Глава 30. Самосовершенствование педагогической деятельности

Краткое содержание

Организация психологического самообразования педагога. Ограниченность объ­ема психологических знаний, получаемых будущими педагогами в высших учеб­ных заведениях. Способность этих знаний быстро устаревать. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога, повышения его ква­лификации. Основные пути и средства самообразования. Отрасли психологи­ческих знаний и источники информации, полезные для педагога. Трудности психологического самообразования и способы их преодоления. Стимулирова­ние психологического самообразования учителя и воспитателя.

Психология педагогической саморегуляции. Значение саморегуляции в про­фессиональной деятельности педагога. Психологические аспекты саморегуля­ции. Основные сферы деятельности, требующие саморегуляции. Специфиче­ские особенности педагогических ситуаций, порождающие необходимость и потребность в саморегуляции деятельности. Психологические и поведенческие явления, поддающиеся эффективной саморегуляции. Особенности саморегуля­ции восприятия. Пути и средства самоуправления вниманием. Система регуля­ции памяти, процессов запоминания, сохранения и воспроизведения инфор­мации. Особая роль речи в саморегулировании психических процессов и состо­яний. Эмоционально-личностная саморегуляция.

Элементы психокоррекции в деятельности педагога. Понятие о психотерапии и психокоррекции. Основные направления и цели психокоррекционной рабо­ты. Классификация психокоррекционных методов, применяемых в педагогиче­ской практике. Социально-психологический тренинг. Т-группы, группы встреч, особенности этих групп, их задачи и этапы работы с ними. Приемы самораск­рытия и повышения уровня самосознания участников. Гештальттруппы и гештальттерапия, цели и основополагающие моменты в их работе. Группы пси­ходрамы, их специфика. Группы телесной терапии. Группы тренинга умений. Задачи этих групп, процедура, этапы и техника работы. Возможности и сфера практического использования различных психокоррекционных групп и мето­дов в педагогической практике.

Аутотренинг в работе педагога. Что такое аутогенная тренировка? Значение и пути практического применения аутотренинга в педагогической деятельности, в работе педагога над собой и с учениками. Основные цели и задачи аутогенной тренировки. Средства аутогенного воздействия. Аутогенные упражнения, на­правленные на регуляцию тонуса мышц, внимания, воображения, ритмики ды­хания, состояния сердечно-сосудистой системы.

Организация психологического самообразования педагога

Те знания по психологии, которые в педагогическом учебном заведении получает учитель или воспитатель, обладают двумя не очень приятными свойствами. Они, во-первых, не включают всего того, что может понадобиться педагогу на практике, так как объем часов, которые отводятся на изучение психологических дисциплин в педагогическом вузе, ограничен. Во-вторых, эти знания довольно быстро устаревают и требуют обновления по крайней мере один раз в пять лет за счет самообразования и повышения квалификации.

Психологическое самообразование педагога включает его сис­тематическое ознакомление с новейшими достижениями различ­ных отраслей психологической науки, прямо или косвенно свя­занных с обучением и воспитанием. Это психология научения, психология воспитания, психология возрастного развития, диф­ференциальная психология, социальная психология, психология познавательных процессов и личности, а также ряд дисциплин, находящихся на стыке психологии и других наук, в том числе медицина, патопсихология, психофизиология и психотерапия.

Перечень дисциплин, из которых можно почерпнуть психо­логические сведения, необходимые педагогу в его практической деятельности, выглядит довольно внушительным. Однако педа­гогу не обязательно систематически читать научные книги и журналы, достаточно обратиться к рубрикам, в которых в обоб­щенном виде представлены основные психологические знания, полезные для педагогической деятельности. Они есть, напри­мер, в журнале «Вопросы психологии», в журнале «Дошкольное воспитание», в ряде других научных и научно-практических пе­риодических изданий, которые стали недавно выходить, напри­мер в «Московском психотерапевтическом журнале». Много ли­тературы научного и общеобразовательного характера издают Академия образования Российской Федерации, издательства «Педагогика», «Просвещение» и вновь созданные издательства высших педагогических учебных заведений.

Наши рекомендации