Классификация профессий и профессиография

Следуя определенной нами логике, профессиональные типологии следует предварять типологией профессий (2, 3, 7, 10). Профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. За рубежом чаще всего пользуются Словарем наименований профессий (Dictionary of occupational titles), в котором представлено более тридцати тысяч профессий, образующих следующие девять групп:

1. Руководство, управление; научная работа, свободные профессии.

2. Работа конторских и торговых служащих.

3. Работа в сфере обслуживания.

4. Профессии в области сельского хозяйства, лесоводства и родственные им.

5. Профессии, связанные с технологическими процессами производства.

6. Профессии, связанные с механической обработкой материалов.

7. Профессии ручного труда.

8. Строительные профессии.

9. Прочие (смешанная группа).

Каждая из профессий помечена шестизначным кодом, последние три цифры которого обозначают способ получения данных, характер общения с людьми и выполняемые операции. Эти качества очень важны для составления профессиограммы, включающей, помимо того, квалификационный профиль, в котором необходимые работнику качества определены количественно.

Характеристики профессии, предъявляющие требования к психологическим качествам работника

4-й знак кода Способ получения данных 5-й знак кода Характер общения с людьми 6-й знак кода Выполняемые операции
0 Синтез 0 Руководство 0 Наладка
1 Согласование 1 Ведение переговоров 1 Точная обработка
2 Анализ 2 Проведение инструктажа 2 Эксплуатация, контроль
3 Сбор материала 3 Надзор 3 Управление
4 Вычисление 4 Развлечение 4 Ручные операции
5 Копирование 5 Убеждение 5 Наблюдение за работой машин
6 Сравнение 6 Подача сигналов 6 Подача сырья и съем продукции
7 Способы получения материала представлены незначительно 7 Оказание услуг 7 Регулировка
8 8 Общение с людьми незначительно 8 Другие функции

Психологические качества и способности группируются по следующим 11 категориям.

Таблица 20

Качества и способности человека, важные для различных профессий

V Вербальная способность: способность понимать значение слов, понятий, владение языком
N Числовая способность: способность быстро и четко выполнять арифметические действия
S Способность представлять предмет в двух или трех измерениях
P Способность различать даже незначительные детали объектов, графических изображений
Q Способность корректировать слова, цифры, буквы
K Моторная координация: способность быстро и точно координировать работу рук, пальцев и глаз в движениях
F Способность быстро и ловко манипулировать небольшими предметами (ловкость пальцев)
M Способность ловко действовать руками (ловкость рук)
E Способность согласовывать движения глаз, рук и ног в соответствии со зрительными сигналами
C Способность воспринимать, сравнивать и различать цвета и оттенки
G Обучаемость: способность понимать, рассуждать, делать выводы (общий интеллект)

Каждое качество должно рассматриваться с точки зрения его профессиональной значимости (обычно их оценивают по пятибалльной шкале), в результате составляется профиль необходимых психологических качеств. Однако не только способности, как уже отмечалось, определяют успешность профессии. Важными являются и другие индивидные характеристики, определяющие уверенность человека в различных условиях. Так, различают 12 факторов «темперамента», адекватного различным трудовым ситуациям ‑ понятие «темперамент» здесь употребляется скорее как «социальный темперамент» в концепции В.М. Русалова, обозначая энергетические возможности человека в сфере общения с другими людьми.

И, наконец, выделяют группы требований к физическим качествам работников в зависимости от условий их профессиональной деятельности.

Итак, профессиограмма включает в себя способы переработки информации, необходимые способности, особенности социального темперамента человека и содержание профессиональных склонностей (на этом мы остановимся ниже).

К сожалению, задача логического перехода от классификаций профессий к профессиональным типологиям не может считаться выполненной; не всегда понятно, каковы перспективы личного развития человека в рамках той или иной трудовой деятельности. Конструктивным представляется подход американской исследовательницы Э.Ро, которая предложила классификацию профессий, упорядочивающую их не только по группам (восемь групп определяются сферой деятельности), но и по шести уровням, каждый из которых характеризует степень личной ответственности человека, меру его свободы и характер преодолеваемых трудностей (2, 3).

Трудовые ситуации, предъявляющие различные требования к темпераменту работника

1. VARCH 2. REPSC 3. USI 4. DCP 5. DEPL 6. ISOL 7. INELU 8. PUS 9. SIC 0. MVC X. FIF Y. STS Ситуации, связанные с большим кругом изменяющихся обязанностей Ситуации, связанные с повторяющимися короткими циклами, осуществляющимися в определенной последовательности в соответствии с установленными правилами Ситуации, не требующие самостоятельных действий и принятия решений Ситуации, связанные с управлением, планированием и контролем своей и чужой деятельности Ситуации, предполагающие необходимость установления контактов помимо предусмотренных инструкцией Ситуации, предполагающие работу в условиях относительной изоляции от людей Ситуации, требующие руководства людьми и оказания влияния на них Ситуации, связанные с неожиданными действиями и риском и требующие бдительности и самокритичности Ситуации, требующие быстрой сенсорной оценки положения и принятия решений Ситуации, требующие оценки информации при помощи измерительных приборов Ситуации, предполагающие интерпретацию чувств, идей или фактов Ситуации, требующие точных знаний о допусках и стандартах

Наши рекомендации