Реорганизация системы ожиданий обучающегося при восприятии им учебного предмета.
Когнитивный компонент | Аффективный компонент | Конативный компонент |
1 вариант Полное соответствие воспринимаемого содержания учебного предмета представлениям о нем, его образу | Предмет оценивается как очень легкий, не требующий усилий для его усвоения | Потребности в расширении, углублении, систематизации знаний по предмету не возникает, познавательная активность минимальна |
2 вариант Частичное соответствие непосредственно воспринимаемого содержания учебного предмета представлениям о нем, его образу | Предмет оценивается как интересный, достаточно трудный, требующий усилий для его усвоения | Возникает потребность в расширении, углублении, систематизации знаний по предмету, познавательная активность оптимальна |
3 вариант Полное несоответствие непосредственно воспринимаемого содержания предмета представлениям о нем, его образу | Предмет оценивается как скучный, неинтересный, либо сверх-трудный | Потребности в расширении, углублении, систематизации не возникает, познавательная активность минимальна |
Таким образом, степень усвоения обучающимся психологических знаний, навыков и умений определяется не столько ее содержанием, а тем, как соотносится сложившийся ранее образ предмета, ожидания с непосредственным восприятием учебного материала.
Большая часть спасателей относится к курсу психологической подготовки как к не имеющему отношения к профессиональной деятельности, значительно меньшая часть ожидает, что, пройдя этот курс, слушатели станут абсолютно защищенными от стрессогенных факторов профессиональной жизни. В понимании сущности психики часто проявляется редукционизм: сведение психических явлений к физиологическим или техническим, при котором понимание и объяснение подменяется использованием физиологических и технических терминов. То есть, ожидания значительной части слушателей не соответствуют реальному содержанию курса.
Таким образом, преподаватель, начинающий преподавание курса психологической подготовки всегда стоит перед выбором: игнорировать сложившиеся до начала обучения ожидания или опираться на них. Можно предположить, что преобладает первая стратегия. Для реализации второй стратегии необходимо предложить обучающимся систему целей изучения курса психологической подготовки, а также систему действий, которые могут обеспечить достижение целей. Оптимальное соотношение внешних целей с ожиданиями достигается за счет самостоятельного выбора обучающимся того или иного варианта иерархии целей из числа возможных. Другими словами, речь идет о том, чтобы обеспечить оптимальный уровень соответствия содержания учебного курса ожиданиям обучающегося.
Знак и интенсивность коммуникативного и аффективного компонентов зависит от степени соответствия ожиданий слушателя и воспринимаемого материала.
Безусловно и то, что эффективность психологической подготовки тесно связана и с целеполаганием образовательного процесса.
Система целей изучения курса психологической подготовки может состоять из следующих основных компонентов:
1. успешно сдать зачет или экзамен (в начале курса преподаватель должен проинформировать обучающихся о системе контроля знаний, критериях оценки, условиях проведения зачета или экзамена и т.д.);
2. овладеть средствами профилактики нарушений профессионального здоровья;
3. овладение психологическими знаниями и умениями для решения проблем, возникающих при выполнении профессиональных задач на ЧС;
4. овладение психологическими знаниями и умениями для решения проблем, возникающих при выполнении профессиональных задач на боевом дежурстве;
5. овладение психологическими знаниями и умениями для решения задач, возникающих во внеслужебной деятельности.
Иерархия целей обучающимся выстраивается самостоятельно, в процессе обучения происходит пересмотр места того или иного компонента в иерархии. Преподаватель, используя различные методические приемы, создает условия для формирования устойчивой и наиболее перспективной структуры целей. Оговоримся, что наиболее приемлемыми с точки зрения достижения целей психологической подготовки спасателей, мы считаем варианты иерархий, где на нижних уровнях стоит цель № 1, а на более высоких уровнях – цели № 2 - 4. На первом же этапе обучения иерархия целей определяется прежде всего мотивацией обучающихся к изучению курса психологической подготовки.
Говоря о целях изучения курса психологической подготовки необходимо отметить, что при их выборе следует учитывать ряд требований:
- формулировки целей должны быть конкретными; например, вместо цели «личностное развитие» сформулировать цель: повышение эффективности профессиональной деятельности;
- цели должны быть реально достижимыми при данных условиях; неправомерно ставить целью курса психологической подготовки формирование научного мировоззрения. Очевидно, что такие цели достигаются, и то не всегда, в течение длительного времени;
- цели должны быть реальными; преподавателю необходимо постоянно соотносить цели, свои возможности и уровни готовности к обучению слушателей;
- необходимо учитывать и то, что выбор целей должен быть своевременным. Для этого важно учитывать этапы профессионального становления спасателей, уровень образовательной готовности учебной группы и т.д.;
- необходимо принять во внимание и тот факт, что человек одновременно не может стремиться к двум целям. Поэтому обучающийся ставит всегда одну основную цель, предполагающую достижение целей, находящихся на более низких уровнях иерархии. Отсюда следует очень важное требование к постановке целей - они должны быть согласованы между собой, непротиворечивы.
Одновременная постановка несогласованных между собой целей закономерно ведет к снижению эффективности процесса обучения. В этом случае часто происходит подмена цели истинной целью ложной. Отличительной особенностью ложной цели обучения является ее быстрая достижимость, например: успешно сдать зачет. Истинная цель (например: повышение эффективности профессиональной деятельности за счет учета психологической составляющей) остается всегда, каких бы успехов ни достиг обучающийся.
Особенности психологии спасателей и организация процесса обучения, бесспорно, определяют выбор методики и формы преподавания на курсах повышения классности.
Во-первых, ограниченный объем учебного времени предъявляет высокие требования к эффективности и качеству обучения. Более того, степень и качество полученных знаний и умений, в дальнейшей профессиональной деятельности спасателей, могут во многом определить и психологическую устойчивость спасателя, и его профессиональную эффективность.
Во-вторых, у определенного процента спасателей, прибывших на курсы повышения квалификации, есть серьезная и действенная мотивация – научится практически полезным умениям. Безусловно, таким спасателям легко преподавать, нет необходимости преодолевать сопротивление, возникающее у других спасателей, нет необходимости формировать мотивацию к обучению. Однако, спасатели с такой мотивацией отличаются высокой требовательностью к качеству обучения, профессиональной позиции преподавателя и к практической значимости получаемых знаний и умений. Так, чрезмерное теоретизирование либо банальные практические рекомендации вызывают негативное отношение и к самому курсу и к преподавателю.
В-третьих, у спасателей сильно выражено неприятие механического заучивания, зубрежки. Спасатели являются практиками и, как правило, уверены в том, что вызубренные знания к зачету, почерпнутые из книг, в практике никогда не используются. Следовательно, необходимо применять адекватные требованиям ситуации методы обучения: перенести акцент с запоминания информации на формирование модели встраивания знаний и умений в структуру профессиональной деятельности, действовать профессионально: уверенно, правильно, сознательно и приходить к качественным конечным результатам деятельности.
Мотивация обучающихся.
Как уже отмечалось выше, основной проблемой при проведении эффективного курса психологической подготовки спасателей, является личное желание каждого из обучающихся получать или же не получать знания в области психологии. Безусловно, что определенная подготовка к сдаче комплексного зачета, в том числе и по курсу психологической подготовки, каждым из обучающихся будет проведена. Эффективность проведенного курса определяется не сколько теоретическими знаниями, продемонстрированными на зачете, сколько сформированным отношением к практике включения этих знаний, навыков и умений в повседневную деятельность. Нетрудно представить себе ситуацию, когда хорошо сдавший зачет спасатель на следующем уровне подготовки с трудом вспоминает техники и методы саморегуляции или работы с пострадавшими. Хотя возможен и другой вариант: специалист приходит на курс с накопленным опытом работы, примерами решения тех или иных проблем, самостоятельно найденными вариантами оказания психологической самопомощи и поддержки пострадавших, вопросами к преподавателю по поводу проблемных ситуаций. На наш взгляд, второй вариант может свидетельствовать о том, что знания, умения, навыки, полученные на предыдущем курсе психологической подготовки, встроены в структуру профессиональной деятельности спасателя. Такой вариант, безусловно, является более предпочтительным и позволяет оценить курс психологической подготовки как достаточно эффективный.
Пожалуй, вопрос о том, как мотивировать спасателей на сотрудничество с психологом не только в рамках курса психологической подготовки, но в рамках других направлений психологической работы в системе МЧС России является основным. Безусловно, формирование адекватных, реалистичных представлений у спасателей о целях и задачах психологической работы в МЧС России является основой для эффективной работы психологической службы в целом. Немалая роль в этом направлении отводится курсу психологической подготовки спасателей. Необходимо дать представление о направлениях психологической работы, целях и задачах, обо всем спектре возможностей, в частности, методических рекомендациях для спасателей, предоставлять дополнительные материалы для самостоятельного изучения и т.д. И самое главное - это дать четкий ответ на вопрос: «Для чего нужно то или иное направление работы психологической службы для спасателей? Как отразится эта работа на повседневной профессиональной жизни спасателя?».
Мы предлагаем спасателю технику саморегуляции или психодиагностическую методику. На чём основано наше предложение, что это необходимо спасателю? На желании его научить или оказать ему помощь, опираясь на результаты диагностики оценки уровня знаний? На чём должно быть основано желание спасателя овладеть техникой саморегуляции или пройти предложенное ему психодиагностическое обследование?
Необходимо понимать, что сотрудничество спасателя с психологом, в том числе и в рамках преподавания психологии, не может быть навязываться с одной стороны. Сотрудничество может возникнуть лишь при обоюдном желании. Когда преподаватель видит несведущих в области психологии слушателей, ему кажется, что необходимо дать максимум теоретических знаний, не заботясь о мотивации учения спасателей. Противоположным вариантом может быть излишняя теоретизация из-за боязни непосредственного общения со спасателями. Естественно, и в той и другой ситуации, эффективным курс психологической подготовки не будет.
Проблема мотивации спасателей усугубляется и тем, что людям, обладающим таким жизненным и профессиональным опытом, по праву считающим себя сильными и способными оказать помощь другим, трудно признать недостаточность в психологических знаниях, которые традиционно считаются уделом специалистов, не имеющих представления о специфике деятельности спасателя. Более того, в профессиональной среде спасателей широко распространено мнение о том, что применение силовых методов решения той или иной ситуации, будь то работа с агрессивным пострадавшим или волевое преодоление состояния усталости, является единственно эффективным способом.
Если говорить о мотивации к изучению курса психологической подготовки, то в первую очередь необходима кропотливая работа по разъяснению причин возникновения психических феноменов у спасателей во время дежурства и участия в ликвидации ЧС и у пострадавших в ЧС. При этом особо необходимо подчёркивать то, что последствия пребывания человека в экстремальных условиях, могут быть уменьшены за счет психологической подготовки и реабилитации. И конечно, если условия профессиональной деятельности спасателей связаны с множеством сильнейших стрессогенных факторов, то и последствия работы в таких условиях для психического здоровья часто не поддаются самокоррекции. Однако снизить вероятность развития и тяжесть уже возникших нарушений можно и нужно. Для этого необходимо лишь желание самого спасателя и его готовность сотрудничать с психологами и со своими коллегами. Курсы психологической подготовки являются эффективным средством снижения вероятности развития и тяжести нарушений, связанных с особенностями профессиональной деятельности. Работа подобного содержания в рамках психологической подготовки должна в значительной степени способствовать формированию готовности спасателей к сотрудничеству с психологами и включению психологических знаний в структуру профессиональной деятельности.
Основой эффективности занятия является обращение к профессиональному опыту, а на первоначальной подготовке – жизненному опыту обучающихся и встраивание этого опыта в систему научных представлений. Отношение преподавателя к опыту обучающихся как к ценности дает возможность установления достаточно эффективных контактов со спасателями. Как они будут развиваться дальше и чем это взаимодействие будет полезно - зависит уже от многих других обстоятельств, в первую очередь, от личности преподавателя, его профессиональных качеств и степени искренности в своём желании не столько учить и помогать, сколько сотрудничать со спасателями.
И прежде чем рассматривать методические вопросы психологической подготовки спасателей, необходимо обратиться к важным аспектам профессиональной позиции преподавателя психологической подготовки.