Возрастная психология как наука

Возрастная психология, или психология раз­вития, изучает возрастную динамику развития чело­веческой психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности, качественно изменяющихся во времени.

Таким образом, объектом возрастной психоло­гии (ВП) являются не сами психические явления, а их развитие или возрастная изменчивость.

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека и механизмах развития психики на протяжении онтогенеза.

Возраст, или возрастной период, - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и дина­мику. Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек.

Предмет возрастной психологии – закономерности, механизмы развития психики на протяжении онтогенеза. Онтогенез – развитие психического на протяжении индивидуальной жизни человека от момента слияния 2 половых клеток и до смерти. Возрастная психология делится в свою очередь на более частные отрасли:

· Перинатальная психология;

· Детская психология (раннее детство, дошкольный возраст);

· Психология младшего школьника;

· Психология подростка;

· Психология юности (ранней юности, поздней юности);

· Психология зрелого возраста (раннего зрелого возраста, позднего зрелого возраста);

· Психология старости (поздней зрелости)

Возрастная психология стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий.

Для возрастной психологии весьма существенны дифференциально-психологические различия, к которым относятся половозрастные и типологические свойства индивида.

Значительное число исследований строится на основе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся друг от друга по хронологическому возрасту.

Задачи возрастной психологии:

1) Научное обоснование возрастных норм различных психофизиологических функций.

2) Определение эталонов зрелости индивида, лично­сти.

3) Выявление актуальных и потенциальных возможно­стей человека в разные периоды его жизни.

К числу важнейших практических задач, стоящих перед возрастной психологией, относится создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка, организация оптимальных форм детской деятельности и общения, психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

Возрастная психология составляет научное основание педагогической психологии.

Кроме того, как и любая другая наука, психология развития выполняет функции описания, объяснения, прогноза и коррекции.

Описание развития предполагает представление феноменологии процессов развития во всей полно­те. К сожалению, очень многое в психологии разви­тия находится именно на уровне описания.

Объяснение развития предполагает выявление при­чин, факторов и условий, повлекших за собой насту­пившие изменения в поведении и переживании. В основе объяснения лежит механизм причинно­ следственной связи. Объяснение отвечает на вопрос почему это произошло?, раскрывая причины уже имеющегося следствия, и определяет факторы, его (следствие) вызвавшие.

Прогноз отвечает на вопрос «к чему это приведет?», указывая на следствия, вытекающие из данной при­чины. Прогноз развития всегда имеет гипотетический характер.

Коррекция развития есть управление им че­рез изменение возможных причин. И поскольку раз­витие есть ветвящийся процесс, имеющий узлы качест­венных и линии количественных изменений, постольку возможности коррекции теоретически не ограничены.

Современное состояние научных знаний позволяет выделить различные аспекты рассмотрения возраст­ной динамики психики как объекта научного познания. К ним относятся: онтологический, хронологический, структурно-динамический и каузальный.

С онтологической позиции объект возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека.

Хронологический аспект характеризует психи­ческую эволюцию как процесс, осуществляющийся во времени на протяжении всей жизни человека.

Хро­нологический подход позволяет выявить не­равномерность и гетерохронность развития психики и своеобразие его временной структуры.

Возраст­ная динамика определяется по таким метрическим критериям, как скорость, темп, длительность и на­правленность.

При структурно динамическом подходе раскры­вается процесс структурообразования на разных уров­нях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляются преемствен­ность и качественные преобразования в развитии психики.

Каузальный подход предполагает рассмотрение внешних и внутренних факторов, определяющих раз­витие движущих сил и условий индивидуальной эво­люции человека.

1. Возрастная психология делает акцент на воз­растных особенностях психики.

2. Психология развития (изучает сам процесс пси­хического развития).

Составляющими предмета возрастной психологии являются изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного воз­раста в другой; при этом изменения могут быть раз­личными. Среди них:

- количественные - увеличиваются словарный за­пас, объем памяти;
- эволюционные - накапливаются постепенно, плав­но, медленно;
- качественные - усложняются грамматические кон­структы в речи (от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию);
- революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов;

- ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении.


Понятие возраста определяется как специфиче­ское сочетание психики и поведения человека.

Возраст, или возрастной период, - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и дина­мику.

Психологический возраст (Л. С. Bыгoтcкuй)­ - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением ново­образования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

В общей психологии исследуются психические функции восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.

В психологии человека рассматриваются такие лич­ностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, миро­воззрение и так далее, а возрастная психология от­вечает на вопросы, когда эти образования появляют­ся у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.

Связь возрастной психологии с социальной пока­зывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, под­ростковых компаний.

Возрастная и педагогическая психология как бы смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрос­лого с разных сторон: возрастная психология - с точ­ки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя.

Кроме наук психологического цикла, возрастная психология связана с философией, анатомией, физио­логией, педагогикой.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое возрастная психология?

2. От чего зависит продолжительность детства?

3. Дайте определение категории «развитие».

4. Что такое возраст?

5. В чем отличие возраста хронологического от возраста психологического?

6. Назовите круг задач возрастной психологии.


Наши рекомендации