Словарь основных психологических понятий

Автократичность — властность, склонность человека к ис­пользованию недемократичных методов воздействия на людей в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т.п.

Агрессивность — враждебность; свойство или черта лично­сти, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.

Аккомодация (в теории Ж.Пиаже) — изменение уже сложив­шихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникши­ми новыми условиями.

Акцентуированные типы характера — типичные сочетания черт характера, при которых одна или несколько черт получают силь­ное, необычное развитие за счет других и доминируют над ос­тальными, определяя собой поведение человека в различных ситуациях.

Ассимиляция (в теории Ж.Пиаже) — использование в новых условиях готовых умений и навыков без их существенного из­менения.

Ассоциация — соединение, связь психических явлений друг с другом, при которой возникновение в сознании человека одного из этих явлений закономерным образом влечет появление другого.

Атавизм — проявление растущим организмом каких-либо при­знаков, унаследованных от его далеких предков, выполнявших ранее важную приспособительную роль, со временем утраченную.

Аутотренинг (аутогенная тренировка) — комплекс специаль­ных упражнений, основанных на саморегуляции поведения и самовнушении. А. используется человеком для управления соб­ственными психическими состояниями и поведением.

Аффилиация — потребность человека в установлении, сохра­нении и упрочении эмоционально положительных, дружеских, товарищеских отношений с окружающими людьми. Стремле­ние к личному эмоциональному сближению с людьми.

Биогенетический закон — постоянное, систематическое восп­роизводство в процессах и стадиях актуального физиологического, психологического и поведенческого развития индивида явлений, характерных для филогенетического развития соот­ветствующего биологического вида.

Ведущий вид деятельности — деятельность, в наибольшей сте­пени способствующая психическому развитию ребенка в дан­ный период его жизни и ведущая развитие за собой.

Ведущий тип общения — преобладающий в данный возрастной период тип общения с окружающими людьми, благодаря которо­му у человека формируются его основные личностные качества.

Вероятностная (стохастическая) теория развития — теория, ут­верждающая, что на каждой стадии психическое развитие чело­века определяется случайным сочетанием факторов и зависит только от того уровня, который был достигнут на предыдущей стадии развития.

Вербальное научение — научение, осуществляемое через сло­весные воздействия: инструкции, разъяснения и словесно пред­ставленные образцы поведения и т.п., без обращения к конк­ретным предметным действиям (см. метод проб и ошибок), условнорефлекгорному (см. рефлекс условный) или оперантному (см. оперантное научение) обусловливанию.

Викарное научение — научение, осуществляемое через пря­мое наблюдение за сенсорно представленными образцами и под­ражание им.

Внутренняя позиция — система социальных установок (см.) человека, тесно связанных с его актуальными потребностями и определяющих собой основное содержание и направленность деятельности в данный период жизни.

Внутренняя речь — особая, неосознаваемая, автоматически действующая форма речи, которой человек пользуется, размыш­ляя над решением разных словесно-логических задач. В.р. яв­ляется производной от внешней речи и представляет собой мысль, не выраженную в произнесенном или написанном слове.

Внушение — неосознаваемое воздействие одного человека на другого, вызывающее определенные изменения его психологии и поведения.

Возраст психологический — возраст физический (см.), которому со­ответствует человек по уровню своего психологического развития.

Генотип — совокупность генов или каких-либо признаков, унаследованных человеком от своих предков, в частности от родителей.

Гетерозиготные близнецы — пара близнецов, имеющих раз­личные наборы генов и родившихся из разных зародышевых клеток.

Гештальтгруппы — группы людей, образуемые для психоте­рапевтического воздействия в гештальттерапии.

Гештальттерапия — система методов и процедур психотера­певтического воздействия на человека, основанных на теории гештальтпсихологии — области психологических исследований, ставящей во главу угла закономерности образования и функци­онирования целостных структур, исходя из которых объясня­ются их элементы и связи между ними. Главный принцип Г.— безусловное принятие человеком себя, других людей и всего остального мира такими, какие они есть; восприятие и оценка наличного состояния как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения.

Гомозиготные близнецы — близнецы, имеющие одинаковые наборы генов и происходящие из одной зародышевой клетки.

Группы встреч — специальные малые группы, применяемые в практике социально-психологического тренинга (см.) с анало­гичным названием. Цель этого тренинга — обнаружение и ис­пользование резервов саморазвития личности, заложенных в ней самой, через специальные приемы, помогающие личности осоз­нать свои возможности, избавиться от психологических барье­ров и комплексов.

Группы психодрамы — малые группы, в которых через ролевое поведение людьми лучше осознаются и эффективно решаются их собственные проблемы. Усваиваемые роли становятся достояни­ем личности и позволяют ей хорошо адаптироваться в жизни.

Группы телесной терапии — группы, в которых в процессе психотерапевтической работы большое значение придается пря­мым телесным контактам людей как средству избавления от психологических проблем.

Группы тренинга умений — бихевиористски ориентированные группы, рассчитанные на выработку у их участников полезных для жизни умений и навыков, в частности коммуникативных. Бла­годаря умениям, вырабатываемым в этих группах, человек может избавиться от тревожности, неуверенности в себе, агрессивности и других привычных форм отрицательного поведения.

Детство — период жизни человека, в течение которого в его психике и поведении доминируют так называемые детские чер­ты, отличающие ребенка от взрослого человека. Д. охватывает период жизни от рождения до примерно младшего юношеского возраста.

Дефектология — область научных исследований, пограничная между медициной и психологией. Содержит в себе знания, каса­ющиеся происхождения и лечения различных дефектов, порож­дающих у ребенка отклонения от нормы психического характера.

Движущие силы развития — цели, которые взрослые ставят перед собой в обучении и воспитании детей, а также собствен­ные детские потребности в самосовершенствовании.

Дифференциальная психология — отрасль психологической на­уки, изучающая, описывающая и объясняющая индивидуаль­ные психологические и поведенческие различия людей.

Законы психического развития — законы, которые описыва­ют изменения, происходящие в психологии и поведении чело­века при его переходах из одного возраста в другой, а также причины таких изменений.

Защитные механизмы — психоаналитическое понятие (см. пси­хоанализ), обозначающее совокупность бессознательных при­емов, с помощью которых человек оберегает себя от психологи­ческих травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я».

Знак — какое-либо условное изображение, представляющее действительность в символической форме (см. символ).

Зона ближайшего (потенциального) развития — реально име­ющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей.

Игра предметная — детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок исполь­зует их по прямому назначению.

Игра ролевая — совместная групповая игра, в которой ее уча­стники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли (см. роль социальная): матери, отца, воспита­теля, врача, ребенка, ученика и т.п.

Игра символическая — вид игры, в которой реальность восп­роизводится в виде символов (см.), знаков (см.), а игровые дей­ствия выполняются в абстрактной символической форме.

Игра сюжетная — детская игра, в которой ребенок воспроиз­водит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.

Идентификация — буквально — отождествление. В психоло­гии возрастного развития И. представляет собой процесс или результат уподобления психологии и поведения ребенка другим людям. В итоге И. ребенок перенимает свойства и формы пове­дения тех людей, с кем он себя отождествляет.

Идентификация полоролевая — отождествление ребенком се­бя с человеком определенного пола и усвоение соответствую­щих форм полоролевого поведения.

Иконическая (мгновенная) память — память, рассчитанная на сохранение информации только в момент ее непосредственно­го восприятия при помощи естественных органов чувств.

Импринтинг — приобретение или начало функционирования какой-либо формы поведения без специального научения с мо­мента рождения сразу же в практически готовом виде в резуль­тате ее прямого включения под влиянием какого-либо стимула, закодированного в генетической программе созревания и фун­кционирования данной формы поведения.

Инсайт — озарение, догадка. Внезапное, неожиданное для самого человека нахождение решения какой-либо проблемы, над которой он долго и безуспешно думал, трудился.

Инстинкт — врожденный вид поведения, передающийся по наследству или возникающий в результате естественного созре­вания организма. Инстинктивное поведение осуществляется по определенной, достаточно жесткой программе и мало изменя­ющейся под влиянием приобретаемого жизненного опыта.

Интеллект — совокупность врожденных или приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зави­сит успешность освоения человеком различных видов деятель­ности.

Интериоризация — постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для организма во внутрен­нее, например, из практически осуществляемого индивидуаль­ного или коллективного действия во внутренне психологиче­ское свойство или способность человека.

Интроверсия — обращенность сознания и интересов челове­ка на самого себя, психологическая погруженность в свой внут­ренний мир, поглощенность собственными переживаниями и проблемами. И. является одной из базовых черт личности (см.) и обычно сопровождается ослаблением внимания человека к тому, что происходит вокруг него, в том числе к другим людям.

Инфантильность — проявление детскости в психологии и пове­дении того человека, который уже вышел из детского возраста.

Когнитивная сфера — часть психологии человека, связанная с его познавательными процессами и сознанием, включающая в себя знания человека о мире и о самом себе.

Когнитивное развитие — процесс формирования и развития когнитивной сферы (см.) человека, в частности его восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи.

Комплекс неполноценности — неприятное длительно сущест­вующее чувство человека, система отрицательных эмоциональ­ных переживаний, связанных с реальным или кажущимся от­сутствием у него каких-либо ценных психологических или фи­зических свойств и сопровождаемых соответствующими нега­тивными психологическими симптомами; низкая самооценка (см.), заниженный уровень притязаний (см.), повышенная тре­вожность (см.) и мотив избегания неудачи (см.).

Комплекс оживления — эмоционально положительная сенсо-моторная реакция ребенка двух-трехмесячного возраста на близ­кого для него человека, выражающаяся в проявлениях радости и повышении общей двигательной активности.

Кризис возрастного развития — задержка в психическом раз­витии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также труднораз­решимыми проблемами внутреннего (личностного) и внешнего (межличностного) характера. К.в.р. обычно возникает при пе­реходе из одного физического или психологического возраста (см.) в другой.

Лидер — член социальной группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами этой группы, находящимися под его психологическим влияни­ем и готовыми следовать за ним.

Лидерство — система социально-психологических явлений, связанных с выходом человека в лидеры и его поведением в роли лидера. Л. — также приобретение, выполнение или утрата индивидом функций лидера (см.).

Личность — понятие, обозначающее совокупность психоло­гических качеств человека, составляющих его индивидуальность и определяющих его социальные поступки (см.), поведение среди людей.

Локус контроля — понятие, субъективно характеризующее ме­сто расположения причин, объясняющих поведение человека им самим или наблюдаемые им поступки других людей. Внут­ренний л.к. представляет собой локализацию причин поведения в самом человеке, а внешний л.к. — помещение их в окру­жающий мир.

Малая группа — небольшая по численности группа людей, содержащая от 2—3 до 20—30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты и сложившиеся взаимоот­ношения друг с другом.

Метод близнецов — метод сравнительного изучения психо­логических особенностей и развития детей с одинаковой (гомозиготные близнецы (см.)) и различной (гетерозиготные близнецы (см.)) наследственностью. М.б. используется для научного реше­ния вопроса о генотипической или средовой обусловленности психологических свойств и особенностей поведения человека.

Метод проб и ошибок — один из видов научения (см.), при котором умения и навыки приобретаются в результате много­кратного повторения связанных с ними движений и постепен­ного устранения допускаемых ошибок.

Морально-психологическая атмосфера малой группы — поня­тие, характеризующее социально-психологическое состояние ма­лой группы (см.). М.-п. а. м. г. включает в себя нравственные нормы, лежащие в основе отношений членов группы друг к другу, к делу, психологический настрой и готовность членов группы к совместной деятельности и общению, к выполнению тех задач, которые возложены на группу.

Мотив — устойчивая внутренняя психологическая причина поведения человека, его поступков.

Мотив достижения успеха — потребность человека добивать­ся успехов в различных видах деятельности, особенно в ситуа­циях соревнования с другими людьми. М.д.у.— устойчивая мо-тивационная черта личности.

Мотив избегания неудачи — стремление человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно там, где результаты его деятельности воспринимаются и оцени­ваются другими людьми. М.и.н.— черта личности, противопо­ложная мотиву достижения успеха (см.).

Мотивация — динамический процесс физиологического и пси­хологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчи­вость.

Навык — приобретенное в результате научения (см.) и автома­тически осуществляемое движение, неизменно приводящее к вполне определенному результату. Н. не требует сознательного конт­роля и специальных волевых усилий для его осуществления.

Наглядно-действенное мышление — совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представ­ленными в ней предметами.

Наглядно-образное мышление — совокупность способов и про­цесс образного решения задач в плане зрительного представле­ния ситуации и оперирования образами составляющих ее пред­метов без выполнения реальных практических действий с ними.

Направленность личности — понятие, обозначающее совокуп­ность доминирующих у человека мотивов и потребностей, оп­ределяющих главную линию его поведения, деятельности и об­щения с людьми.

Научение — процесс и результат приобретения человеком зна­ний, умений и навыков.

Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, другие выразительные движения, служащие человеку сред­ством общения с людьми.

Неформальная (неофициальная) группа — группа людей, пси­хологически объединенных друг с другом на основе каких-либо личных интересов, но не принадлежащих как группа к какой-либо реально существующей социальной организации.

Обучение — профессиональная деятельность учителя, направ­ленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков.

Обучаемость — способность человека к научению (см.).

Общая психология — основная отрасль психологической нау­ки, располагающая общими знаниями о психологии и поведении людей, ставящая перед собой цель разработки фундаментальных проблем этой науки, имеющих значение для изучения других те­оретических и практических вопросов данной области знаний.

Оперантное научение — вид научения (см.), происходящего за счет спонтанного порождения организмом множества разнооб­разных реакций на один и тот же стимул или ситуацию с после­дующим закреплением только тех из реакций, которые оказа­лись наиболее удачными с точки зрения полученного эффекта.

Операция (в теории Ж.Пиаже) — практическое или умствен­ное действие человека, обладающее свойством обратимости, т.е. действие, которое можно выполнять как в прямом, так и в об­ратном порядке, возвращаясь к его исходному положению или повторно воспроизводя полученный результат.

Ориентировочная основа действия — понятие, введенное в те­ории планомерного (поэтапного) формирования умственных дейст­вий (см.). О.о.д. обозначает процесс и результат первоначально­го ознакомления обучаемого человека с формируемым у него действием, а также с качествами и условиями его успешного, правильного выполнения.

Ориентировочный рефлекс — сложная психофизиологическая реакция организма на новую ситуацию или ее изменение. О.р. проявляется в активизации сенсорных систем, сосредоточении внимания, повышении чувствительности анализаторов, моби­лизации сил и двигательных ресурсов организма.

Патопсихология — область психологических знаний и ис­следований, имеющих дело с отклонениями в психике и по­ведении человека, возникающими в результате различных за­болеваний.

Педагогическая психология — отрасль психологической науки, содержащая знания и изучающая проблемы обучения и воспи­тания детей, а также психологические основы педагогической деятельности учителей, воспитателей, родителей, педагогиче­ских групп и коллективов.

Педология — существовавшая в конце XIX—начале XX века комплексная наука о ребенке, о его развитии и обучении, объ­единившая в себе знания из биологии, физиологии, психоло­гии, педагогики, медицины и дефектологии и вырабатывавшая на этой основе рекомендации по обучению и воспитанию детей.

Повторение — многократное воспроизводство какого-либо ма­териала с целью его заучивания и сохранения в памяти.

Подростковый возраст — возраст, являющийся переходным от детства к взрослости и охватывающий период времени от 10—11 до 13—14 лет;

Подражание — вид научения (см.), происходящего в результа­те буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для п. (см. также викарное научение).

Подкрепление — то, что способно удовлетворить возникшую потребность организма, снять или уменьшить вызванную ею внутреннюю напряженность. Для поведения п. является под­тверждением его правильности (положительное п.) или оши­бочности (отрицательное п.).

Полоролевая идентификация — Процесс и результат приобре­тения ребенком психологических черт и особенностей поведе­ния человека одного и того же с ним или другого пола.

Полоролевая типизация — приобретение индивидом психо­логии и типичных форм поведения человека определенного пола.

Поступок — сознательное действие, совершенное человеком исходя из определенных убеждений, ценностей или нравствен­ных норм.

Предметная деятельность — практические действия человека с реальными предметами материальной и духовной культуры, подчиненные их функциональному, культурно обусловленному назначению. П.д. рассчитана на усвоение человеком способов употребления предметов материальной и духовной культуры людьми и на развитие человеческих способностей, умений и навыков.

Проблемная ситуация — учебная ситуация, которая содержит в себе какой-либо трудноразрешимый для ученика вопрос.

Проблемное обучение — обучение, построенное на основе со­здания и использования проблемных ситуаций (см.).

Полоролевое поведение — поведение, свойственное человеку определенного пола при выполнении им различных социальных ролей (см.).

Просоциальные мотивы — мотивы поведения человека, со­держащие в себе выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро.

Профессиограмма — подробное описание какой-либо про­фессии через систему требований, предъявляемых ею к челове­ку, включая качества личности, особенности мыслительных про­цессов, знания, умения и навыки, которыми он должен обла­дать для того, чтобы успешно справиться с данной профессией.

Психоанализ — учение о способе изучения и познания пси­хологии человека, созданное немецким ученым-психологом и психиатром З.Фрейдом. П. содержит в себе систему идей и про­цедур интерпретации сновидений и других бессознательных пси­хических явлений, а также диагностики и лечения различных душевных заболеваний психологическими методами, базирую­щимися на теории З.Фрейда.

Психодиагностика — теория и практика оценки психологи­ческих свойств, процессов и состояний человека при помощи научно проверенных методов, позволяющих получать достовер­ную информацию о них.

Психокоррекция — целенаправленное изменение психологии или поведения здорового человека, нуждающегося в оказании психологической помощи, посредством методов психологиче­ского воздействия на него.

Психологическая служба — система специальных учрежде­ний, создаваемых в различных социальных институтах и орга­низациях и призванных оказывать квалифицированную психо­логическую помощь людям.

Психологическое консультирование — оказание практической психологической помощи людям в форме советов и рекоменда­ций на основе предварительного изучения проблем, волную­щих этих людей, аТакже их самих и их отношений с окружаю­щими людьми.

Психология развития — область психологических исследований, где содержится информация, изучаются процессы и законы пси­хологического и поведенческого развития человека в онтогенезе.

Психология управления — прикладная отрасль психологиче­ской науки, в которой представлены знания и изучаются пробле­мы, связанные с взаимодействием людей в различных управ­ленческих системах, включая управление государством, орга­низацией, предприятием, учреждением, группой, коллективом и т.п.

Психология эффективной групповой деятельности — область социально-психологических исследований, в которой представ­лены знания и решаются вопросы, касающиеся путей и спосо­бов оптимального взаимодействия людей для получения высо­ких результатов в их совместной работе.

Психотерапия — область теоретических знаний и практиче­ских методов воздействия на людей, пограничная между психо­логией и медициной. П. включает в себя описание, изучение и правила использования средств психологического воздействия на больных людей с целью их лечения.

Равновесие (в теории Ж.Пиаже) — установление оптималь­ного соответствия между процессами ассимиляции (см.) и акко­модации (см.) в интеллектуальном развитии ребенка.

Развитие революционное — 1. Быстрое и глубокое преобразо­вание психики и поведения человека, происходящее при его переходе из одного возраста в другой. 2. Ключевое понятие те­ории, утверждающей, что развитие психики и поведения чело­века зависит не от генотипа, а от воздействий среды, которая своими влияниями производит революцию в психологии и по­ведении человека, создавая нечто такое, чего не было с самого начала даже в зародыше.

Развитие ситуационное — быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении ребенка, происходящее под влиянием ситуационных социаль­ных факторов.

Развитие эволюционное — медленное и достаточно устойчивое изменение в психологии и поведении ребенка, происходящее в периоды возрастного развития (см.) между его кризисами (см. кризис возрастного развития и эволюционная теория развития).

Реакция выбора — специальное действие, в котором челове­ку необходимо выбрать один из двух или нескольких объектов по определенным признакам.

Референтная группа — группа людей, значимых и привлека­тельных для индивида. Р.г. — источник индивидуальных цен­ностей, норм, правил поведения, суждений и поступков для тех людей, по отношению к которым она является референтной.

Референтная личность — человек, особенно значимый и цен­ный для другого человека как образец для подражания. Р.л. ока­зывает сильное психологическое влияние на того, по отноше­нию к кому она является референтной. Р.л. выступает как ис­точник основных ценностей, норм и правил поведения, сужде­ний и поступков для другого человека.

Рефлекс условный — реакция организма на раздражитель, при­обретенная в результате научения — сочетания данного раздра­жителя с удовлетворением актуальной потребности организма.

Роль социальная — понятие, включающее описание особен­ностей личности, психологии и поведения человека, занимаю­щего определенное положение в обществе, например роль учи­теля, руководителя, родителя, ученика и т.п.

Самоактуализация — процесс и результат использования, мак­симальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах.С. — этотакже стремление личности к постоянному самосовершенство­ванию.

Самооценка — оценивание человеком своих собственных. психологических качеств и поведения, достижений и неудач, достоинств и недостатков.

Семиотическая функция — свойственная человеку способность создавать и использовать знаковые системы — символы (см.), представляющие или замещающие реальные объекты, и опери­ровать ими как с реальными объектами, которые они представ­ляют.

Сензитивный период развития — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов по­ведения.

Сенсомоторная координация — согласованная работа и взаи­модействие органов чувств и движений.

Сенсорный эталон — наглядный образец, с которым сравни­вается сенсорный образ при его построении.

Сериация (в теории Ж.Пиаже) — упорядочение предметов по какому-либо признаку, например по длине, высоте, цвету, ве­су, объему и т.п.

Символ — знак (см.), ассоциированный с определенным объ­ектом, представлением, убеждением, мыслью и чувством, отно­симыми к той части действительности, которую этот знак пред­ставляет.

Синкретизм мышления — характеристика логически неразви­того мышления, выражающаяся в проведении операции клас­сификации предметов и явлений, определяемых данным поняти­ем, по разнородным, логически непоследовательным признакам.

Словесно-логическое мышление — вид мышления человека, при котором основным средством решения задач являются ло­гические рассуждения, а материалом — понятия и словесные абстракции.

Система — понятие из области общей теории систем (наука, пограничная между математикой и кибернетикой), обозначаю­щее совокупность качественно различных элементов, связан­ных друг с другом сложными и динамическими отношениями.

Системный анализ — подход к изучению объектов и явлений, предполагающий их рассмотрение как развивающихся систем (см.) с выделением структуры (состава элементов и связей меж­ду ними), а также законов преобразования и развития системы в целом.

Созревание — естественный процесс преобразования анато­мических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.

Социализация — процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллекту­ального и личностного развития, т.е. преобразование под влия­нием обучения и воспитания его психических функций, при­своение социально-нравственных ценностей, норм и правил по­ведения, формирование мировоззрения.

Социальная позиция — место, занимаемое человеком в систе­ме общественного разделения труда и соподчинения в социаль­ных структурах, группах и организациях.

Социальная психология — отрасль психологии, содержащая в себе знания об общении, взаимодействии, взаимоотношениях и взаимовлиянии людей, ставящая и решающая соответствую­щие проблемы.

Социальная ситуация развития — социальные условия, в ко­торых происходит психологическое и поведенческое развитие человека. С.с.р. включает в себя также систему факторов, от которых зависит развитие.

Социальная установка — отношение человека к людям, социаль­ным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. С.у. включает в себя три компонента такого отношения: когни­тивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия, которые он порождает).

Социально-психологический тренинг — теория и практика груп­пового психокоррекционного (см. психокоррекция) или психоте­рапевтического (см. психотерапия) воздействия на людей, рас­считанного на избавление их от каких-либо проблем психоло­гического характера, исправление поведения или улучшение со­стояния здоровья.

Социометрический тест — распространенное название стан­дартизированной социометрической методики, предназначен­ной для выявления, наглядно-графического изображения и индексного представления межличностных отношений в малой группе (см.).

Социометрический статус — положение человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определенное при помощи социометрического теста (см.).

Среда — совокупность внешних условий, факторов и объек­тов, среди которых рождается, живет и развивается организм.

Схема (в теории Ж.Пиаже) — типичная и повторяющаяся последовательность действий и операций в способах приспо­собления организма к условиям окружающей среды. Внутрен­няя интеллектуальная психологическая структура, управляющая организацией мышления и поведения человека в различных жиз­ненных ситуациях.

Т-группа (группа социально-психологического тренинга) — спе­циальная группа людей, в которой проводится социально-психо­логический тренинг (см.), преследующий цель развития у его уча­стников умений и навыков межличностного общения, снятия имеющихся у них психологических барьеров, препятствующих эффективному межличностному, личному и деловому общению.

Теоретическое мышление — вид мышления человека, опери­рующего с понятиями, содержащими в себе теоретические зна­ния, и в своих выводах порождающего аналогичные знания.

Теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий — разработанная отечественным ученым-психологом П.Я.Гальпериным и развитая его учениками концепция, пред­ставляющая собой общие психологические основы формирова­ния знаний, умений и навыков с заранее заданными свойства­ми на основе определенного плана и программы их поэтапного развития.

Теория поиска смысла жизни — психокоррекционная (см. пси­хокоррекция) и психотерапевтическая (см. психотерапия} теория личности, объясняющая проблемы психологического характера потерей человеком смысла жизни и обосновывающая процеду­ры психотерапии и психокоррекции необходимостью нахожде­ния утраченного смысла жизни.

Теория ролей — социально-психологическая теория лично­сти и межличностных отношений человека, опирающаяся на понятие роли социальной (см.). Т.р. представляет личность и меж­личностные отношения в терминах ролевого поведения человека.

Теория самоактуализации — гуманистическая теория психо­логии личности, утверждающая, что человеку, развивающемуся как личность, свойственно стремление к самоактуализации (см.), которая одновременно является и высшим уровнем личностно­го самосовершенствования.

Теория социального научения — социально-психологическая теория, объясняющая процесс приобретения человеком жиз­ненного опыта на основе социальных влияний и связанных с ними подкреплений и наказаний.

Теория черт личности — теория личности, в основе которой лежит научно определенное понятие «черта личности». Т.ч.л. рассматривает строение, происхождение, формирование и раз­витие личности как системы черт (см. черта личности).

Тест — стандартизированный метод психологического исс­ледования, предназначенный для точных количественных и оп­ределенных качественных оценок психологии и поведения че­ловека путем сравнения этих оценок с некоторыми, заранее заданными стандартами — нормами теста.

Тест Векслера — психологический тест (см.), предназначен­ный для оценки уровня интеллектуального развития человека определенного возраста и представляющий этот уровень в виде числового показателя, называемого коэффициентом интеллекта.

Тест Кеттела — тест (см.) личности, опирающийся на поня­тие черта личности (см.) и оценивающий степень развитости у человека различных базисных, независимых личностных черт.

Тревожность — постоянно или ситуативно проявляемое свой­ство человека приходить в состояние повышенного беспокой­ства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных или с экзаменационными испытаниями, или с повышенной эмоциональной и физической напряженно­стью, порожденной причинами иного характера.

Убеждение — процесс и результат обретения человеком уве­ренности в правильности собственных суждений и выводов, под­тверждаемый им самим ссылками на соответствующие факты и аргументы.

Упражнение — систематическое повторение какого-либо дей­ствия, движения и т.п. с целью его совершенствования.

Уровень притязаний — достижения в том или ином виде дея­тельности и в той или иной сфере общения, на которые рассчи­тывает человек, оценивая свои способности и возможности.

Уровень психологическою развития — совокупность способ­ностей, знаний, умений и навыков, имеющихся у данного че­ловека в сравнении с достаточно большой, представительной группой других людей или самим собой в иной период жизни.

Усвоение — приобретение знаний, умений и навыков.

Условия развития — факторы, от которых зависит развитие человека. В у.р. входят люди, окружающие данного человека с детства, отношения между ними, предметы материальной и ду­ховной культуры, многое другое.

Условнорефлекторное научение — приобретение реакции на новые раздражители по механизму рефлекса условного (см.).

Учебная деятельность — процесс приобретения человеком но­вых знаний, умений и навыков или изменения старых.

Учение — собственные действия ученика, направленные на развитие у него способностей, а та

Наши рекомендации