Элементы психокоррекции в деятельности педагога

Широкое распространение во всем мире в течение несколь­ких последних десятилетий получили различные системы, при­емы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи*. Первоначально многие из них возникли и использова­лись в основном в психотерапевтической практике, а затем вышли за ее пределы и стали применяться для оказания психо­логического воздействия на поведение практически здоровых людей с целью их лучшей адаптации к жизненным ситуациям и условиям, для снятия повседневных внешних и внутренних на­пряжений, для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек, для избавления его от вредных склонностей и привычек.

* Разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем. Психотерапия — это система медико-психологических средств, при­меняемых для лечения различных заболеваний врачом. Психокоррекция — это совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправ­ления недостатков в психологии или поведении физически здорового человека.

Педагогическая практика оказалась одной из последних об­ластей, на которую были распространены психокоррекционные методы. Здесь они стали применяться с несколькими целями: 1. Подготовка педагогов к профессиональному педагогическо­му общению. 2. Подготовка родителей к обучению и воспита­нию детей. 3. Подготовка детей к условиям жизни, с которыми они должны будут столкнуться за пределами школы и семьи.

Из множества разработанных и нашедших практическое при­менение психокоррекционных методов распространение в педаготической практике получили такие, которые связаны с так назы­ваемой личностно ориентированной психотерапией. Она включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психо­логического воздействия, направленные на то, чтобы изменить отношение человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, научить его терпению и пониманию, выработать и развить в нем способность видеть положительное во всем и опираться на него. Если говорить конкретно, то психокоррекция в педагогической практике преследует следующие цели: 1. Эмоциональное раскрепо­щение человека. 2. Формирование у него потребности в общении с людьми и чувства общности с ними. 3. Самораскрытие челове­ка, его самоактуализация как личности. 4. Выработка и закрепле­ние у человека эффективных форм адаптивного межличностного поведения. 5. Более активное включение человека в обществен­ную жизнь и побуждение его к принятию на себя ответственности.

Психокоррекция применительно к деятельности педагога оз­начает раскрытие его индивидуальности, формирование нового стиля общения с детьми, выработку и закрепление более совер­шенных педагогических умений и навыков, принятие на себя большей ответственности за судьбу детей, за результаты их обу­чения и воспитания.

Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые фор­мы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые — одновременную работу психотерапевта сразу с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: Т-группы (группы социально-психологического тренинга), груп­пы встреч, гештальтгруппы, группы психодрамы, группы телес­ной терапии, группы тренинга умений. Между участниками всех типов психокоррекционных групп в соответствии с их целями устанавливаются определенные отношения и распределяются роли, а взаимодействие строится по определенным правилам.

Т-группы, или группы социально-психологического тренин­га, большей частью создаются и используются для обучения пра­вильному поведению в различных ситуациях межличностного общения. В них обсуждаются проблемы, с которыми участники сталкиваются в повседневной жизни, ведется поиск их реше­ния. Основные задачи, которые решают Т-группы, — обучение деловому и личностному взаимодействию, руководству людьми и организации их совместной деятельности. Иногда Т-группы применяются для оказания психотерапевтического эффекта на участников с целью изменения их индивидуальной психологии.

В Т-группах особое значение придается непосредственным переживаниям участников, их самосознанию и осознанию того, что происходит вокруг. Конкретные цели Т-групп и направлен­ность их деятельности в основном определяются самими их уча­стниками. В Т-группах поощряется исследовательское, заинте­ресованное отношение к действительности, а также способность быть и оставаться самим собой во взаимодействиях с различны­ми людьми. Особая роль в Т-группах отводится сотрудничеству, и этому специально обучают участников таких групп.

Работа Т-групп направлена на то, чтобы в атмосфере взаим­ного доверия и полной психологической открытости каждый из участников смог лучше познать самого себя, выработать уме­ния и навыки познания других людей, установления с ними доверительных отношений. Развитие процесса в Т-группах идет поэтапно. Основные этапы работы таких групп можно предста­вить следующим образом:

1. Представление каждым участником самого себя в опреде­ленном виде деятельности («Какой я?»).

2. Получение реакции от других людей на собственные вы­сказывания («Какой ты?», «Каким мы видим тебя?»).

3. Поиск каждым участником новых форм межличностного поведения с учетом мнений и реакций других людей. Это этап экспериментирования над собой.

4. Закрепление и отработка эффективных форм поведения, получивших одобрение со стороны большинства членов группы.

Т-группы обычно используются как своеобразная социаль­но-психологическая микролаборатория для выявления имею­щихся у каждого из участников возможностей развития и отра­ботки умений межличностного общения.

В группах встреч и гештальтгруппах основное внимание со­средоточено на выяснении индивидуальности и развитии каж­дого человека как личности. Название «группы встреч» проис­ходит от слова «встреча», которое в данном конкретном случае определяется как способ установления отношений между людь­ми, основанных на честности и открытости, адекватном само­сознании и ответственности. Цель этих групп — осознание и возможно полная реализация того потенциала личностного и интеллектуального развития, который заложен в каждом инди­виде. Процедура совместной работы в группах встреч рассчита­на на установлении атмосферы доверия между участниками, открытости и безусловного принятия и одобрения каждого че­ловека таким, каков он есть в реальной жизни. Открытость в межличностном общении в группах встреч достигается за счет психологического самораскрытия каждого их участника перед остальными членами группы за счет установления близких, до­верительных отношений между ними. Самораскрытие, однако, не полное, оно осуществляется в пределах, ограниченных сло­жившимися взаимоотношениями и тем, что происходит между людьми. Оно реализуется постепенно, в условиях сохранения безусловно положительного отношения партнеров друг к другу и их персональной психологической защищенности.

Раскрытие чувств, выражающих подлинное отношение чле­нов группы друг к другу, в группах встреч допускается только после того, как группа приобрела определенный опыт взаимо­действия и прошла основные этапы развития группового про­цесса, т. е. тогда, когда в ней установились определенные отно­шения и сложилась атмосфера позитивных межличностных вза­имодействий.

Далее обычно следует этап снятия внутреннего сопротивле­ния каждого участника группы раскрытию его как личности и переход к спонтанному выражению чувств, затем — этап опи­сания событий личной жизни и переживаний, имевших место в прошлом. Завершает все это этап открытого выражения отри­цательных межличностных эмоций и чувств.

Одним из способов повышения уровня самосознания в груп­пах встреч является так называемая конфронтация, выявляю­щая противоречия между тем, как члены группы воспринимают сами себя, и тем, как их воспринимают другие. Конфронтация возникает не для порождения конфликта, а с целью помочь другому человеку лучше понять и осознать себя самого в конф­ликтной ситуации. Конфронтация стимулирует изучение чело­веком собственного поведения и процесса его изменения. Для того чтобы быть эффективной, конфронтация должна затраги­вать наиболее чувствительные и значимые стороны человече­ского «Я».

Понятие об ответственности в практике групп встреч озна­чает проявление уважения к человеку, оценку его как способ­ного к саморазвитию. Предполагается, что члены группы должны отвечать за свои действия в группе и за поведение в повседнев­ной жизни. Группа не берет на себя функцию защиты своих членов, она поощряет их к реализации собственных возможно­стей, к принятию самостоятельных решений и полной ответст­венности за самих себя. Однако, прежде чем начать действо­вать ответственно, люди должны научиться осознавать и правильно оценивать свои чувства. Лидеры групп встреч выступа­ют для остальных участников группы в качестве образцов само­раскрывающихся личностей. Они создают атмосферу межлич­ностного доверия и психологической близости, демонстрируя собственным поведением способность самораскрываться и до­верять другим людям.

Основные этапы в работе групп встреч следующие:

1. Установление межличностных контактов. Иногда для об­легчения этого процесса используются вымышленные имена и личностное представление членов группы друг другу. Нередко в этих целях обращаются к специальным упражнениям, направ­ленным на установление невербальных контактов (дотрагивания руками друг до друга, зрительное изучение лица другого человека лицом к лицу, внимательное рассматривание и иссле­дование рук партнера по общению, держа их в собственных руках, и т.п.).

2. Установление отношений доверия (например, через сле­дующее упражнение: падение назад с закрытыми глазами, при котором партнер на лету должен подхватить падающего на пол).

3. Преодоление возникающих конфликтов (пример: специ­альные упражнения с вытянутыми руками, с закрытыми глаза­ми; спонтанные высказывания и выражение чувств; взятие на себя исполнения роли другого человека и т.п.).

4. Преодоление сопротивления к самораскрытию.

5. Выражения сочувствия и поддержки друг другу.

Обращаясь на практике к методам личностной психотера­пии и психокоррекции типа групп встреч, следует помнить о том, что их способность генерировать у человека сильные эмо­ции не всегда и не для всех людей является благом. Члены та­ких групп, снимая социальные условности и устанавливая друг с другом необычно близкие личные взаимоотношения, нередко испытывают существенные затруднения, возвращаясь после этого в обычный мир повседневных, закрытых, не всегда иск­ренних и доверительных отношений, богатых условностями. Кро­ме того, разные люди по-разному переносят сильные эмоции и ситуации острых межличностных психологических и этических конфликтов.

Внешнее отличие практики работы гешталыпгрупп от Т-групп и групп встреч заключается в том, что руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласив­шимся стать на время главным действующим лицом, т.е. сесть на так называемое «горячее место». Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на «горячем месте». В результате такого наблю­дения они начинают лучше понимать и осознавать собствен­ные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий.

Ключевыми понятиями гештальттерапии являются «осозна­ние» и «сосредоточенность на настоящем». Саморегуляция за­висит от осознания человеком того, что с ним сейчас происхо­дит, и от способности жить текущими заботами. От участников гештальтгрупп требуется, чтобы они не обращались к прошло­му опыту и не думали о будущем. Основные приемы, использу­емые в работе гештальтгрупп, следующие: расширение осозна­ния, интеграция противоположностей, усиление внимания к чув­ствам, работа с мечтами, принятие ответственности на себя, преодоление сопротивления. Расширение осознания предпола­гает лучшее понимание человеком того, что происходит в нем и вокруг него. Для этого участники группы обычно разделяются на пары и описывают состояние своего сознания партнеру во время общения с ним. Осознание противоположностей означа­ет понимание и признание того факта, что в каждом человеке сочетаются разнообразные, дополняющие друг друга индивиду­альные качества положительного и отрицательного характера, такие, например, как честность и нечестность, принципиаль­ность и беспринципность и т.п. Усиление внимания к чувствам помогает участникам более глубоко осознать и понять собст­венные переживания. Работа с мечтами предоставляет возмож­ность лучше оценить себя как личность. Упражнения, направ­ленные на принятие ответственности на себя, помогают чле­нам группы обрести уверенность, поверить в себя, в свои воз­можности. Преодолению психологического внутреннего сопро­тивления самораскрытию способствуют приемы типа релаксации, а также специальный прием, называемый «осознание фантомов» (под фантомами имеются в виду психологические представле­ния и барьеры, мешающие человеку вести себя раскованно).

В психодраме используются элементы драматической имп­ровизации жизненных ситуаций, предназначенные для более полного раскрытия внутреннего мира человека. Избираемые сю­жеты, задаваемые роли и способы их исполнения определяются спонтанно самим клиентом, а не задаются извне. В данном слу­чае широко используется ролевая игра, причем те формы роле­вого поведения, которые вначале реализуются в игре, затем становятся привычными для индивида и входят в структуру его личности, помогая лучше адаптироваться к различным жизнен­ным ситуациям. Экспериментальное вхождение в различные ро­ли в психотерапевтической группе и их исполнение помогают человеку лучше раскрыться и осознать самого себя.

В группах телесной терапии особое значение придается «об­щению» с телом человека, управлению им, взаимодействию людей на телесном уровне. В основе ряда частных методик, входящих в этот тип психотерапии, лежит убеждение в том, что механизмам психологической защиты, мешающим человеку нор­мально вести себя и развиваться, можно противопоставить пря­мые телесные контакты.

Группы тренинга умений зародились под влиянием бихевио­ристских идей с целью их применения на практике для выра­ботки у человека жизненно полезных приспособительных умений и навыков. Группы тренинга умений включают в себя опреде­ленное число людей, испытывающих трудности в общении и взаимодействии с другими людьми и проходящих запрограмми­рованный курс обучения отсутствующим у них коммуникатив­ным умениям и навыкам. Члены таких групп рассматриваются как учащиеся, желающие приобрести нужные умения и навыки, которые помогут им лучше адаптироваться к жизни. Занятия в группах тренинга умений могут оказаться особенно полезными для детей подросткового и раннего юношеского возраста. При­обретение ими коммуникативных умений делает детей незави­симыми, компетентными в общении и предопределяет их буду­щие успехи в тех видах деятельности, выполнение которых за­висит от их умения оказывать влияние на людей.

Целью групп тренинга умений является выработка нужных внешних форм поведения. К числу таких умений относятся те, которые помогают избавиться от состояния тревоги, страха, справляться с чрезмерным эмоциональным возбуждением, а так­же умения, необходимые для профессиональной работы, для принятия решений и выполнения родительских функций, для ведения переговоров и дискуссий. Членов таких групп учат ве­сти самонаблюдение, фиксировать и записывать данные о себе.

Одной из разновидностей групп тренинга умений являются те, которые вырабатывают у человека уверенность в себе. Мно­гие люди чувствуют себя неуверенно и неспособны верить в свои возможности из-за того, что под влиянием слишком час­тых наказаний у них в детстве выработался так называемый заторможенный тип личности. В общении с другими людьми индивиды подобного рода испытывают необоснованное чувст­во вины, чрезмерно сильное состояние тревоги. Противополож­ной — и тоже отрицательной — формой поведения, связанной с неуверенностью, является агрессивность. Агрессивный чело­век нарушает личные права других людей, в частности право человека быть выслушанным, быть принятым всерьез, посту­пать по-своему и др. Он навязывает себя, свое мнение другим людям, оказывает на них давление, унижает, оскорбляет.

Работа групп тренинга умений строится на ролевом проиг­рывании сложных жизненных ситуаций, а которых эти умения могут быть выработаны. Сначала разыгрываются простые соци­альные ситуации, затем они усложняются и доводятся до уров­ня конфликтных, т.е. таких, из которых трудно найти простой и единственно возможный выход, полностью устраивающий всех участников. В некоторых случаях используются технические средства обучения, в частности аудио- и видеозаписи. Иногда работа групп тренинга умений, особенно когда их участниками являются неуверенные в себе люди, заторможенные и тревож­ные, сопровождается или предваряется элементами аутотренин­га, о котором пойдет речь в следующем параграфе данной главы.

Подведем итоги, обозначив возможные сферы практическо­го применения различных психокоррекционных методов и тренинговых групп в практике подготовки педагогов, в работе с учащимися и родителями. Участие в Т-группах может помочь педагогу лучше узнать самого себя как личность, выработать индивидуальный стиль деятельности, научиться лучше пони­мать своих коллег и родителей, с которыми приходится всту­пать в общение по поводу обучения и воспитания их детей. Т-группы могут быть также полезны для подготовки старше­классников к жизни, для налаживания межличностных контак­тов и достижения лучшего взаимопонимания между учителями, воспитателями и детьми.

Группы встреч могут оказаться полезными для начинающих учителей и воспитателей с целью повышения уровня их само­сознания и развития личности, В них также можно включать старшеклассников и родителей, имея в виду достижение боль­шего доверия и лучшего взаимопонимания между детьми и взрос­лыми. Сферой практического применения гештальттерапии может стать индивидуальная педагогическая работа с детьми и повышение ее эффективности. Педагог, прошедший курс пси­ходрамы, с успехом может использовать соответствующие зна­ния для разнообразия занятий с учащимися на уроках, повышения их воспитательной отдачи. Особенно полезной психодрама может оказаться на уроках иностранного языка, организуемых и проводимых по групповому интенсивному методу.

Группы тренинга умений весьма полезны при выработке у бу­дущих педагогов профессиональных коммуникативных умений и навыков, в частности в педагогических учебных заведениях и учреждениях, занятых повышением квалификации педагогиче­ских кадров.

Наши рекомендации