Общая характеристика младшего школьного возраста

Вам не удастся никогда создать мудрецов,

если будете убивать в детях шалунов.

Ж.Ж.Руссо

Хронологические рамки: от 7 до 11 лет.

С поступлением ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель. Формируется внутренняя позиция ученика как человека совершенствующего самого себя.

С точки зрения физического развития у младшего школьника в этот период формируется грубая моторика (все изгибы позвоночника, крепнут мышцы и связки, ребенок может длительно переносить физические нагрузки) и тонкая моторика (окостенение фаланг пальцев запястья, что позволяет овладеть письмом, мелкими действиями). Формируется рост и совершенствуется работа сердца, кровеносных сосудов. Объем мозга составляет 90% объема мозга взрослого человека. Все эти физические изменения обуславливают хорошую работоспособность младшего школьника.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте - учебная деятельность.

Это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени.

Структура учебной деятельности по Д.Б. Эльконину:

· мотивация учения - система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, придает учебной деятельности смысл;

· учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия;

· учебные действия, с помощью которых усваивается учебная задача. Все те действия которые ученик делает на уроке делятся на специфические (для каждого учебного) предмета и общие);

· действия контроля - те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;

· действие оценки - те действия, с помощью которых мы оцениваем успешность усвоения учебной задачи.

Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается.

В начале младшего школьного возраста восприятие - недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок «иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, «бросающиеся в глаза» свойства - в основном, цвет, форма и величина. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению.

Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.).

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Психологические новообразования:

· «Умение учиться»;

· Словесно-логическое мышление;

· Внутренний план действия;

· Рефлексия: интеллектуальная и личностная;

· Новый уровень произвольности поведения;

· Самоконтроль и самооценка;

· Ориентация на группу сверстников.

В данный период ребенок преодолевает эгоцентризм мышления, что является необходимым условием для развития дружбы.

Младший школьный возраст заканчивается предподростковым кризисом. Этот кризис характеризуется мотивационным вакуумом: в случае, если у ребенка была не сформирована внутренняя мотивация к обучению, то к 11 годам учеба, как правило, превращается в одну из житейских обязанностей, нагрузки увеличивается, происходит переход в среднее звено, и мотивация к обучению падает.

Симптомы кризиса: кризис самооценки, отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание выполнять учебные задания, конфликты с учителями. Происходит ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний, рефлексивный оборот на себя. Четко сформированный статус ученика, как правило, сохраняется и в средней школе. Обостряются все старые трудности в обучении.

Резюме: младший школьный возраст – благоприятный периоддля начала школьного обучения, как с точки зрения физиологии (появляется высокая работоспособность и еще не начинается гормональная перестройка), так и с точки зрения интеллектуальных возможностей (преодоление эгоцентризма, формирование произвольности поведения и психических функций). Развивается рефлексия, склонность к самоанализу.

Задания для самостоятельной работы

1. Письменно ответьте на вопрос:

· Как меняется характер мышления детей при переходе от дооперациональной стадии к стадии конкретных операций (по концепции Ж.Пиаже).

· Какова связь между неспособностью детей к обучению и самооценкой ребенка? Какая должны быть тактика поведения учителя?

2. Дайте психологический комментарий детским высказываниям:

· Дома есть кошка и собака. Им у нас живется хорошо. Их кормят, ласкают, у них есть крыша над головой. Но если мама вдруг их выбросит, то я их не оставлю, лучше уйду из дома с ними. (Таня 11 лет).

И восемь лет,

И восемь раз

Я получал подарки!

И хоть и были

У меня в тетрадях-то

Помарки.

Но никогда

Не получал

Я никого живого!

И вот я жду

И Новый год

И день рожденья снова!!!

Задание для самопроверки

Прочитайте вопрос или утверждение и выберите правильный вариант ответа

1. Предметом возрастной психологии является:

а) закономерности, механизмы развития психики на протяжении онтогенеза;

б) закономерности, механизмы развития психики на протяжении жизни человека;

в) психические факты на различных возрастных этапах.

2. Основная задача метода наблюдения – это:

а) накопление фактов и расположение их во временной последовательности;

б) создание условий для стимулирования проявления исследуемого качества личности;

в) установление контакта с испытуемым.

3. Эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы – это:

а) беседа;

б) тестирование;

в) анкетирование.

4. Обозначьте факторы психического развития:

а) наследственность, среда, обучение, средства массовой информации, воспитание;

б) наследственность, среда, обучение, воспитание, активность личности;

в) наследственность, среда, активность личности.

5. Процесс взаимодействия людей, целью которого является планомерное и целенаправленное формирование у человека определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду – это:

а) обучение;

б) воспитание;

в) развитие.

6. По мнению Ж.Пиаже:

а) обучение опережает развитие;

б) обучение и развитие идет параллельно;

в) обучение подчинено развитию.

7. По мнению Л.С.Выготского:

а) обучение опережает развитие;

б) обучение и развитие идет параллельно;

в) обучение подчинено развитию.

8. Стадии аффективного развития выделяет:

а) Э.Эриксон;

б) Джерсилд;

в) Д.Б. Эльконин.

9. Идентичность – это ключевое понятие концепции…

а) Э.Эриксона;

б) Д.Б. Эльконина;

в) З.Фрейда;

г) Л.С. Выготского.

10. Чью концепцию возрастного развития называют психодинамической?

а) Э.Эриксона;

б) Д.Б.Эльконина;

в) З.Фрейда;

г) Л.С.Выготского;

11. Термин интериоризация впервые встречается в концепции…

а) Э.Эриксона;

б) Д.Б.Эльконина;

в) З.Фрейда;

д) Л.С.Выготского

12.Ведущий вид деятельности – понятие…

а) Э.Эриксона

б) Д.Б.Эльконина

в) З.Фрейда

г) Л.С.Выготского

13. На какой стадии когнитивного развития по Пиаже, дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по нескольким признакам, оперировать математическими понятиями, достигают сохранения?

а) на сенсомоторной;

б) на дооперациональной;

в) на стадии конкретных операций;

г) на стадии формальных операций.

14. Термин Пиаже для обозначения акта изменения наших мыслительных процессов, когда новый объект не укладывается в наши представления, называется:

а) ассимиляция

б) аккомодация

в) развитие схемы

15. Новорожденность – это

а) период от 0 до 1 года;

б) первый месяц жизни;

в) первая неделя от рождения.

16. Назовите состояние младенца, когда ребенок лежит практически без движения, глаза открыты, иногда закрываются, дышит ровно, часто, взгляд кажется тусклым, отсутствующим.

а) неровный сон;

б) полусон;

в) спокойное бодрствование.

17. Процесс интерпретации и осмысления сенсорной информации называют:

а) восприятие;

б) ощущение;

в) мышление.

18. Развитие предметной деятельности – важное новообразование

а) периода младенчества;

б) периода раннего детства;

в) дошкольников.

19. Такое действие, как расчесывание волос расческой можно отнести к

а) соотносящим действиям;

б) к орудийным действиям;

в) к когнитивным действиям.

20. Под автономной речью ребенка понимается

а) использование слов, которые взрослые в своей речи не используют;

б) использование иностранных слов;

в) речь понятную из контекста ситуации.

21. Кризис 3 лет – это:

а) кризис самостоятельности;

б) кризис агрессивности;

в) кризис интеллектуальный.

22. В дошкольном возрасте преобладает:

а) произвольная память;

б) непроизвольная память;

в) тритичная память.

24. Анализ побуждений, которые лежат в основе школьного поведения предполагает:

а) мотивационную готовность;

б) интеллектуальную готовность;

в) волевую готовность;

г) социально-психологическую готовность.

25. Как бы Вы определили тип отношения к школе, когда задача для ребенка имеет смысл только потому, что она предложена учителем, ребенок успешно справляется с заданием, только в присутствии взрослого?

а) предучебный;

б) псевдоучебный;

в) коммуникативный;

г) учебный.

26. Как бы Вы определили тип отношения к школе при низкой успеваемости, самостоятельности, интеллектуальной пассивности, когда ребенок выполняет только формальные требования?

а) предучебный;

б) псевдоучебный;

в) коммуникативный;

г) учебный.

27. Как бы Вы охарактеризовали тип отношения к школе, если ребенок стремиться завладеть вниманием взрослого, не хочет и не умеет работать самостоятельно?

а) предучебный;

б) псевдоучебный;

в) коммуникативный;

г) учебный.

28. Какие психологические методики диагностируют интеллектуальную готовность ребенка к школе?

а) тест Керна Йерасика;

б) МЭДИС;

в) проективные методики;

г) графический диктант.

29. Организованная система взглядов, установок, мотивов, которые составляют основу личности, определяет ее неповторимость, неизменность – это:

а) Я-концепция;

б) самооценка;

в) идентичность;

г) самосознание.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М. - 1997

2. Абрамова Г.С. Сборник задач по социальной психологии и психологии развития. М. – 1999.

3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология.– М., 1988

4. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология» - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС . - 2007.- 301с

5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.– М., 1992.

6. Золотнякова А.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии. М. 1980

7. Золотнякова А.С., Комарова Э.С., Любимова Е.Д. Курсовые работы по детской психологии. М.- 1986

8. Крайг Г. Психология развития. Спб. - 2000

9. Минюрова С.А. Психология развития и возрастная психология/ Учеб. метод. Пособие - 2001

10. Мухина В.С. Возрастная психология. М. - 1997

11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. - 1995

12. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста: практ. Пособие. – М.: Айрис-пресс. -2007. – 208с

13. Прокина Н.Ф. Практикум по детской психологии. М. - 1985

14. Прокина Н.Ф. Практические занятия по курсу детской психологии. М. - 1975

15. Туревская Е.И. Возрастная психология. М. - 2004

16. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М. - 1995

17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики. - 2005. – 349с

18. Хрестоматия по возрастной психологии. М. - 1996

Наши рекомендации