Сензитивный период развития социальных навыков
В возрасте 2,5 - 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и т.д. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.
Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.
4. Стратегии исследования и методы возрастной психологии
В возрастной психологии выделяются 3 основные стратегии:
Стратегия наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдения бывают сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них. Наблюдение - сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований. Это четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений (наблюдатель знает, что именно он может увидеть и как это фиксировать, а кроме того, умеет быстро описывать наблюдаемые явления); объективность наблюдения (описывается сам факт - действие, фраза или эмоциональная реакция ребенка, а не его субъективное истолкование психологом); систематичность наблюдений (в эпизодических наблюдениях можно выявить не характерные для ребенка моменты, а случайные, зависящие от его сиюминутного состояния, от ситуации); наблюдение за естественным поведением ребенка (ребенок не должен знать о том, что за ним наблюдает взрослый, иначе его поведение изменится).
Выделяют несколько факторов психического развития:
1. Наследственность – биологический, молекулярный шифр, в котором закодирована программа обмена веществ между клетками и внешней средой. Это устойчивые признаки организма, которые заложены в генах в момент слияния половых клеток. Наследственность определяет: тип нервной системы; тип темперамента; задатки; природные свойства анализаторов и т.д.
2. Среда – макро среда (общая ситуация, в которой развивается человек: природные, социально-экономические, культурные условия жизни человека, она задает координаты для развития личности) и микро среда (социальная ситуация развития ребенка, это ближайшее окружение, малая контактная группа: семья, сверстники, референтная группа). Для гармоничного развития ребенка важно, чтобы воздействие всех систем не было противоречивым, не взаимоисключающим.
3. Обучение – процесс целенаправленной передачи информации об общественно-историческом опыте.
4. Воспитание - процесс взаимодействия людей, целью которого является планомерное и целенаправленное формирование у воспитанника определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.
5. Активность личности. Легче и эффективнее усваивается и способствует развитию то, что приобретает личностную значимость.
В современной психологии выделяют несколько взаимосвязанных взаимообусловленных сторон, областей развития: физическую, когнитивную, психосоциальную.
Выделяют ряд особенностей процесса развития, закономерностей развития, важных для педагогики и психологии:
· индивидуальность – оригинальность, неповторимость процесса развития;
· неравномерность и интеграция – забегание или отставание отдельных аспектов развития, но при этом завершенность психического развития на данном этапе, благодаря слиянию нескольких сторон психических явлений;
· компенсация и пластичность - взаимодополнение отдельных сторон психических явлений, что позволяет человеку нормально адаптироваться;
· поэтапностьпсихического развития – наличие этапов в психическом развитии, которые характеризуются завершенных характером;
· невозвратимость – обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше невозможно.
Основные исследовательские методы возрастной психологии – это методы сбора фактов, выяснения тенденция динамики возрастного развития. К ним можно отнести:
1. Метод наблюдения. Основная задача - накопление фактов и расположение их во временной последовательности. Наблюдение предполагает планомерное, целенаправленное фиксирование психологических факторов в естественных условиях повседневной жизни. Необходимые условия научного наблюдения: постановка цели, разработка плана, выбор объекта и ситуации наблюдения, поддержание естественных условий жизни, невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдения.
Наблюдение - незаменимый метод в работе с маленькими детьми, хотя может применяться при изучении развития человека любого возраста. Наблюдение бывает сплошными, когда психолога интересуют, все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными, когда фиксируются только некоторые из них.
2. Экспериментпредполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется исследуемый психологический факт.
Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях, с аппаратурой, действия испытуемого определяются инструкцией. Недостатком лабораторного эксперимента является затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы:
· постановка цели;
· планирование хода эксперимента;
· проведение эксперимента (сбор данных);
· анализ полученных экспериментальных данных;
· выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных.
В педагогике часто используется формирующий эксперимент, в котором выделяют 3 этапа:
1. Констатирующий (используя различные методики необходимо выяснить исходные особенности психики детей). На основе этих результатов составляются формирующие и развивающие приемы.
2. Формирующий (в процессе которого реализуются формирующие и развивающие приемы, направленные на развитие (формирование) исследуемых качеств личности);
3. Контрольный этап. Его задача - оценить эффективность и результативность проделанной формирующей работы.
Сравнивая результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах работы можно выяснить правильные ли приемы применялись и на сколько эти приемы улучшили развиваемое у детей качество.
Диагностические методы. Основная цель - установить наличие или отсутствие (уровень) изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
Беседа - эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате ответов на целенаправленные вопросы (необходимо: проводить беседу в естественной обстановке; установить хороший коммуникативный, психологический контакт с испытуемым; подготовить четкие вопросы; фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; быть тактичным);
Анкетирование - метод исследования, предполагающий получение первичной социологической и социально-психологической информации на основе ответов на набор вопросов. Анкета может быть письменной, устной, индивидуальной и групповой).
Анализ продуктов деятельности - метод изучения человека через анализ (интерпретацию) продуктов его деятельности (рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники);
Тестирование - метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий.
Социометрические методикидают дополнительную информацию о характере взаимоотношений, складывающимися между членами группы.
Стратегия формирования психических процессов - одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического развития ребенка.
Существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:
1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения; без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Генезис осуществляется здесь сверху вниз - от деятельности к функции.
3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенезом? Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом - одна из самых серьезных и до сих пор не решенных. На ее значение для детской психологии указывали А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.
4. Концепция учебной деятельности - исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни - путем создания экспериментальных школ.
5. Теория «первоначального очеловечивания» И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.