Консультационные особенности ТД

1. Наличие временных ограничений.

2. Постоянная направленность на одну проблему.

3. Активная «разговорная позиция» психолога-консультанта (иногда – вынужденно, когда клиент подолгу молчит).

К помощи специалистов, работающих на ТД, люди, как правило, прибегают в ситуациях, не терпящих отлагательств. От характера запроса клиента зависит тактика работы психолога-консультанта.

Если клиент находится в состоянии депрессии и существует опасность суицида, то психолог-консультант, обычно, занимает более активную, директивную позицию, зачастую применяет авторитетные высказывания.

Иную тактику психолог-консультант выбирает, как правило, при кризисных взаимоотношениях клиента в семье, на работе. В этом случае беседа ведется не директивно, консультант и клиент сообща обсуждают проблему, ведут её совместный анализ, ищут приемлемое решение. Однако, «телефонный» психолог не даёт, не должен давать (так же как и «очный» психолог) так называемых прямых советов «как жить».

А.Г. Амбрумова и А.М. Полеввыделяют следующие этапы в психотерапевтическом контакте по ТД.

1 этап – установление психологического контакта психолога с клиентом. На данном этапе, на первый план выступает эмоциональное принятие психологом клиента, осуществляющееся, так же как и всё последующее, с помощью вербальных средств коммуникации.

2 этап – интеллектуальное овладение психологом проблемной ситуацией клиента. Этот этап складывается из структурирования психологом конкретной проблемной ситуации клиента. Психолог раскрывает (увязывает) разнообразные ситуативные взаимосвязи со всем, становящимся ему постепенно понятным, контекстом жизненных обстоятельств клиента, путем «снятия остроты», «ретуширования глубины», осуществления «терапии успехами и достижениями» и т.д.

3 этап – планирование действий, необходимых для преодоления критической ситуации клиента. Этап осуществляется психологом совместно с клиентом в ходе конкретного обсуждения.

4 этап – активная психологическая поддержка психологом клиента.

Наряду с указанными достоинствами и преимуществами ТД, можно отметить и некоторые чисто технические и профессиональные недостатки ТД:

А) Помехи и шум, возникающие от неисправности телефонного аппарата или проблем на телефонной линии, могут нарушить и/или затруднить психотерапевтическое действие слов и психологических вербальных приёмов консультанта.

Б) Консультант лишен такой важной стороны информации, идущей от клиента, как невербальная информация (он буквально не видит клиента).

В) Клиент может в любую минуту прервать разговор. Это усложняет работу консультанта. Кроме того, например, молчание, которое имеет своё терапевтическое значение при беседе «с глазу на глаз», может быть воспринято как незаинтересованность (и с той и с другой стороны) в беседе при телефонном разговоре и, тем самым, может стать причиной его окончания.

Г) «Заочность» психологической помощи, даже при том, что психолог слышит клиента, так же существенно затрудняет «вчуствование в клиента» и профессиональную эмпатию по отношению к клиенту.

Все прописанное выше предъявляет серьезные требования к технической оснащённости ТД и к профессиональной квалификации работников ТД.

Профессионально-важные качества психолога-консультанта,

Работающего на ТД

1. Высокая степень личной ответственности (глубокая рефлексия, способности и умения самоанализа).

2. «Безоценочное» отношение к людям.

3. Умение и желание общаться с людьми (выраженные коммуникативные склонности и навыки).

4. Склонность к сопереживанию, к эмпатии.

5. Тактичность, деликатность.

6. Воспитанность, культурность.

7. Интуиция.

8. Умение прогнозировать события.

9. Эрудированность.

10. Умение слушать.

11. Вербальные способности: умение говорить четко, ясно, отсутствие нарушений функций речи, хорошая дикция, желателен «доверительный» (горловой, грудной) тембр голоса.

12. Творческое начало (креативность).

13. Высокий уровень развития внимания, памяти, логического и образного мышления.

14. Эмоциональная устойчивость.

15. Стрессоустойчивость.

16. Высокая степень самоконтроля.

17. Умение хранить тайну.

18. Стремление к самопознанию, саморазвитию.

Основное содержание профессиональной деятельностипсихолога-консультанта, работающего на ТД, заключается в следующем:

1. Выслушивание клиента.

2. Консультирование клиента в ходе профессионально построенной беседы (профессиональная психологическая помощь).

3. Информирование клиента (выдача справок и нужных клиенту сведений по интересующей его проблеме).

4. Применение профессиональных приёмов клиент-центрированной психотерапии и (при необходимости) индивидуалистической психотерапии.

5. Ведение необходимой служебной документации.

6. Обучение, саморазвитие, повышение профессиональной квалификации.

7. Супервизия (работа в контакте с коллегами).

8. Тренинги (развитие своих личностно-коммуникативных умений).

В целом, на современном этапе, во множестве имеются компетентные информационные источники, посвящённые телефонному психологическому консультированию, в т.ч. консультированию по телефону доверия, полномасштабно раскрывающие практически все его важные социально-психологические особенности.[91] Поэтому мы переходим к описанию самой новой технологии развития области психологических услуг, – психологическому консультированию в информационной сети Интернет.

Интернет-консультирование

Детально проанализируем историю развития и тенденции развития психологического консультирования в сети «Интернет».

Важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и адекватно действовать. Затрудненность психологического давления психолога на клиента, поэтому, является объективным плюсом Интернет-консультирования. Причём, этот плюс имеет место как в индивидуальной, так и в группой вариации Интернет-консультирования.[92]

Важная особенность Интернет-консультирования – оно и анонимно, и публично одновременно. С одной стороны, процесс консультирования для клиента анонимен, что обусловлено тем, что в Интернете[93] клиент (в подавляющем большинстве случаев) выступает под вымышленным именем («ником», «никнеймом»). При этом, даже если клиент назовется своим настоящим именем (именно только именем, а не ФИО), то, всё равно, ему практически гарантирована анонимность, так как людей с одинаковыми именами в одной только нашей стране [94]десятки и сотни тысяч. С другой стороны, процесс Интернет-консультирования для клиента публичен, так как оно происходит, как правило, «в чатах» или «на форумах», где «видны» все вопросы почти каждого клиента [95] и «видны» все ответы консультанта каждому клиенту. Таким образом, создаётся публичность процесса Интернет-консультирования, потому что все, кто «сидит в чате» или «находится на форуме», видят, наблюдают на экранах своих мониторов весь «процесс Интернет-консультирования»,[96] – наблюдают порядок и последовательность всех вопросов и ответов и оценивают их содержание.

Второй особенностью процесса Интернет-консультирования является его интерактивный[97] характер. В процессе Интернет-консультирования, его участники (в первую очередь клиенты, но, иногда, и консультанты) могут «вмешиваться» в процесс консультирования психологом конкретного клиента, делая (интеракция в полной мере), давая свои комментарии происходящему, оценивая смысловую подоплёку обсуждаемых тем. Это происходит в режиме реального времени (on line). Таким образом, комментарий какого-то участника к, например, совету консультанта может, даже опередить ответ клиента консультанту. Это, конечно, заметный минус Интернет-консультирования, впрочем, имеющий место, и в более традиционном групповом психологическом консультировании.[98]

Причём, всё это может происходить как в произвольном, предумышленном, так и в «как бы» непроизвольном, непредумышленном порядке.[99]

«Непроизвольные» комментарии, безопасность и свобода самовыражения во всех смыслах, – и «технически» и личностно, – это ещё одна специфическая особенность процесса Интернет-консультирования. Что же касается «произвольных» комментариев участников процесса Интернет-консультирования, то они осуществляются ими в «заданном» порядке, – тогда, когда уже известные друг другу участники (при «фиксированном» групповом варианте Интернет-консультирования) обсуждают, с помощью психолога-консультанта (пожалуй, единственное значимое отличие консультационных чатов и форумов от «обычных» форумов и чатов), общие для них всех проблемы.[100]

В-третьих, содержательной особенностью[101] Интернет-консультирования является его доступность. В понятие доступности Интернет-консультирования мы включаем, прежде всего, психологическое удобство и физический комфорт (клиент, в подавляющем большинстве случаев, сидит дома за своим персональным компьютером). Важна лёгкость для клиента принятия решения «войти в чат» – ведь это не обуславливает необходимости участия в обсуждении, так как другим участникам процесса Интернет-консультирования неизвестно, кто именно «находится на чате» (максимум, известно количество человек, в режиме он-лайн «присутствующих» на чате или форуме). Всё это приводит к тому, что у любого участника данного процесса, в том числе и анонимно, удовлетворяется потребность в психологической безопасности.

Кстати говоря, в случае Интернет-консультирования, в отличие от группового классического консультирования, клиент-аноним может совершенно бесплатно (он же не является «официальным», зарегистрированным участником) удовлетворять и потребность в получении новой информации по интересующим его психологическим и социально-психологическим проблемам и вопросам.

В-четвертых, смысловую специфику Интернет-консультирования составляет его обучающий характер, так как множество людей может одновременно участвовать в данном процессе, как просто наблюдая его, так и высказываясь, комментируя и учась на «ошибках» других, – тогда, когда обсуждаются «знаемые» (хорошо знакомые) или просто интересные для конкретного человека проблемы. Таким образом, само участие человека («клиента») в процессе Интернет-консультирования, его «присутствие» [102] на консультативном Интернет-форуме или в консультативном Интернет-чате, имеет обучающий, познавательный эффект. Это происходит в силу того, что информативность такого рода взаимодействия, для отдельно взятого человека, сравнима со информативностью участия его в процессе классического группового консультирования. Этот параметр анализируемого явления соотносится с параметром реализации потребности «клиента» в новой информации.[103]

Наконец, в-пятых, существует, ещё одна базовая специфическая смысловая содержательная особенность Интернет-консультирования. Имеется ввиду сама профессиональная деятельность (деятельность как таковая) психолога-консультанта, практикующего «в Интернете». Итак, психолог-консультант, «в Интернете», не очень глубоко личностно (эмоционально) воспринимает (может воспринимать) своего (своих) клиента (клиентов). Тем более, он может себе позволить совершенно не выражать внешне (эмоционально) и совсем внешне не реагировать на их (клиентов) личностные проявления (здесь мы не берём в расчёт психологическое консультирование с использованием web-камеры).[104]

Осуществляя процесс Интернет-консультирования, психологу достаточно иметь развитую когнитивную личностно-профессиональную составляющую, для того, чтобы быть успешным консультантом. Это существенно облегчает для психолога сам процесс Интернет-консультирования, – снижает его эмоциональные затраты и позволяет концентрироваться на проблеме, а не на человеке. Это же существенно понижает продуктивность Интернет-консультирования, потому что отсутствие эмоционально-чувственной составляющей в социальной перцепции, как доказано, например, тем же Ирвином Яломом, весьма негативно сказывается на психотерапевтическом эффекте консультативного взаимодействия.[105]

Итак, мы выделили пять базовых содержательных характеристик психологического Интернет-консультирования.

Теперь проанализируем степень изученности проблемы проведения психологического Интернет-консультирования на современном этапе.

Отчуждение человека от человека становится практически нормой сегодняшней жизни, что происходит, в том числе, и в связи с развитием новых дистанционных форм электронных средств связи, которые всё чаще как бы переводят реальное общение между людьми в виртуальное информационное взаимодействие. Как следствие, – социально-психологическая проблема одиночества человека в современном мире выходит на первый план. В связи с этим, задача оказания психологической помощи для преодоления человеком беспокоящего его состояния одиночества становится всё более актуальной. Парадоксальность общей ситуации с этим вопросом заключается в том, что, с одной стороны, Интернет-технологии способствуют развитию отчуждённости между людьми, а, с другой стороны, Интернет-технологии представляют собой оперативный способ поиска информации, установления контактов, и потому широко используются людьми, (в т.ч. страдающими от одиночества), для общения.

Простота и популярность Интернет-технологий увеличивают возможности доступа населения к психологической помощи. В настоящее время, на наш взгляд, Интернет-технологии недостаточно полно используются в практике психологического консультирования. Отметим, что психологическое Интернет-консультирование в том или ином виде уже достаточно давно «присутствует» в Интернете. Мы поставили перед собой вопрос: «Возможно ли в условиях Интернета действенно осуществить психологическую консультационную работу»?

В основу Интернет-консультирования были положены смысловые коммуникации, осуществляющиеся через письменную речь, с помощью текста (текст в электронном виде). В связи с этим, первоначальной целью Интернет-консультирования является построение диалога между участниками коммуникаций при виртуальном общении. Для Интернет-консультирования выбираются (создаются) «форумы» или «чаты» т.е. специально организованное людьми, общепринятое в Интернете виртуальное пространство для общения. По надёжным данным, пользователями Интернета являются более 1-го миллиарда человек в мире. Россия уверенно «подбирается» к первой десятке стран – активных пользователей, «прибавляя» по 20% от общего количества пользователей Интернета в стране в год. По числу активных пользователей Интернета Россия уже «на голову» опережает любую из стран СНГ или Восточной Европы.[106]

Имеющаяся на данный момент информация об Интернет-технологиях психологического консультирования позволяет нам высказать о них ряд предварительных положений: 1. Технические возможности современных Интернет-технологий позволяют осуществлять психологическое консультирование в рамках Интернета; 2. Интернет-консультирование, как правило, осуществляется в рамках личностно-ориентированной парадигмы, на процесс реализации которой накладывают отпечаток условия виртуального взаимодействия; 3. Общий алгоритм проведения Интернет-консультирования соответствует техническим возможностям Интернет-технологий и позволяет осуществлять, даже, групповое психологическое консультирование; 4. Комплексный предварительный фактологический анализ Интернет-консультирования позволяет сделать уверенное предположение о том, что на сегодняшний день возможно проведение индивидуального и группового психологического консультирования в Интернете при следующих вводных условиях: а) наличие специально организованного web-сайта, на котором есть форум и/или чат, б) наличие технической компьютерной поддержки во время осуществления Интернет-консультирования, в) определённый уровень компьютерной грамотности у всех участников процесса Интернет-консультирования, г) высокий уровень профессионализма психолога, практикующего Интернет-консультирование.[107]

Становление дистанционных форм психологической работы в Интернете находится в нашей стране почти в самом начале своего пути. Полученные нами информационные данные об Интернет-консультировании как о комплексном социально-психологическом информационном явлении, позволяют сделать оптимистические прогнозы по развитию индивидуальной и групповой психологической работы в Интернете. Однако, в связи с этим, перед психологами вновь возникает проблема теоретического осмысления и интеграции различных направлений психологии и новых технических решений для развития дистанционных форм психологической помощи в Интернете, – таких как Интернет-консультирование.

С целью наиболее полного раскрытия названной тематики, проанализируем историю и тенденции развития психологического консультирования в информационной сети «Интернет».

Почти сразу, как только был изобретён Интернет, его потенциал для психотерапевтической коммуникации был очевиден. Одной из первых демонстраций Интернета была моделируемая виртуальная сессия психотерапии, осуществляемая в рамках Международной Конференции по Компьютерной Коммуникации, прошедшей в США в октябре 1972-го года.

Так называемые группы поддержки процесса самосовершенствования в Интернет-режиме он-лайн («on-line») в США, были предшественниками так называемой «e-терапии»; успех и исследования этих групп показали потенциал такой коммуникации при консультировании по личностным и межличностным проблемам.[108]

С 1976-го года, после введения (внедрения) первых персональных компьютеров, в США стали создаваться неофициальные группы поддержки Интернет-консультирования. В национальном масштабе в США психологическое Интернет-консультирование стало популярным со времени 1979-го года.[109]

Невозможно абсолютно точно сказать, когда именно психологи (психотерапевты) начали взаимодействовать с клиентами в режиме Интернет-консультирования он-лайн (on-line). Самое раннее он-лайн консультирование (из более или менее известных), было «Ask Uncle Ezra» – «Задайте вопрос дяде Эзре».[110] Студентам университета города Итака в штате Нью-Йорк были предложены бесплатные консультации психологов он-лайн.[111]

Сервис «Психологические консультации он-лайн» был основан его директорами Jerry Feist и Steve Worona в сентябре 1986-го года. С этого времени, данный информационный сервис успешно работает и осуществляет психологические консультации и в современный период.[112]

Ivan Goldberg, M.D. начал отвечать на вопросы он-лайн, рассказывая о лечении депрессии, по крайней мере, с 1993-го года. Он не предлагал задавать вопросы на его собственном популярном web-сайте (веб-сайте) под названием «Центр по проблемам депрессии», но великодушно работал неофициальным советником группы «Идущие в темноте»,[113] отвечая на информационные запросы о медицинской и психологической помощи, возникающие у пациентов при лечении депрессии.[114]

Платные услуги психологического консультирования начали появляться в Интернете в середине 1994-го года. John Grohol, Psy. D. в 1995-м году предложил бесплатные консультации в популярном еженедельном общественном чате. Самым первым новатором современного образа консультирования в сети Интернет был Leonard Holmes, Ph. D., который предложил «Условно-бесплатную Психологическую Консультацию», осуществляющуюся на основе очень небольшой оплаты только в том случае, если клиент «ощутил» улучшение. Ориентир был на один вопрос клиента (соответственно, на один ответ психолога). Об установлении долговременных отношений «терапевт-клиент» в то время речи никак не шло.[115]

Американский психотерапевт Leonard Holmes говорил, что когда он только настраивал свой web-сайт (веб-сайт), рекламируя свою практику, он уже начал получать электронную почту от людей, запрашивающих психологическую помощь; было очевидно, что люди были готовы обратиться к психотерапевтам через Интернет. Два других веб-сайта «Help Net» и «Shrink Link» на основе определённым образом взимаемой денежной платы стали доступны с осени 1995-го года (оба сервиса на современном этапе работают).[116]

David Sommers, Ph. D. можно считать пионером т.н. e-терапии. Он был первым, кто предложил клиентам платное психологическое Интернет-обслуживание, в котором целью было дать больше чем один ответ на единственный вопрос клиента, так как он стремился установить долговременные, продолжительные отношения при консультировании, в процессе терапии он-лайн.[117] С 1995-го по 1998-й год David Sommers работал с более чем 300-ми клиентами в режиме он-лайн Интернет-консультирования. David Sommers использовал несколько технологий Интернета для e-терапии, прежде всего электронную почту, но также и чат в реальном времени и видеоконференции.[118]

Ed Needham, M.S. установил IRC chat service в августе 1995-го года, и был первым, кто сосредоточился исключительно на консультационном взаимодействии в процессе e-терапии через Интернет-чат в реальном времени. Он работал с 44-мя клиентами с 1995-го по 1998-й год.[119]

Другие «ранние» практики продолжительной e-терапии, это – группа the Pink Practice из Лондона, Великобритания.[120]

Также, нельзя не упомянуть об американских «интернетных» Samaritans (самаритянах). Это – прошедшие психотерапевтическое обучение добровольцы-консультанты кризисного центра. Они отвечают на электронные письма от людей, которые находятся на грани самоубийства. Деятельность свою это объединение производит с 1994-го года, анонимно и без оплаты. Их благотворительная работа имеет огромную ценность. К 2001-му году добровольцы Samaritans ответили на электронные письма примерно от 64000 человек.[121]

Появление коммерческих «e-клиник» в США и Западной Европе существенно повлияло на развитие e-терапии. Такие организации стремятся улучшить среду для e-терапии, предлагая возможности, которые «самые независимые e-терапевты» не могут себе позволить: высокий уровень он-лайн безопасности, услуги составления счетов, оптимизирование вопросов оплаты и другие инструменты финансового управления, рекламу и маркетинг. E-терапевты (индивидуальные психологи-консультанты, практикующие в Интернете) могут присоединиться к этим самым профессионализированным e-клиникам за скромную ежемесячную плату (взносы) и также получить шаблон своей web-страницы, через которую они могут вести собственную практику e-терапии. Клиентам «е-клиник» предлагают длинный список e-терапевтов на выбор. Все e-терапевты тщательно проверяются профессиональной администрацией e-клиник «на профпригодность». Другие особенности такого, с позволения сказать, «e-клинического подхода» включают в себя возможность выбора клиентами своего терапевта согласно различным критериям, – в этом им помогает открытый доступ к профессиональной информации. Примеры е-клиник: HelpHorizons.com и MyTherapyNet.com.[122]

Создание Международного Общества психического здоровья он-лайн, стало исключительно важным этапом в развитии e-терапии. Данное общество (сокращённо – ISMHO), – общество некоммерческое, создано в 1997-м году для того, чтобы способствовать пониманию между людьми, использованию и развитию коммуникации он-лайн, а также продвижению информационной поддержки и технологий для самого ISMHO. Это общество стало неофициальной профессиональной организацией для e-терапевтов, поскольку психологи (психотерапевты), консультирующие он-лайн, ищут ответственные способы использовать Интернет для того, чтобы обеспечить своим клиентам квалифицированную помощь. ISMHO имеет свой форум, с одноимённым названием, служащий для обсуждения всех вопросов, волнующих людей (потенциальных клиентов).[123]

Таким образом, мы проанализировали проблему психологического Интернет-консультирования на современном этапе развития данного научно-практического знания и психологической профессиональной практики.

Теперь, обратимся к изучению самого процесса психологического Интернет-консультирования.[124] С этой целью рассмотрим разнообразные модели и способы оказания психологической помощи в Интернете.

Существует несколько моделей, способов оказания психологической помощи «в рамках» Интернета. Эти способы, модели, «формулы» определяются, устанавливаются в зависимости от потребностей клиента. Чаще, предлагается индивидуальное консультирование или групповое консультирование (по общей для данной конкретной группы проблеме). Либо, клиентам предлагается участие в консультативном форуме, который подбирается в зависимости от возрастной категории клиента и его личностных свойств и предпочтений. Он-лайн консультанты-психологи могут помочь человеку разобраться в себе, работают с нетяжёлыми психологическими травмами клиентов, помогают им разрешать конфликтные (сложные) ситуации в их жизни и пр.

Помочь человеку в условиях, имеющихся в Интернет, суметь в таких условиях психологически поддержать клиента, найдя для этого нужные слова и формы работы с ним, – это не простая работа. Очень важно, чтобы консультант имел соответствующее образование, так как в психологическую консультацию он-лайн далеко не всегда обращаются для разрешения банальных вопросов общения. Иногда, от профессиональной корректности работы «интернетного» психолога-консультанта, от его умения и желания оказать помощь, зависит очень многое в жизни клиента, подчас использующего психологическую консультацию в сети Интернет как последнюю надежду в решении наболевших проблем и/или как единственную форму психологической помощи. От работы консультанта, в сложной жизненной ситуации клиента, вероятно, будет зависеть дальнейшая судьба такого клиента.

Рассмотрим содержательные процессуальные особенности психологического Интернет-консультирования.

Объективная «слабость» психологического консультирования в Интернете, на современном технологическом этапе, в подавляющем большинстве случаев заключается в невозможности психолога реально действенно и информативно психодиагностически протестировать клиента, увидеть и оценить его психическое состояние, манеры поведения, «прочитать» мимику и жесты клиента. Иными словами, психолог не может получить достоверную вербальную и невербальную диагностическую информацию о своём клиенте.

Поскольку в большинстве случаев, психологическая консультация в сети Internet производится по принципу вопрос-ответ, постольку клиент обычно не предоставляет достаточный объём информации о себе и своей проблеме. В силу этой причины, ответы (как ответы клиента на вопросы психолога, так и ответы психолога на вопросы клиента) могут быть весьма обобщёнными и поверхностными. Серьезным козырем для психолога–Интернет-консультанта является профессиональная интуиция (выделение типического на основе практического опыта реальных консультаций).

Мы утверждаем, что в том, что касается профессионально-личностных (личностно-профессиональных) качеств самого психолога-консультанта (как процессуального субъекта психологического консультирования), прослеживается следующее. Наш фактологический эмпирический анализ показывает, что в том случае, если психолог «пришёл» в Интернет-консультирование из привычного «реального», «лицом к лицу» психологического консультирования, то его профессиональная продуктивность будет значительно выше по сравнению с тем психологом, который изначально работает только в рамках психологического Интернет-консультирования.

Также, на наш взгляд, архиважен для эффективности Интернет-консультации как «реальный», так и «виртуальный» практический опыт психолога-консультанта, позволяющий ему на основе «неявного» информационного материала (тех немногих сведений, которые сообщает ему его клиент и содержания его текстовых запросов) сделать компетентные обобщения и выводы, дать профессиональные рекомендации.

Как правило, проблема человека создаётся им самим из-за отсутствия у него адекватного понимания себя и своего внутреннего мира. По этой же причине свои проблемы он может излагать туманно и фрагментарно. Также, весомым фактором, затрудняющим процесс консультирования, являются психологические защиты клиента, препятствующие осознаю им собственной проблемы.

Как ни странно, некоторые люди даже в сети Internet[125] могут стесняться своих проблем. Это, связано с тем, что человек не решается даже сам себе признаться в личностных причинах собственных проблем. Подобные личностные факторы могут побуждать клиента неискренно (осознанно или неосознанно) излагать свои проблемы и вести различные психологические игры с консультантом. Под психологическими играми, в данном смысловом контексте, нами подразумевается не «бёрновское» понимание (Э. Бёрн), а просто – неискреннее обращение клиента к психологу с целью получить от него компетентную помощь, ничем, при этом, не жертвуя, ничего в себе не меняя и не принимая ответственности за свои проблемы.

Несмотря на подобный недостаток психологического консультирования в Интернете, у него, как у новой технологии психологического консультирования, есть и свои достоинства. К ним относится, в частности, так называемый «эффект попутчика», имеющий весьма конкретную социально-психологическую основу.[126] Эффект попутчика состоит в том, что человеку легче совершенно искренне «выговориться», «исповедоваться в своих грехах» и проблемах, («облегчив» тем самым свою душу, отреагировав свои эмоции), случайному собеседнику, твёрдо зная, что он больше никогда его в своей жизни не увидит. Если бы эти люди были хорошо знакомы и тем более жили рядом, то такого откровенного рассказа о себе просто бы не было. Это «советское» представление людей «об исповеди», «пришло» из опыта совместных поездок людей в рейсовых автобусах дальнего следования, поездок в «дальних» электричках и междугородних поездах среднего и дальнего следования, плавания на пароходах, полётов в самолётах и т.п. В информационной Интернет-среде имеет место (и, в подавляющем большинстве случаев, происходит!) практически тот же социально-психологический эффект. Есть лишь та существенная разница, что в Интернете человек может «спрятать» свою персону за вымышленное имя, называющееся «ник» («никнейм») и, чувствуя свою полную психологическую безопасность, полностью, «раскрыть свою душу». Подобная искренность человека (клиента), в основном, именно перед самим собой, уже содержит целительный психотерапевтический эффект и может вести к саморешению его психологической проблемы. Также и процесс описания человеком как таковой своей личной проблемы, автобиографии, характера своих переживаний, феноменологии собственной личности, – относится к продуктивным психологическим техникам, поскольку позволяет человеку более широко, глубоко и честно взглянуть на самого себя.

То же, в принципе, относится и к «излиянию своих мыслей и чувств на бумаге», или к самовыражению в виде электронного письменного текста, письма по электронной почте. Подобный «писательский труд» тождественен творческому самовыражению, является целебным психологическим средством, ведущим к осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте, а также к «получению» внезапных, разрешающих проблему открытий и откровений («инсайтов», озарений). Порой, даже систематизированное описание собственной жизненной проблемы может приводить к облегчению душевного состояния (вспомним многих известных лиц, которые с целью упорядочения самовосприятия вели дневники). Этот эффект, в социально-психологическом плане, конечно же, многократно увеличивается в условиях психологического консультирования, которое сегодня технологически осуществляется по SMS, по электронной почте, «в чатах», «на форумах», «в рамках web-сайтов», «в блогах» и т.д.

Опытный психолог-консультант, в том числе и Интернет-консультант, может довольно быстро установить достоверность «рассказа» клиента о своей проблеме и своей жизни, изучив его «писания», – что может происходить как в режиме on-line, в реальном времени, так и в режиме off-line, «пошагово», отсрочено по времени. При этом, скажем, «наводящие» профессиональные вопросы психолога-консультанта должны попадать именно «в точку», вызывая высвобождение у клиента подавленных эмоций и осознание им его собственных комплексов и самоограничений.

Продолжим изучать процесс Интернет-консультирования в плане содержательного рассмотрения взаимодействия его субъектов, – психолога-консультанта и клиента.

Психологический эффект группового консультирования в Интернете, эффект Интернет-форумов с психологическим содержанием, часто тождественен эффекту групповой психотерапии, особенно если люди (участники) научаются не только излагать свои мнения, но и высказывать свои чувства. Скорее всего, Интернет-консультирование будет в будущем активно развиваться (по крайней мере, так происходит в настоящем времени). В настоящее время этому способствуют, как минимум, два важных фактора. Первый – заключается в постоянном развитии и во всё большей доступности Интернета. Вторым – является весьма заметная на сегодняшний день в подростковой, юношеской и молодёжной среде социально-психологическая тенденция, выражающаяся в стремлении молодых людей именно к виртуальному общению.

Чем же может, всё-таки, обозначить себя эффективный психолог-консультант в Интернете? По-видимому, ему необходима личная Интернет-страница (web-сайт) и web-форум, в котором он мог бы демонстрировать свои суждения и примеры консультирования. Начинающий Интернет-консультант, в любом случае, должен будет в начале консультировать бесплатно, поскольку, к неизвестному именно в сети Internet консультанту вряд ли как-либо обратятся именно Интернет-пользователи.[127] Прежде, чем анализировать конкретные технологические модели психологического Интернет-консультирования, дополнительно перечислим общие позиции изучаемой нами здесь проблематики психологического консультирования в сети Internet.

Интернет-консультирование является дистанционной формой психологической помощи. Обращение к Интернет-психологу – это эффективный и безопасный способ первичного выхода из психологического кризиса и метод решения психологических проблем. Для желающих решить свои психологические проблемы с минимальными потерями времени, здоровья, денег и сил, – сегодня оптимальным является именно психологическое Интернет-консультирование. В процедуре Интернет-консультирования клиент может решать свои личностные проблемы эффективно и в своём собственном темпе и ритме. Тогда, когда человек обращается к Интренет-психологу, он «входит» в особое психологическое пространство – пространство безопасное, способствующее увеличению его внутреннего личностного потенциала, способствующее его самораскрытию. Ведь, именно при этих условиях человек находит выход из сложных жизненных обстоятельств, принимает нужное решение, понимает и осознает свои эмоции, обретает внутреннее спокойствие и веру в свои силы.

Интернет-консультированием, как формой психологической помощи, может воспользоваться практически любой человек, – на современном этапе в России даже в удалённых от областных центров деревнях, в школах, являющихся в таких поселениях «центрами цивилизации», есть Интернет.

Однако, есть несколько условий, которые будут определять эффективность подобной дистанционной психологической помощи. Эффективность, эта связана, прежде всего, с самим субъектом, запрашивающим помощь. Насколько человек готов воспользоваться ею, насколько человек готов что-то менять в себе, насколько актуальна его

Наши рекомендации