Глава 11. Закономерности отклоняющегося развития
рии специфических особенностей, свойственных всем груп пам детей с отклонениями в развитии.
С указанной особенностью связана и еще одна общая чер та, характерная для разных типов нарушенного развития, — это недостатки словесног о опосредования поведения и пси хической деятельност и в целом. Как известно, высшие пси хические ф ункции в своей структуре содержали опосредую щее звено, в качестве которого выступает, прежде всего, рече ва я систе м а . Такое строени е превра щ ае т психическу ю ф ункцию в произвольно управляемую. Стало быть, отстава ние в развитии высших психических функций, свойственное детям с ограниченными возможностями, связано с недостат ками в их произвольной регуляции. Не случайно поэтому для многих особых детей характерно полезависимое поведение.
Практически все типы нарушенног о развития включают разнообразные затруднения в сфере общ ения, что, с одной стороны, является причиной обеднения социальног о опыта, а с другой — оказывает влияние на темпы формирования выс ших психических ф ункций.
Во многих исследованиях отмечается также, что при раз ных вариантах дизонтогенез а может возникат ь определенна я несогласованность в образной и вербальной сферах психики. Слова и образы словно бы независи мы, не соотнесены друг с другом, для слова может не быть соответствующего образа, а для образа — слова и т. д.
Следует также признат ь в качестве одной их специфичес ких черт для всех групп особых детей, что при любых вариан тах первично нарушается сфера актуалгенеза, а уже как след ствие — онтогенеза, собственно возрастного развития. Этим обстоятельство м, по всей вероятности, объясняется феноме ном асинхронии, также весьма типич ный для дизонтогенеза.
А синхрония может рассматриваться ка к патологическа я форма гетерохронности. Последняя понимается как естествен ное свойство развития, состоящее в неравномерности. Разные стороны психики, разны е ее компонент ы формирую тся не одновременно, а в разные сроки. П ри этом закон нормально-
В. M. Сорокин 161
Специальна я психология
го развития с учетом гетерохро нности сформулирова н так: психическое развитие сочетает в себе неравномерность со своевременностью. В таком случае асинхрония представляет сочетание неравномерности с несвоевременностью.
И наконец, весьма распространенной особенностью, харак теризующей многообразные вариант ы отклонений, является де ф ормаци я социальной ситуации развития, системы отнош ений ребенка с ближ айш им окружением. Х орошо известно, что отклонения в развитии выступают не только следствием исходног о наруш ения, будь то глухота или недо статки в двигательной сфере, но и во многом определяются неблагоприят ными социально-психологически ми условиями, кчислу которых, прежде всего, следует отнести дисгармонич ны й характер семейного воспитания особого ребенка. Небла гополучие ребенка часто провоцируе т специфическое отно ш ение к нему со стороны родителей и других окружающих его лиц. Не всегда зная возможности своего ребенка и делая ак цент на слабых сторонах, родители излиш не сковывают его активность, ограничивают сферы деятельност и и общ ения. Нередки и иные варианты, в частност и эмоциональное от вержение. Указанные обстоятельства сами по себе дополни тельно осложняют развитие ребенка, сказываясь, прежде все го, на формировании эмоциональной сферы личности. Кро ме того, развитие особого ребенка чаще, чем обычного, сопряжено с психической травматизацией. В связи с этим под черкнем, что для многих типов нарушенног о развития харак терна более высокая вероятност ь появления разнообразных личностных дисгармоний, прежде всего в форме акцентуаций характера.
Итак, мы перечислили некоторые модально неспецифи ческие особенности, свойственн ы е одновременно многим типам отклоняющегося развития. М ы остановились ли ш ь на наиболе е распространенных из них. В целом процесс изуче ни я модачьно неспецифических особенностей находится еще только в самом начале и имеет весьма продуктивну ю пер спективу.
Глава 11.Закономерности отклоняющегося развития
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой общие закономерности психическо го развития?
2. На чем основывается идея единства общих закономерностей психического развития в норме и патологии?
3. Что представляют собой модально неспецифические законо мерности отклоняющегося развития?
4. Чем объясняется природа модально неспецифических законо мерностей?
5. Каким образом можно отличить модально специфические и модально неспецифические закономерности?
Литература
1. ВыготскийЛ. С. Основные проблемы дефектологии. М., 1996.
2. Газова Л. П. и др. Изучение психического развития аномаль ных детей//Дефектология. № 6.1983.
3. Егорова Т. В. и др. Развитие наглядно-образного мышления аномальных детей//Дефектология. № 4.1975.
4. Зейгарник Б. В., Братусъ Б. С . Очерки по психологии аномаль ного развития личности. М., 1980.
5. Лубовский В. И. Л. С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. № 6.1996.
6. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики ано мального развития. М., 1989.
7. Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у де тей. М., 1978.
8. Нуллер Ю. Л. К вопросу о механизме перехода компенсатор ных реакций психики в патологические // Теоретико-методо логические аспекты пограничной психиатрии. Л., 1979.
9. Основы специальной психологии / Под ред. Л. Н. Кузнецо вой. М., 2003.
10. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. М., 2000.
Г л а в а 12