Память как психический процесс

Память – интегративный психический процесс, обеспечивающий организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.

Виды памяти

Классификация видов памяти по содержанию материала была впервые предложена П.П. Блонским.

Двигательная (или моторная)память – это запоминание, сохране-ние и воспроизведение различных движений. Двигательная память являет-ся основой для формирования различных практических и трудовых навыков.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений.

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроиз-ведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической.

Существует и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями самой выполняемой деятельности. Так, в зависимости от функционирования память делят на непроизвольнуюи произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

Существует также деление памяти по времени сохранения материала.

Мгновенная (иконическая) память – это удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без всякой переработки информации. Это непосредственное отражение информации органами чувств. Её длительность от 0,1 сек до 0,5 сек. Это память-образ.

Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Кратко-временная памятьсохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 сек. без повторения) обобщенный образ воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковре-менной памяти составляет в среднем 5–9 единиц информации и определяется по количеству информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Объем кратковременной памяти индивидуален.

Так как объём кратковременной памяти ограничен, то можно обнаружить такое её свойство, как замещение: при переполнении объёма кратковременной памяти новая поступающая информация вытесняет часть хранящейся и та исчезает, забывается, так как не попадает в долговре-менное хранилище.

Оперативная память – способ хранения информации в течение определённого, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. После решения задачи инфор-мация из оперативной памяти может исчезать.

Долговременная памятьспособна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения.

Процессы памяти:

Запоминание – это процесс запечатления, организации опыта человека в настоящем с целью актуализации его в будущем. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга.

В отличие от непроизвольного запоминанияпроизвольное (или преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, относится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Например, заучиваются стихи, опреде-ления, законы, формулы, исторические даты и т. д.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание.

Механическое запоминание – это запоминание без осознания логичес-кой связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторе­ние материала.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Сохранение –процесс памяти, который характеризуется долговре-менным удержанием воспринятой информации в скрытом состоянии.Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время.

Воспроизведение – это процесс актуализации прошлого опыта, воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Как и запоминание, воспроизведениеможет быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожи-данно для нас самих. При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта.

Забывание – процесс, заключающийся в невозможности воспроиз-ведения ранее закрепленного в памяти.Физиологической основой забывания являются некоторые виды коркового торможения, мешающего актуализации временных нервных связей. Чаще всего это так называемое угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

Наши рекомендации