Когнитивная концепция Ж.Пиаже
Основной предмет исследования | Когнитивное развитие ребенка от рождения до зрелости |
Методы исследования | Свободное клиническое интервью, наблюдение, анализ решения специально сконструированных задач детьми разных возрастов |
Основные понятия | Эгоцентризм, децентрация, аккомодация, ассимиляция, формальные операции, схемы, феномен сохранения. |
Основные идеи | Интеллектуальное развитие представляет собой последовательность качественно различных стадий, порядок которых неизменен, а скорость может быть разной. Интеллект – иерархия 3 стадий: сенсомоторная стадия, дооперациональная, стадия конкретных операций, формальные операции. |
Факторы развития | Имеет значение определенный уровень созревания нервной системы; прослеживается влияние среды, которая стимулирует и испытывает ребенка, но когнитивные структуры в конечном счете выстраивает сам ребенок, в процессе спонтанных изобретений и открытий. |
Ценное | Постановка проблемы детского мышления как качественного своеобразного, имеющего уникальные достоинства. Выделение активности самого ребенка. Идеи Пиаже послужили стимулом для множества других теоретических и практических исследований интеллекта. |
Таблица 4
Культурно-историческая теория развития психики Л.С.Выготского
Основной предмет исследования | Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания |
Методы исследования | Формирующие эксперименты |
Основные понятия | Опосредование, знак, стимул-средство, элементарные и высшие психические функции, обучение, зона ближайшего развития. |
Основные идеи | Опосредованный характер высших психических функций (ВПФ) Интериоризация знаков как закон развития ВПФ Гипотеза о системном и смысловом строении сознания Анализ механизма влияния обучения на развития |
Фактор развития | Обучение |
Ценное | Заложил основы культурно-исторической парадигмы в исследовании психического развития человека. Ввел идею историзма в область психологии и предложил метод исследования высших форм психики и поведения Разработал систему основных понятий и принципы возрастно-психологического анализа онтогенеза человека. |
Таблица 5
Возрастная периодизация развития Д.Б.Эльконина
Основной предмет исследования | Происхождение и развитие высших психических функций, строение и развитие сознания |
Методы исследования | Формирующие эксперименты |
Основные понятия | Социальная ситуация развития, ведущая деятельность, психические новообразования |
Основные идеи | Ребенок с момента рождения является общественным существом. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и развиваются различные психические новообразования. Каждый психологический возраст характеризуется следующими показателями: 1. - социальная ситуация развития; 2. - ведущая деятельность; 3. - основные новообразования. |
Ценное | Объяснил формирование у ребенка не только познавательной, но и мотивационно-потребностной сферы личности, освоение ребенком мира людей и мира предметов Раскрыл механизмы самодвижения в психическом развитии |
Задание для самостоятельной работы
ТЕСТ
ИНСТРУКЦИЯ
Тест состоит из 22 заданий. На выполнение теста отводится 60 минут. Работа выполняется индивидуально, без использования дополнительных источников. Ответы вписываются в предоставленные бланки ответов. Ответы должны быть однозначно читаемы (исправления не допускаются). Задание рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям.
Вопросы задания могут иметь несколько форм:
а) закрытые вопросы предполагают только один правильный ответ, который заносится в виде крестика под буквой, соответствующей правильному ответу;
б) в открытых формах заданий необходимо вставить пропущенное слово, либо завершить предложение;
в) в вопросах на соотнесение необходимо установить связь понятия (буквенное обозначение в левой колонке) с его особенностями, признаками, характеристиками (цифровое обозначение в правой колонке), например: А-1, Б-4 и т.д. В некоторых задания на одно понятие может приходиться несколько признаков, например: А-2, 5, Б –1, 3,4;
г) в вопросах на определение последовательности составляется буквенный ряд. В бланк ответов заносится цифра, которая указывает место данного буквенного обозначения в составленном ряду.
1. Выберите правильный вариант ответа:
Возрастная психология изучает
а) факты и закономерности развития психики человека;
б) общие законы развития и формирования психики;
в) проявления психики людей;
г) детей дошкольного и школьного возраста.
2. Выберите и вставьте правильный ответ:
… - это метод, который предполагает изучение психических особенностей человека в специально созданных условиях для выяснения зависимости протекания психического процесса или проявления свойств личности от внешних и внутренних условий.
а) наблюдение;
б) опрос;
в) тестирование;
г) эксперимент.
3. Вставьте правильный ответ:
Согласно …концепции все в поведении индивида, включая ценности, установки и эмоциональные реакции, определяется воздействием внешней среды в прошлом либо в настоящем.
4. Установите соответствие между авторами и теориями:
а) Эпигенетическая теория развития личности.
б) Учение об интеллектуальном развитии ребенка.
в) Теория развития высших психических функций.
- - -
1) Э. Эриксон.
2) Ж. Пиаже.
3) Л.С. Выготский.
5. Установите последовательность нравственного развития дошкольников:
а) правильный поступок ребенка определяется усвоенными им нормами поведения;
б) ребенок сам начинает оценивать собственное поведение в соответствии со знаемыми нормами;
в) ребенок поступает согласно указаниям взрослых;
6. Джон Локк считал, что ребенок появляется на свет с душой, чистой, как белая восковая доска и на ней можно написать все, что угодно.
Какой фактор он считал главным в психическом развитии ребенка?
7. Выберите правильный ответ:
Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются
а) зоной актуального развития;
б) зоной ближайшего развития;
в) зоной перспективного развития.
8. Выберите и вставьте правильный ответ:
Цикличность, неравномерность, «метаморфозы», «сочетание процессов эволюции и инволюции» – это … психического развития, установленные Л.С.Выготским.
а) закономерности;
б) функции;
в) характеристики.
9. Вставьте пропущенное слово:
… - это первая социальная потребность человека.
10. Установите соответствие:
а) Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их.
б) Вид продуктивной деятельности ребенка, предполагающий построение предметов, а также умение обследовать объект, разделить его на части, заменить одну деталь другой и представить будущий предмет в целом.
в) Деятельность, направленная на создание общественно полезных продуктов.
г) Сложная умственная деятельность, преследующая цель усвоения знаний, формирование умений и навыков, мыслительных способностей.
- - -
1) Конструирование.
2) Сюжетно-ролевая игра.
3) Труд.
4) Учебная деятельность.
10. В своей периодизации З.Фрейд прослеживает линию психосексуального развития.
Установите правильную последовательность стадий этой периодизации:
а) латентная стадия (затухание интереса к сексуальной стороне жизни);
б) фаллическая стадия (дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослому);
в) оральная стадия (формируется неудовлетворенность всем предлагаемым);
г) анальная стадия (определяющим становится принцип реальности).
11. Кто автор этой теории?
Ребенок – целостная личность, активно познающая окружающий мир – мир предметов и человеческих отношений. Он включается при этом в две системы отношений: «ребенок –вещь» и «ребенок – взрослый». Деятельность ребенка внутри этих систем представляет единый процесс, в котором формируется его личность.
13. Выберите правильный ответ:
Приспособиться к новым условиям жизни новорожденному помогают
а) условные рефлексы;
б) безусловные рефлексы;
в) слуховые анализаторы.
14. Вставьте правильный ответ:
… - простейшая первичная форма самосознания.
а) узнавание себя;
б) самооценка;
в) автономная речь.
15. Вставьте правильный ответ:
… - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
16 . Установите соответствие между видами мышления и их содержанием:
а) Ребенок решает задачи, опираясь на понятия.
б) В решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений.
в) Мышление ребенка осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами .
- - -
1) Наглядно-действенное.
2) Наглядно-образное.
3) Словесно-логическое.
17. Установите последовательность формирования высших психических функций по Л.С. Выготскому:
а) формируются в совместной деятельности;
б) переходят во внутренний план;
в) становятся внутренними психическими процессами ребенка.
18. Какая сторона психологической готовности еще не сформирована у мальчика?
Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.
19. Выберите правильный ответ:
Кризис 7 лет – это:
а) период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
б) легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
в) тревожность, демонстративность, вербализм.
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
20. Выберите и вставьте правильный ответ:
Компонентами учебной деятельности младшего школьника являются учебные задачи, …, контроль, оценка.
а) учебные действия;
б) манера поведения учителя;
в) действия осознанности.
21. Вставьте правильный ответ:
В младшем школьном возрасте происходит переход от … вида мышления к абстрактно-логическому.
22. Установите соответствие:
Новообразования:
а) Возникновение цельного детского мировоззрения, первичных этических инстанций, соподчинения мотивов, личного сознания.
б) Развитие произвольности психических процессов и поведения, компетентность.
в) Сравнение своего действия с действиями взрослого, развитие восприятия, интеллекта, речи. Возраст:
- - -
1) младший школьный;
2) ранний возраст;
3) дошкольный.
Задания для самостоятельной работы
Заполните таблицу «Основные подходы к выделению стадий психического развития»
Таблица 6
Возраст | Название стадий психического развития | |||||
З.Фрейд | Э.Эриксон | Ж.Пиаже | Джерсилд | Л.С.Выготский | Д.Б.Эльконин | |