Теоретические основы педагогического конфликта

ВВЕДЕНИЕ

В обществе до сих пор не развита культура разрешения конфликтов, в том числе, и в сфере образования. Преподаватели, на которых ложится основная ответственность за разрешение педагогических конфликтов, часто действуют интуитивно или в соответствии с многолетними традициями, основанными обычно на силовых, неконструктивных методах решения спорных вопросов. В результате предпринятые репрессивные меры, уход от конфликта, откладывание решения и т.п. оказываются неэффективными, не устраняют причин, инициирующих конфликт, и, следовательно, не разрешают его.

Слово конфликт происходит от латинского «conflictus», что означает столкновение. Под конфликтом обычно понимают столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Анализ большого числа конфликтов показывает, что конфликтующие стороны, как правило, не осознают истинных причин конфликта, обращают внимание лишь на их внешнее проявление, следствия. В этом случае попытки их разрешения оказываются малоэффективными и, как правило, приводят лишь к затягиванию конфликта.

Анализ научных трудов показал, что однозначного определения кон- фликта в педагогической теории нет, хотя виды педагогических конфлик- тов исследовались Ф. Аланом, С. Е. Аксененко, А. Я. Анцуповым, Ю. В. Гип- пенрейтер, А. И. Донцовым, Б. П. Жизневским, Я. Л. Коломинским, Д. М. Мал- лаевым, Л. А. Петровской, Т. А. Репиной, А. А. Рояк, М. М. Рыбаковой, А. И. Шипиловым и многими другими учеными.

Неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения, разрешения негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса. Сегодня становится все более актуальным формирование конфликтологических компетенций у педагогов и всех участников образовательного процесса. Благоприятный психологический климат в коллективе (школе, классе, группе), снижение влияния конфликтогенных факторов, существующих в образовательной среде, использование методов индивидуального консультирования, учет личностного компонента участников конфликта будут способствовать гармоничному развитию личности каждого учащегося.

Теоретические основы педагогического конфликта

Классификация конфликтов в педагогической деятельности

В любом общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на такие виды: ученик – ученик; ученик – учитель; ученик – родители; ученик – администратор; учитель – учитель; учитель – родители; учитель – администратор; родители – родители; родители – администратор; администратор – администратор [1, с. 33].

Разрешение педагогических конфликтов

Средства и методы разрешения конфликтов в педагогической деятельности

Преодоление конфликтов в системе отношений «педагог-родитель», «педагог-педагог»

Упражнение-дискуссия «Горячий стул»

Цель: активизировать участников, выявление отношения к конфликтам.

Ведущий дает группе какое-либо утверждение. Те участники, которые с ним согласны меняются между собой местами. Затем проводится обсуждение.

В образовательной среде конфликты неизбежны, как и в любой другой деятельности. При этом необходимо отличать конфликты от противоречий и расхождений во взглядах.

Конфликты делового характера можно предупреждать и снимать следующим образом:

- прежде чем реагировать на действия другого лица, необходимо выяснить, почему данный человек поступает так, а не иначе;

- необходимо побудить участников конфликта на установление прямого контакта друг с другом, на открытое обсуждение и совместный анализ сложившейся ситуации.

Конфликты личностного характера предупреждать и устранять труднее, чем деловые, т.к. они основываются на глубоких внутренних противоречиях, которые связанны с чертами характера, взглядами на жизнь, установками и убеждениями. Данная группа конфликтов решается преимущественно уклонением или компромиссом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конфликт между педагогом и учащимся, между учителем и родителями, педагогом и коллективом – большая беда любого учреждения.

Мы видим, что существует множество причин, как субъективных так и объективных, которые провоцируют конфликты, часто они неизбежны. Но в случаях разрешении педагогических конфликтов, очень важно, осознавать долгосрочную перспективу применяемых стратегий поведения. Так как конфликт свидетельствует о каких-либо противоречиях, необходимо постараться осознать их, и лишь за тем снять эти противоречия, наиболее конструктивным способом. И тогда своевременно разрешенные конфликты не будут обостряться и накапливаться. А это в свою очередь, будет положительно отражаться, как на межличностных взаимоотношениях, так и на продуктивности педагогической деятельности.

Большинство конфликтов по своей природе субъективны и имеют в своей основе одну из следующих психологических причин:

- недостаточно хорошее знание человека;

- неправильное понимание его намерений;

- неверное представление о том, что он на самом деле думает;

- ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков;

- неточная оценка отношения данного человека к другому.

Потенциально конфликтогенные педагогические ситуации бывают следующие:

- конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения учащимся учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности,

- конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учащимся правил поведения в колледже, чаще на занятиях, вне учебы,

- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся-педагогов-родителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Пути разрешения и предупреждения конфликтов

- конфликтные ситуации на занятиях, особенно в подростковом возрасте, в большинстве типичны, закономерными. Надо лишь уметь организовать коллективную учебную деятельность учащихся, усиливая деловую взаимозависимость между ними. Подобные конфликты чаще случаются у учителей, интересующихся в первую очередь лишь уровнем усвоения предмета, поэтому их значительно меньше на уроках, ведущихся куратором и в группах, когда учитель хорошо знает учащихся, симпатизирует им и находит разнообразные формы взаимодействия с ними,

- ситуация на занятиях доходит до конфликта, как правило, с учащимися, плохо успевающими по предмету, «трудными» по поведению. Поэтому в интересах самого педагога лучше изучить именно таких подростков, проявить к ним внимание с целью своевременного оказания помощи в выполнении задания,

- нельзя наказывать за поведение плохими отметками по предмету — это приведет не к положительному результату, а лишь к затяжному личностному конфликту с педагогом, что обязательно вызовет снижение интереса к предмету,

- психологический анализ ситуаций и конфликтов, который дает возможность увидеть положительное в поступках «плохого» учащегося и «пакость» в поведении образцового и тем самым правильно разрешить ситуацию, найти «точки роста» личности даже очень «трудного» учащегося.

Практически невозможно работать в образовании без конфликтных ситуаций. Конфликты присущи процессу обучения. Конфликтная ситуация – это сигнал, звонок какого-либо нарушения.

Главный способ бесконфликтного педагогического общения – формирование высокого уровня педагогического профессионализма, владение искусством выхода из конфликтных ситуаций.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ

В обществе до сих пор не развита культура разрешения конфликтов, в том числе, и в сфере образования. Преподаватели, на которых ложится основная ответственность за разрешение педагогических конфликтов, часто действуют интуитивно или в соответствии с многолетними традициями, основанными обычно на силовых, неконструктивных методах решения спорных вопросов. В результате предпринятые репрессивные меры, уход от конфликта, откладывание решения и т.п. оказываются неэффективными, не устраняют причин, инициирующих конфликт, и, следовательно, не разрешают его.

Слово конфликт происходит от латинского «conflictus», что означает столкновение. Под конфликтом обычно понимают столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях индивидов или групп людей, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

Анализ большого числа конфликтов показывает, что конфликтующие стороны, как правило, не осознают истинных причин конфликта, обращают внимание лишь на их внешнее проявление, следствия. В этом случае попытки их разрешения оказываются малоэффективными и, как правило, приводят лишь к затягиванию конфликта.

Анализ научных трудов показал, что однозначного определения кон- фликта в педагогической теории нет, хотя виды педагогических конфлик- тов исследовались Ф. Аланом, С. Е. Аксененко, А. Я. Анцуповым, Ю. В. Гип- пенрейтер, А. И. Донцовым, Б. П. Жизневским, Я. Л. Коломинским, Д. М. Мал- лаевым, Л. А. Петровской, Т. А. Репиной, А. А. Рояк, М. М. Рыбаковой, А. И. Шипиловым и многими другими учеными.

Неумение на практике управлять школьными конфликтами, находить оптимальные способы их предупреждения, разрешения негативно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса. Сегодня становится все более актуальным формирование конфликтологических компетенций у педагогов и всех участников образовательного процесса. Благоприятный психологический климат в коллективе (школе, классе, группе), снижение влияния конфликтогенных факторов, существующих в образовательной среде, использование методов индивидуального консультирования, учет личностного компонента участников конфликта будут способствовать гармоничному развитию личности каждого учащегося.

Теоретические основы педагогического конфликта

Наши рекомендации