Психология педагогической саморегуляции

Очень важным аспектом профессиональной деятельности пе­дагога является саморегуляция, т.е. способность управлять соб­ственными психическими состояниями и поведением, с тем чтобы оптимальным образом действовать в сложных педагогиче­ских ситуациях. Выясним специфику таких ситуаций, а затем обратимся к психологическим основам саморегуляции.

Необходимость саморегуляции возникает в следующих слу­чаях:

1. Педагог сталкивается с трудноразрешимой, новой и нео­бычной для него проблемой.

2. Проблема не имеет однозначного решения. Его или нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный.

3. Педагог находится в состоянии повышенного эмоциональ­ного и физического напряжения, которое побуждает его к им­пульсивным действиям.

4. Решение о том, как действовать, педагогу приходится при­нимать, не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.

5. Действия педагога оцениваются со стороны, он постоянно находится под пристальным вниманием коллег, детей, других людей. На карту поставлены его авторитет и престиж.

Психологические основы саморегуляции включают в себя уп­равление познавательными процессами: восприятием, внима­нием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также лич­ностью: поведением, эмоциями и действиями — реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечислен­ных психических процессов, свойств и состояний человека свя­зана с волей и внутренней речью. Внутренняя речь, как извест­но, служит основой для произвольности в управлении всеми психическими явлениями, а воля обеспечивает сохранение на­правленности и энергичности действий.

Саморегуляция восприятия предполагает четкую постановку задачи восприятия — построение образа, получение однознач--ных ответов на вопросы типа: «Что наблюдать?», «Зачем на­блюдать?», «Как наблюдать?» Прежде чем вести наблюдение, мы должны ответить себе на эти вопросы. В условиях сложной педагогической ситуации такие ответы не всегда являются оче­видными, и приходится прилагать значительные умственные и физические усилия для того, чтобы их найти. Сознательная постановка подобных вопросов и нахождение ответов на них психологически требуют выбора и следования ему, что, в свою очередь, предполагает саморегуляцию.

Управление вниманием основывается на несколько иных ве­щах. Произвольное и непроизвольное внимание в разной сте­пени поддаются саморегуляции. Управление непроизвольным вниманием возможно только косвенно, через регуляцию пси­хофизиологических состояний организма, от которых оно зави­сит. При утомлении непроизвольное внимание становится пло­хо управляемым. Таким же оно обычно бывает во время болез­ни, в состоянии чрезмерного эмоционального возбуждения, аффекта или стресса. Наиболее действенными средствами управ­ления данным видом внимания являются отдых, лечение, пси­хофизический аутотренинг.

Произвольным вниманием можно управлять при помощи слов или стимулов, вызывающих интерес. Чтобы привлечь внима­ние человека к чему-либо, достаточно как-то стимулировать его интерес. Словесная самоинструкция или вербальная саморегу­ляция внимания всегда прямо или косвенно базируются на ин­тересе. Иногда бывает достаточно заставить себя увидеть в ка­ком-либо объекте, явлении или событии что-то интересное, чтобы надолго приковать к нему внимание. Им в определенной степени можно управлять и через восприятие.

Более сложна и необходима для педагога саморегуляция памя­ти. Два из трех известных нам процессов памяти — запомина­ние и воспроизведение информации — поддаются саморегуляции. Третьим процессом памяти — сохранением информации — управлять труднее, так как он работает на подсознательном уровне. Однако через определенную организацию запоминания косвенно можно управлять и им. Саморегуляция мнемических процессов основана на различных способах представления, ас­социирования, связывания в единое целое, мысленной обра­ботки материала. Память улучшается, если запоминаемый мате­риал удается представить зрительно, связать с какими-либо образами. Запоминание можно ускорить, искусственно вызы­вая из памяти другие перцептивные образы и представления, мысленно связывая их с вновь запоминаемым материалом.

Можно сознательно управлять и мышлением, делая его бо­лее продуктивным. Основные приемы саморегуляции мышления сводятся к следующему:

— внимательный анализ условий решаемой задачи;

— соотнесение требуемого результата с заданными условия­ми с целью установления того, чего в них не хватает для полу­чения нужного результата;

— постоянная тренировка мышления, выражающаяся в его систематическом упражнении;

— выработка определенной дисциплины мышления, пред­полагающей последовательный поиск и достаточную проработку различных альтернативных вариантов решения (это — сред­ство от так называемого «зацикливания» в мыслительных про­цессах);

— проговаривание вслух или про себя определенных идей, связанных с поиском решения задачи;

— систематическая запись идей и уже предпринятых действий.

Эмоциональная саморегуляция базируется на умении управлять состояниями мышечной системы организма, на активном воле­вом включении мыслительных процессов в анализ эмоциоген-ных ситуаций.

Наши рекомендации