Основ ы специальной психолог ии
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
L Цель курса. Ф ормирование базовых представлений о ме тодологических основах и структуре специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.
2.Задачи курса. Формирование представлений о предмет ном содержании, целях и задачах специальной психологии, ее связях с другими науками и месте в структуре современно го человекознания.
3.Требования к усвоению содержания курса. В результате изучения материала курса студент должен приобрест и фунда ментальные представления:
• о сущности феномена отклоняющегося развития,
• о его структуре и свойствах,
• о методах специальной психологии,
• о месте в структуре других наук.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Предметное содержание современной специальной психо логии
' Проблема предмет а и объекта специальной психологии. Процесс дифференциации и интеграции предметног о содер ж ания специальной психологии. Отграничение предмета спе циальной психологии от содержания патопсихологии, клини-
Программа курса «Основы специально й психологии»
ческой психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели изадачи специальной психологии. Научно-теоретические за дачи современной специальной психологии. Прикладные и практические задачи специальной психологии. О сновн ы е направления в решении научно практических задач — реаби литационна я психология , психология интегрированног о обучения, специальна я педагогическая психология, возраст ная специальна я психология, коррекционна я специальна я психология. Связь специальной психологии с другими наука ми . Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологически ми дисциплина ми (возрастная, об щ ая, педагогическая и клиническа я отрасли). О собенност и связи специальной психологии с клинико-биологически ми дисциплина м и (генетика, психопатология, эвол ю ционна я биология, невропатология, офтальмология идр.). Связь спе циальной психологии с коррекционной педагогикой. Основ ные отрасли современной специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы че ловека и его развития.
2.Современные представления о сущности феномена нару шенного развития
П онятие о психическом развитии. С овременн ы е теории психическог о развития. Определения дизонтогенеза. Сущ ность феномена нарушенного развития и его основные харак теристики. П онятие нормы и патологии в современном че- ловекознании. Основные дифференциальн ы е подходы к про блеме норма — патология: интуитивно-эмпирический, частотный, культурально-релятивный, адаптационн ый, под ход социальных норм, гуманистический, уровневый и др. Зна чение представлений о нарушенном развитии для понимания природы нормального функционирования психики.
3.История становления специальной психологии
Своеобразие представлений об отклонениях в психическом развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные пред-
Специальна я психология
ставления о природе психических аномалий. Особенност и от ражения отклонений в психическом развитии в художествен ной литературе и искусстве как форме художественного созна ния. Научное сознание как основной источник знаний о сущ ности и природе отклонений от нормального хода развития.
Систематическое обучение детей с отклонениями в разви тии как предпосылка возникновения специальной психологии.
Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии.
Роль и значение Л. С. Выготского в становлении и разви тии специальной психологии. Современное состояние специ альной психологии в России. Основные отрасли современной специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихоло- гия, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психическог о развития, психология детей с наруш ениями опорно-двигательног о аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.
4. Методы и принципы специальной психологии
П онятие о научном методе. Наблюдение как метод специ альной психологии и его своеобразие в процессе изучения лиц с отклонениями в развитии. Особенност и использования ме тода эксперимента в специальной психологии. Виды и фор мы экспери м ентальн ы х техник, применяемых в практике специальной психологии. Стандартизирова нные психодиаг ностические процедуры и их использование в практике спе циальной психологии. Метод анкет и опросов. Особенност и применени я самонабл ю дения в специальной психологии. Анамнестический метод в процессе изучения различных форм нарушенног о развития. Основные принцип ы проведения ис следований в специальной психологии.
5. Причины отклонений в развитии и факторы, их определяющиеЭкзогенные и эндогенные вредност и как причины откло нений в развитии. О сновн ые факторы , опосредующие дей-