Характеристика отношений учащихся к учебной и трудовой
деятельности.
· Основные ценностные ориентиры, коллективные интересы, общее дело.
· Основные мотивы учения. Уровни развития интереса к учению у школьников. Причина отсутствия интереса к учению. Взаимопомощь в учебных и внеучебных делах.
3. Структура межличностных отношений в классе: степень «расслоения» детей по эмоциональной привлекательности:
· Есть ли аутсайдеры или «отверженные» и сколько таких детей, т.е. детей за пределами общения в классе;
· Какова степень психологической защищенности ребенка в классе;
· Как представлены дети с другими статусами («популярные», «принятые» и др.).
4. Особенности лидерства в классе:
· Есть ли реальные лидеры;
· Какова направленность лидеров;
· Отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом.
5. Руководство классным коллективом.
Характеристика стиля взаимодействия классного руководителя и школьников (демократический, авторитарный, либеральный, синтетический). Авторитет классного руководителя среди учащихся. Умеет ли он устанавливать психологически обоснованные взаимоотношения со школьниками. Роль классного руководителя в формировании и сплочении класса как коллектива.
6. Уровень развития классного коллектива.
Степень сформированности и выраженности качеств ответственности, коллективизма, сплоченности, организованности и удовлетворенности учащихся характеризуемого класса. Способность класса к самоуправляемости, его умение в трудных ситуациях самостоятельно выдвигать лидера-организатора, согласовать совместные действия.
Предполагаемый уровень развития класса (от диффузной группы до коллектива).
См. приложение 3. Этапы развития детского коллектива и психологические характеристики групп разного уровня развития по Л.И. Уманскому.
7. Выводы и психолого-педагогические рекомендации о способах
Формирования учебной группы как коллектива.
Возможности расширения «веера» совместных деятельностей (учебной, трудовой, игровой, художественно-эстетической и т.д.)
Формирование и обучение лидеров. Возможные пути развития детского коллектива.
Внимание студентам! Приведенные ниже методики помогут студентам-практикантам изучить социально-психологические особенности класса, определить уровень его развития как коллектива и составить его психолого-педагогическую характеристику.
Карта-схема психолого-педагогической
Характеристики класса
Цель: выявить уровень развития класса как коллектива.
Материал: бланк карты-схемы.
Инструкция испытуемому: «Читая на бланке пары качеств, оцените по предложенной шкале степень их выраженности в своем классе. Например, первая пара полярных качеств: класс активен, полон творческой энергии – класс пассивен, инертен. Вначале следует определить, является ли класс активным, энергичным или нет. Если класс активен, то выясняется степень активности: сильно выражено качество – ставится знак «Х» под цифрой 5; средне выражено – под цифрой 4; слабо – под цифрой 3. Если качество в классе не выражено, не присуще ему, то также определяется степень отсутствия его: почти не выражено – ставится «Х» под цифрой 2; совсем не выражено, не присуще – под цифрой 1».
Бланк Карты-схемы
Наименование качества | Наименование полярного качества | ||
Направленность деятельности класса | |||
1. Класс активен, полон творческой энергии. | 5 4 3 2 1 | 1. Класс пассивен, инертен. | |
2. Класс выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, учеба, литература). | 5 4 3 2 1 | 2. Класс выше всего ставит примитивные блага, деньги, развлечения и т.д.. | |
3. Класс высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу. | 5 4 3 2 1 | 3. Ради корыстных целей класс готов поступиться и честью, и дружбой. | |
4. В своих делах класс ставит перед собой общественно полезные цели. | 5 4 3 2 1 | 4. Класс отличают общественно вредные, асоциальные цели. | |
5. Достижение общественно ценного результата увлекает всех или большинство членов класса. | 5 4 3 2 1 | 5. Каждый увлекается лишь тем, что интересно ему, не считаясь с тем, представляет это интерес для класса или нет. | |
6. В классе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других. | 5 4 3 2 1 | 6. Популярные члены класса – эгоисты, работающие лишь для себя. | |
7. Члены класса стремятся постоянно общаться друг с другом. | 5 4 3 2 1 | 7. Члены класса не стремятся постоянно общаться друг с другом. | |
8. Класс стремится общаться и сотрудничать с другими классами. | 5 4 3 2 1 | 8. Класс стремится обособиться, изолироваться от других классов. | |
9. В классе велико желание трудиться коллективно. | 5 4 3 2 1 | 9. В классе нет стремления к коллективному труду. | |
10. В классе существует справедливое отношение ко всем членам, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого. | 5 4 3 2 1 | 10. Класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительно относится к слабым. | |
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО (ОРГАНИЗОВАННОСТЬ) класса | |||
1. В классе имеются реальные и действенные органы самоуправления. | 5 4 3 2 1 | 1. В классе отсутствуют реальные и действенные органы самоуправления. | |
2. Класс может самостоятельно выбрать себе организаторов по различным видам деятельности. | 5 4 3 2 1 | 2. Класс не может самостоятельно, без помощи старших, выбрать себе организаторов или проводит выборы несерьезно по принципу «кого-нибудь, только не меня». | |
3. Члены класса взаимодействуют в том направлении, которое приносит успех всему классу. | 5 4 3 2 1 | 3. Большинство членов класса ориентируется на себя и делает то, что им удобно и выгодно. | |
4. Временные ошибки в согласованности действий быстро исправляются. | 5 4 3 2 1 | 4. Те же ошибки приводят к непониманию друг друга, рассогласованию действий, конфликтам. | |
5. Трудные условия, ситуация опасности еще более сплачивают класс. | 5 4 3 2 1 | 5. В трудных условиях происходит рассогласование класса, вплоть до его полного распада. | |
6. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению класса. | 5 4 3 2 1 | 6. Неудача в достижении групповой цели расслабляет класс вплоть до его полного отказа от реализации данной цели. | |
7. Класс доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь им освоится. | 5 4 3 2 1 | 7. Класс враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую среду. | |
8. Класс легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия. | 5 4 3 2 1 | 8. Класс не способен к согласованию своих действий. | |
9. Класс представляет устойчивое единое целое. Имеющиеся отдельные группировки активно взаимодействуют друг с другом, поддерживая общегрупповое единство. | 5 4 3 2 1 | 9. Класс не представляет единого целого, распадается на ряд отдельных группировок, которые враждуют друг с другом. | |
10. Класс имеет хороших, способных организаторов, являющихся его авторитетными и полномочными представителями. | 5 4 3 2 1 | 10. Класс не имеет способных организаторов. | |
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО класса | |||
1. В классе преобладает приподнятый, бодрый тон. | 5 4 3 2 1 | 1. В классе преобладает подавленное настроение. | |
2. В отношениях между членами класса проявляются симпатии, доброжелательность, уважение. | 5 4 3 2 1 | 2. В отношениях между членами класса существует конфликтность, антипатии. | |
3. Члены класса стремятся к совместным переживаниям событий. | 5 4 3 2 1 | 3. В классе имеется тенденция к замкнутости, отказ от группового характера переживаний. | |
4. Успехи и неудачи класса в целом переживаются всеми его членами. | 5 4 3 2 1 | 4. Успехи и неудачи класса оставляют его членов равнодушными. | |
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают переживание, искреннее участие других членов класса. | 5 4 3 2 1 | 5. В этих условиях в классе проявляются зависть, злорадство, а упреки и критика исходят из желания унизить, оскорбить. | |
6. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой. | 5 4 3 2 1 | 6. В этих условиях класс теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т.д. | |
7. Отрицательная оценка класса со стороны более широких общностей или их органов вызывает групповое сопереживание. | 5 4 3 2 1 | 7. В данных обстоятельствах только у части класса имеют место переживания. | |
8. Между микрогруппировками в классе существует взаимное расположение и доброжелательность. | 5 4 3 2 1 | 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу. | |
9. Класс умеет регулировать и контролировать свои эмоциональные состояния. | 5 4 3 2 1 | 9. Групповые эмоциональные состояния взрывного характера выходят из-под контроля класса, протекают стихийно. | |
10. Членам класса нравится бывать вместе, участвовать в совместной деятельности. | 5 4 3 2 1 | 10. Члены класса не стремятся бывать вместе, безразличны к общению, отрицательно относятся к совместной деятельности. | |
Обработка данных
Количественный показатель определяется суммой баллов по каждому психологическому критерию (максимум – 50, минимум – 10). При делении полученных результатов на 5 результаты переводятся в 10-балльную систему, а затем сравниваются с критериями.