Карта посещения воспитательного мероприятия

Класс: Классный руководитель (Ф.И.О.): Вид воспитательного мероприятия: Тема: Цель: Задачи:
Структура мероприятия результаты наблюдения
использованы характеристика использования методов и приемов воспитания замечания и предложения анализирующего мероприятие
методы воспитания приемы педагогического воздействия
организационная часть        
основная часть        
заключительная часть        

При наблюдении и заполнении карты обратить внимание на следующие моменты:

а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление;

б) убедительность, четкость раскрытия перед учащимися цели и задач проводимого мероприятия;

в) осознанность цели учащимися;

г) выполнение комплексной цели воспитательного мероприятия (как решены воспитательные, образовательные и развивающие задачи);

д) причины недостатков (достоинство) мероприятия, которые могут заключаться в таких моментах, как:

· соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;

· соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;

· организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;

· педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность и т.д.

Сделать вывод и заключение на основе наблюдения о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.

7. Определите предполагаемые формы воспитательной работы, которые Вы планируете (см. приложение 2).

8. Содержание и форма проведения классного часа выбирается исходя из: возрастных и психологических особенностей школьников, целей и задач, которые он ставит, нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.

9. При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:

• определить тему, сформулировать цель, задачи;

• составить план (сценарий);

• подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме;

• дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом);

• определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.

10. Обязательным условием при проведении воспитательного мероприятия является подведение итогов и анализ.

Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.

Алгоритм анализа воспитательного мероприятия:

I. Оценка педагога как воспитателя:

1. Компетентность и уровень его эрудиции;

2. Уровень заинтересованности в проводимом мероприятии;

3. Степень демократичности в общении с воспитанниками;

4. Степень воздействия и помощи воспитанникам;

4. Культура речи, мимика и жесты.

II. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников:

1. Активность воспитанников в процессе проведения мероприятия;

2. Их заинтересованность в течение всего времени проведения;

3. Степень инициативности и творчества самих воспитанников;

4. Уровень самостоятельности воспитанников;

5. Степень эмоциональности воспитанников;

6. Степень дисциплинированности и ответственности.

III. Оценка содержания воспитательного мероприятия:

1. Научность и мировоззренческая направленность содержания;

2. Доступность и посильность содержания для данного возраста;

3. Степень актуальности содержания (связь с жизнью);

4. Целесообразность и познавательная ценность содержания.

IV. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников:

1. Степень рациональности и эффективности использования времени;

2. Эстетическая и действенность оформления;

3. Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;

4. Выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений;

5. Степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).

V. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:

1. Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;

2. Реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;

3. Степень эмоционального и воспитательного воздействия;

4. Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.

Примерный план изучения отдельных сфер (характеристик) личности школьника

1. Участие школьника в различных видах деятельности (см. методики из блока 1).

· Учебная деятельность (успеваемость по различным предметам, отношение к учебной деятельности, к своим успехам и неудачам, любимые учебные предметы, трудности, испытываемые школьником, степень сформированности учебных умений). Мотивация учебной деятельности.

· Общественная и организаторская деятельность (поручения школьника, соответствие их его интересам, уровень общественной активности).

· Трудовая деятельность (участие в производственном труде, профессиональная ориентация и выбор профессии).

· Участие в других видах деятельности (спорт, эстетические занятия, разнообразная деятельность по интересам).

2. Позиция школьника в классном коллективе (см. методики из блока 2).

Отношение школьника к коллективу. Потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением.

Положение школьника в системе межличностных отношений, взаимодействие с классным коллективом, авторитет школьника среди товарищей.

Отношение к товарищам по классу (любит ли товарищей по классу, равнодушен к ним, не любит, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина). Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?).

Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).

Наши рекомендации