Вопросники множественного выбора
Одним из наиболее эффективных инструментов определения уровня знаний можно считать вопросники множественного выбора. Таксономия учебных задач может успешно использоваться при проектировании учебных задач в вопросниках множественного выбора по заранее заданным параметрам, например, по сложности, операционному составу, интеллектуальной требовательности. Дидактическая ценность системы учебных задач, по мнению Д. Толлингеровой, связана с выполнением поставленной педагогической цели: если целью преподавателя - проверить знания обучающегося, то достаточно, чтобы вопросник содержал задачи первой категории, если же цель - проверить, как обучающийся использует сложные мыслительные операции, то задачи 1-2 категорий не позволят гарантировать достижения поставленной цели. При этом, сравнительно разнородный набор задач, где чередуются разные познавательные операции, предотвращает демотивацию под влиянием монотонности задаваемых задач.
В условиях компьютеризации учебного процесса использование вопросников множественного выбора значительно сокращает время на проведение тестирования, позволяя проводить различные этапы контроля. Введение подобной формы контроля позволит осуществить переход к планированию учебного процесса в соответствии с уровнем усвоения знаний, введению в учебный процесс количественного измерителя степени законченности процесса обучения в виде коэффициента усвоения.
Для вопросников множественного выбора целесообразно применять следующую иерархия уровней усвоения и уровней сложности заданий:
1 – уровень узнавания;
2 – уровень воспроизведения;
3 – уровень понимания;
4 – уровень применения.
Примерные вопросники множественного выбора приведены в части 2.
Список использованной литературы:
1. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
2. Бархаев Б.П. Методическое обеспечение преподавания психологии: учебно-методическое пособие. – М.: Военный университет, 1998.
3. Левченко Е.В. Субъективные ожидания студентов и методика преподавания психологии
4. Лисняк А.Н. Психическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности: содержание и пути совершенствования, Дис. канд. псих. наук., М. 2003.
5. Ляудис В. Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 128 с.
6. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с ипользованием методов практической психологии: Методическое пособие.- М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000, 133 с.
7. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие.-СПб.:Питер, 2007.-250 с.
8. Соловьев И.В., МВД Москва, 2000.
Часть 4. Примеры таксации учебных задач
Проектирование учебных задач на примере практических занятий.
Таксация учебных задач по теме «Общение»
1. Определение понятия общение. Деловое и личное общение.
Ведущий предъявляет группе обучающихся карточки с различными вариантами определения суицида. Задача: найти наиболее содержательное определение понятия общения, попытаться понять отличие делового общения от личного.
1.1. Задачи по узнаванию.
2.5. Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение).
2. Виды общения.
Мини группам раздаются карточки с описанием различного общения. Задача: определить вид общения на основе описанных ситуаций.
2.5. Задачи по сопоставлению и различению (сравнение и разделение).
2.6. Задачи по упорядочивание (категоризация и классификация);
Группы пострадавших.
a) Обсуждение: на основе личного опыта, группе учащихся предлагается выделить группы пострадавших людей в результате чрезвычайного происшествия.
2.2. Задачи по перечислению и описанию фактов (список, перечень).
2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.).
b) Группе зачитываются карточки, в которых описываются определенные характеристики пострадавших. Задача: определить группу пострадавших, обосновать свое решение.
3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах).
3.5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации).
Ведущая модальность.
Группе зачитываются карточки с рассказами о разных ситуациях людей с разными ведущими модальностями. Задача: определить ведущую модальность автора на основании используемых слов в зачитываемых историях, обосновать.
3.2. Задачи на интерпретацию (разъяснение смысла, значения, обоснование).
3.5. Задачи по доказыванию (аргументации) и проверке (верификации).
Бесконфликтное общение.
a) Упражнение, направленное на отработку взаимодействия без приписывания «ярлыков». Группа делится на 3 подгруппы. Каждой из них раздаются карточки с определенными ролями. Задача: описать заданную роль человека, не используя при этом «ярлыки» (стереотипы восприятия).
2.9. Решение простых заданий, предполагающее поиск неизвестной ранее информации по правилам.
3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах).
Отработка приемов активного слушания.
b) Участники делятся на мини группы (по трое): «наблюдатель», «говорящий», «слушающий». Ведущим выбирается один из приемов активного слушания и предлагается тройкам. «Говорящий» и «слушающий» ведут беседу, используя этот прием. «Наблюдатель» следит за ходом беседы и оценивает правильность выполнения упражнения. По окончанию выполнения упражнения роли участников меняются. После чего осуществляется групповое обсуждение, где участники комментируют свои ощущения, оценивают результат своего взаимодействия и т.п.
2.9. Решение простых заданий, предполагающее поиск неизвестной ранее информации по правилам.
3.6. Задачи по оценке.
c) Упражнение, направленное на отработку стереотипов в общении. Участникам приклеиваются на спину таблички с определенным «ярлыком» (ролью) так, чтобы сами участники свою роль не видели. Условие: группа общается друг с другом, учитывая при этом роли каждого. Задача: определить свой «ярлык» и попытаться его «снять», не нарушая границы свои и собеседника.
3.1. Задачи на трансформацию (перевод, выражение знаков в словах).
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
d) Упражнение, направленное на отработку взаимодействия, ориентированного на получение совместного результата. Участники делятся на диады, руку одного и другого участника связывают вместе. При этом в одних парах даётся установка ориентироваться на совместный результат, а в других диадах – принять лидерство на себя и руководить процессом. Задача: совершить совместное действие, используя только «общую» руку. Обсуждение: легко или тяжело было выполнять общие действия? Что помогало, что мешало? Каким парам было легче работать? Какие чувства испытывали члены разных пар?
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
Поиск ресурса.
a) ведущим зачитываются карточки с неприятными ситуациями. Группе необходимо найти как можно больше ресурсов для данной ситуации.
5.2. Решение проблемных задач и ситуаций.
Общение с «жертвой».
Пространство в аудитории распределяется таким образом, чтобы было возможным смоделировать ситуацию «завала». Из участников группы выбирается человек, который будет имитировать «жертву». Его задача: находится под «завалом» и прислушиваться к своим ощущениям в процессе оказания ему помощи специалистом. Также из группы выбирается человек на роль «спасателя», задача которого – общаться с «жертвой», используя навыки конструктивного общения, активного слушания и исходя из принципов общения с пострадавшим. Остальная часть группы является «наблюдателями», задача которых отслеживать динамику взаимодействия, фиксировать ошибки и удачные приемы работы. В случае если «спасатель» не справляется со своей задачей, его может сменить любой желающий из «наблюдателей» (или прийти к нему на помощь). По итогам работы каждый из участников дает обратную связь. Предполагаемые вопросы для обсуждения: «Удалось ли вам (ему) выполнить поставленную задачу?», «Наблюдались ли сложности? Какие?», «Что можно было бы сделать для большей эффективности процесса работы?»
Специалист:
5.1. Задачи по практическому приложению.
Наблюдатель:
2.7. Задачи на определение отношений (причина, следствие, цель, влияние, функция, полезность, способ и т.п.).
3.6. Задачи по оценке.