодологических основах и структуре специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.

2.Задачи курса. Формирование представлений о предмет­ ном содержании, целях и задачах специальной психологии, ее связях с другими науками и месте в структуре современно­ го человекознания.

3.Требования к усвоению содержания курса. В результате изучения материала курса студент должен приобрест и фунда­ ментальные представления:

• о сущности феномена отклоняющегося развития,

• о его структуре и свойствах,

• о методах специальной психологии,

• о месте в структуре других наук.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Предметное содержание современной специальной психо­ логии

' Проблема предмет а и объекта специальной психологии. Процесс дифференциации и интеграции предметног о содер­ ж ания специальной психологии. Отграничение предмета спе­ циальной психологии от содержания патопсихологии, клини-

Программа курса «Основы специально й психологии»

ческой психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели изадачи специальной психологии. Научно-теоретические за­ дачи современной специальной психологии. Прикладные и практические задачи специальной психологии. О сновн ы е направления в решении научно практических задач — реаби­ литационна я психология , психология интегрированног о обучения, специальна я педагогическая психология, возраст­ ная специальна я психология, коррекционна я специальна я психология. Связь специальной психологии с другими наука­ ми . Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологически ми дисциплина ми (возрастная, об­ щ ая, педагогическая и клиническа я отрасли). О собенност и связи специальной психологии с клинико-биологически ми дисциплина м и (генетика, психопатология, эвол ю ционна я биология, невропатология, офтальмология идр.). Связь спе­ циальной психологии с коррекционной педагогикой. Основ­ ные отрасли современной специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы че­ ловека и его развития.

2.Современные представления о сущности феномена нару­ шенного развития

П онятие о психическом развитии. С овременн ы е теории психическог о развития. Определения дизонтогенеза. Сущ­ ность феномена нарушенного развития и его основные харак­ теристики. П онятие нормы и патологии в современном че- ловекознании. Основные дифференциальн ы е подходы к про­ блеме норма — патология: интуитивно-эмпирический, частотный, культурально-релятивный, адаптационн ый, под­ ход социальных норм, гуманистический, уровневый и др. Зна­ чение представлений о нарушенном развитии для понимания природы нормального функционирования психики.

3.История становления специальной психологии

Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные пред-

Специальна я психология

ставления о природе психических аномалий. Особенност и от­ ражения отклонений в психическом развитии в художествен­ ной литературе и искусстве как форме художественного созна­ ния. Научное сознание как основной источник знаний о сущ­ ности и природе отклонений от нормального хода развития.

Систематическое обучение детей с отклонениями в разви­ тии как предпосылка возникновения специальной психологии.

Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии.

Роль и значение Л. С. Выготского в становлении и разви­ тии специальной психологии. Современное состояние специ­ альной психологии в России. Основные отрасли современной специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихоло- гия, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психическог о развития, психология детей с наруш ениями опорно-двигательног о аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.

4. Методы и принципы специальной психологии

П онятие о научном методе. Наблюдение как метод специ­ альной психологии и его своеобразие в процессе изучения лиц с отклонениями в развитии. Особенност и использования ме­ тода эксперимента в специальной психологии. Виды и фор­ мы экспери м ентальн ы х техник, применяемых в практике специальной психологии. Стандартизирова нные психодиаг­ ностические процедуры и их использование в практике спе­ циальной психологии. Метод анкет и опросов. Особенност и применени я самонабл ю дения в специальной психологии. Анамнестический метод в процессе изучения различных форм нарушенног о развития. Основные принцип ы проведения ис­ следований в специальной психологии.

5. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющиеЭкзогенные и эндогенные вредност и как причины откло­ нений в развитии. О сновн ые факторы , опосредующие дей-


Наши рекомендации