Карта посещения воспитательного мероприятия
Класс: Классный руководитель (Ф.И.О.): Вид воспитательного мероприятия: Тема: Цель: Задачи: | ||||
Структура мероприятия | результаты наблюдения | |||
использованы | характеристика использования методов и приемов воспитания | замечания и предложения анализирующего мероприятие | ||
методы воспитания | приемы педагогического воздействия | |||
организационная часть | ||||
основная часть | ||||
заключительная часть |
При наблюдении и заполнении карты обратить внимание на следующие моменты:
а) подготовка помещения к проведению мероприятия, оборудования и оформление;
б) убедительность, четкость раскрытия перед учащимися цели и задач проводимого мероприятия;
в) осознанность цели учащимися;
г) выполнение комплексной цели воспитательного мероприятия (как решены воспитательные, образовательные и развивающие задачи);
д) причины недостатков (достоинство) мероприятия, которые могут заключаться в таких моментах, как:
· соответствие формы проведения воспитательного мероприятия его цели и содержанию;
· соответствие методов, приемов и средств воспитания поставленной цели, их действенность, направленность на развитие личности;
· организационная четкость осуществления мероприятия, связь с предыдущими этапами;
· педагогическое мастерство педагога: аналитическая подготовленность, наличие организаторских навыков, эрудиция, умение ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, гибко использовать весь арсенал методов воспитания, умение сочетать применение системы воспитательных воздействий на коллектив и одновременно на отдельную личность и т.д.
Сделать вывод и заключение на основе наблюдения о положительных и отрицательных сторонах проведения мероприятия, его недостатках и их предполагаемых причинах, продумать предложения о возможных путях преодоления недостатков и развития положительного опыта.
7. Определите предполагаемые формы воспитательной работы, которые Вы планируете (см. приложение 2).
8. Содержание и форма проведения классного часа выбирается исходя из: возрастных и психологических особенностей школьников, целей и задач, которые он ставит, нравственных представлений, интересов, потребностей учащихся.
9. При подготовке и проведении воспитательного мероприятия необходимо ориентироваться на следующую систему действий:
• определить тему, сформулировать цель, задачи;
• составить план (сценарий);
• подобрать соответствующий материал, наглядные пособия, музыкальное оформление и т. п. по теме;
• дать задание ученикам для предварительной подготовки (если это предусмотрено планом);
• определить степень целесообразности участия в классном часе других педагогов или родителей.
10. Обязательным условием при проведении воспитательного мероприятия является подведение итогов и анализ.
Подведение итогов предполагает оценку мероприятия учащимися на основе его анализа. Этот анализ проводится организаторами мероприятия под руководством педагога. Он направлен на закрепление положительного опыта, выявление причин недостатков и призван воспитывать такие черты личности, как критичность и самокритичность, чувство ответственности за порученное дело, чувство долга перед коллективом, чувство гражданственности. Обучающий момент этого этапа состоит в формировании у учащихся умения правильно оценивать свою работу, подводить ее итоги, намечать перспективы своей деятельности, то есть решать управленческие задачи. Развивать аналитическое мышление учащихся: умение выделять составные части мероприятия, анализировать каждую из них, синтезировать эти части в единое целое – осуществление развивающих задач.
Алгоритм анализа воспитательного мероприятия:
I. Оценка педагога как воспитателя:
1. Компетентность и уровень его эрудиции;
2. Уровень заинтересованности в проводимом мероприятии;
3. Степень демократичности в общении с воспитанниками;
4. Степень воздействия и помощи воспитанникам;
4. Культура речи, мимика и жесты.
II. Оценка основных характеристик и поведения воспитанников:
1. Активность воспитанников в процессе проведения мероприятия;
2. Их заинтересованность в течение всего времени проведения;
3. Степень инициативности и творчества самих воспитанников;
4. Уровень самостоятельности воспитанников;
5. Степень эмоциональности воспитанников;
6. Степень дисциплинированности и ответственности.
III. Оценка содержания воспитательного мероприятия:
1. Научность и мировоззренческая направленность содержания;
2. Доступность и посильность содержания для данного возраста;
3. Степень актуальности содержания (связь с жизнью);
4. Целесообразность и познавательная ценность содержания.
IV. Оценка способов деятельности воспитателя и воспитанников:
1. Степень рациональности и эффективности использования времени;
2. Эстетическая и действенность оформления;
3. Общий стиль и культура общения всех участников мероприятия;
4. Выразительность, эмоциональность и доходчивость выступлений;
5. Степень участия воспитанников в проведении мероприятия (что преобладает: участие или присутствие и почему).
V. Оценка цели и результата воспитательного мероприятия:
1. Социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость;
2. Реальность и достижимость в данных условиях, за конкретный отрезок времени;
3. Степень эмоционального и воспитательного воздействия;
4. Степень обучающего и развивающего значения данного мероприятия.
Примерный план изучения отдельных сфер (характеристик) личности школьника
1. Участие школьника в различных видах деятельности (см. методики из блока 1).
· Учебная деятельность (успеваемость по различным предметам, отношение к учебной деятельности, к своим успехам и неудачам, любимые учебные предметы, трудности, испытываемые школьником, степень сформированности учебных умений). Мотивация учебной деятельности.
· Общественная и организаторская деятельность (поручения школьника, соответствие их его интересам, уровень общественной активности).
· Трудовая деятельность (участие в производственном труде, профессиональная ориентация и выбор профессии).
· Участие в других видах деятельности (спорт, эстетические занятия, разнообразная деятельность по интересам).
2. Позиция школьника в классном коллективе (см. методики из блока 2).
Отношение школьника к коллективу. Потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением.
Положение школьника в системе межличностных отношений, взаимодействие с классным коллективом, авторитет школьника среди товарищей.
Отношение к товарищам по классу (любит ли товарищей по классу, равнодушен к ним, не любит, дорожит мнением коллектива, с кем дружит и на чём основана дружба, бывают ли конфликты с ребятами, в чём их причина). Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в ней?).
Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит ли, уважает ли их).