Проективный метод в психодиагностике.
Проективные методы — (projective techniques) класс психологических тестов, при выполнении которых испытуемые отвечают на неоднозначные и неструктурированные стимулы, что позволяет выявлять их потребности, чувства и конфликты.
Проективные методы- это группа специфических методик, направленных для измерения личности. Эти методики направлены на раскрытие содержания внутреннего мира личности.
Проективные техники можно назвать особой областью психологических исследований, которая выходит за рамки психодиагностики и имеет общепсихологическое значение.
Термин «проективные» (от лат. «выбрасывание вперед») был введен Лоуренсом Франком (1939) для объединения целой группы внешне разнородных способов исследования личности, предполагающих осуществление человеком символического переноса содержания внутреннего мира на внешние предметы. В разнообразных проявлениях активности субъекта (в творчестве, высказываниях относительно реальности, индивидуальных пристрастиях и т. п.) в той или иной мере проецируются скрытые стремления, неосознаваемые проблемы, предпочитаемые подходы к разрешению противоречий. Задача исследователя - воссоздать ситуацию, при которой системы личностных смыслов и поведенческих стратегий человека обнаруживают себя в необходимой степени.
Франк выдвинул три основных принципа, лежащих в основе проективного исследования личности:
1.Направленость на уникальное в структуре или организации личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень (набор) способностей или черт.
2.Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.
3.Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в систему (configuration) внутреннего мира индивида». Каждое новое действие, каждое эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности. Это третье и основное теоретическое положение обычно называют «проективной гипотезой».
В советской психологии упоминание о проективных методиках (прожективных тестах) появляются в конце 60-х гг. В этот период проективный метод связывался с психоанализом и считался его порождением. Что закрывало его путь в практику.
Истоки проективной техники восходят в работам Ф. Гальтона, изучавшего ассоциативный процесс. Он первым говорит о том, что т.н. свободные ассоциации определяются прошлым опытом личности. Следуя этой логике, появился ассоциативный эксперимент Юнга. Он предъявлял список из 100 слов-стимулов и следил за поведением людей, когда она пытались дать ответ другим словом. Здесь обычно измерялось время между словом-стимулом и ответом. Напомним, что от испытуемого при этом требуется максимально быстрый ответ на предъявляемое ему слово первым пришедшим на ум словом. Заторможенность ответной реакции, непонимание слова-раздражителя, его механическое повторение, немотивированный смех и т. д. рассматриваются как указания на наличие скрытых аффективных комплексов. В 1905 г. Юнг установил, что блокирование ответов, необычные ответы или задержка ответа свыше 2с указывают на то, что затронут подсознательный комплекс. Ассоциативный эксперимент также нашел применение для определения ложный показаний в ходе расследования преступлений, в работах Мюнстерберга, Кента, Розанова и др. В начале, в 1896 году, Фрейд использует "проекцию" в других смыслах – как приписывание другим людям социально неприемлемых влечений и желаний, в которых человек отказывает себе; как символический перенос во вне - внутреннего мира человека.
Основополагающими теоретическими источниками развития проективного направления стали ассоцианизм и психоанализ. Положение о том, что актуализация одних психических элементов (восприятий, представлений) при некоторых условиях влечет за собой за собой появление других элементов, было дополнено учением о бессознательном, под которым первоначально понимался скрытый двигатель личности, совокупность нереализованных влечений, слепо действующих из глубин психики. Проективные методики при этом рассматривались как своеобразный «мостик» от сознания одного человека к бессознательному другого.
Проекция стала пониматься как нормальный естественный психический процесс, участвующий в восприятии здорового человека. С начала 40-х гг. XX века психодиагностика с помощью проективных средств стала занимать одно из ведущих мест в исследованиях личности.
Применение проективных методик предусматривает:
1) неструктурированность, неопределенность стимульного материала, допускающего возможности быть использованным или истолкованным самыми разнообразными способами. На первый план выступает не его объективное содержание, а то ассоциативное отношение, которое проявляется в процессе действий с ним;
2) формулирование инструкций в самом общем и кратком виде, оставляющем значительную свободу для самовыражения и фантазии;
3) создание атмосферы доброжелательности при полном отсутствии оценочных суждений со стороны исследователя. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Человек вправе отвечать так, как это ему вздумается;
4) неинформированность испытуемого в диагностической значимости его действий и слов, что позволяет избежать умышленных или непроизвольных искажений при проекции личности.
Понятие проекция – впервые появилось в психоанализе Фрейда. Интерпретация этого механизма связана с защитными механизмами «Я». Процесс конфликта изглаживается благодаря особому механизму проекции. «…враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать, переносится из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписывается другим…».
Выделяют несколько типов проекции.
- Классическая проекция – понимание проекции как защитного механизма (в основном имеются ввиду какие-то явления).
- Атрибутивная проекция – не привязанная намертво к сфере бессознательного, а понятая как человеческая особенность, без которой нет собственного видения предметов и явлений окружающей действительности (как правило перенос на неприятного человека своих чувств).
- Апперцепция – значимая интерпритация организмом воспринятого (существование процесса неинтерпретированного восприятия, а кажедая субъективная интерпретация составляет динамически значимое апперцептивной искажение - ТАТ).
- Аутическая проекция – детерминированность восприятия актуальными потребностями человека (расфокусированные изображения пищи распознаются голодными испытуемыми быстрее).
- Рационализированная проекция – осведомленность о нежелательных собственных чертах личности или поведения, но всегда находит им обоснование («все так же делают»).
- Комплементарная проекция – проекция дополнительных черт к тем, которыми субъект обладает в действительности (приписывание агрессии другим позволяет объяснить свой страх).
Главные трудности определения понятия «проекции» могут быть сформулированы в трех пунктах:
1) недостаточная разработанность, многозначность термина «проекция» в психоанализе, многообразие описываемых явлений;
2) лишь частичное сходство феноменов, обозначаемых в психоанализе этим термином, с процессами, имеющими место в проективном исследовании;
3) различие типов проекции в разных проективных тестах.