Глава 27. основы психодиагностики

Краткое содержание

Теоретические вопросы практической психодиагностики. Работа психолога как диагноста в системе образования. Задачи, которые решает практическая психо­диагностика, их конкретизация применительно к изучению детей. Функции практического психолога в дошкольных учреждениях и в школе. Требования, предъявляемые к методам психодиагностики, применяемым в работе с детьми. Обязанности профессионального и морально-этического характера, связанные с работой психолога в учреждениях образования. Сотрудничество школьного психолога с учителями и родителями. Применение тестов в психодиагностике. Понятие тестовой нормы, относительность и изменчивость такой нормы. Про­блемы, связанные с психодиагностикой уровня интеллектуального развития и способностей детей: Основные этапы работы психолога над созданием научно обоснованных психодиагностических методик. Недопустимость использования научно не обоснованных методик. Запрет на проведение психодиагностики про­фессионально не подготовленными людьми.

Особенности применения различных психодиагностических методик. Основ­ные виды психодиагностических методик, применяемых на практике при изу-. чении детей. Ограниченность сферы использования психологических тестов. Важность учета теории, лежащей в основе того или иного теста. Требование обязательной адаптации теста. Направления, средства и способы адаптации тес­тов. Проблема привыкания к тестам и обеспечения постоянства получаемых результатов. Возможные причины изменчивости результатов тестирования. Осо­бенности применения устных и письменных опросов в психодиагностических целях. Средства обеспечения достоверности и надежности психодиагностиче­ских результатов. Необходимость дополнения опроса другими методами иссле­дования. Правила пользования документами и продуктами деятельности как средствами психодиагностики. Контент-анализ как средство психодиагности­ки. Применение наблюдения в психодиагностических целях. Предупреждение субъективности и обеспечение надежности метода наблюдения.

Психодиагностика познавательного развития и способностей детей. Понятие об одаренности. Одаренность и способности. Основные направления в психо­диагностике уровня развития познавательных процессов, общих и специальных способностей у детей. Пути исследования детского восприятия, его свойств. Особое значение психодиагностического изучения перцептивных действий. Ас­пекты и средства исследования внимания. Детские рисунки, представления и фантазии как материал для психодиагностического изучения воображения. Осо­бенности использования речи с целью психодиагностики. Комплексность под­хода к психодиагностике мышления. Требования, предъявляемые к задачам, применяемым для изучения мышления. Психодиагностика детской речи и дви­гательной активности ребенка. Важность детального исследования различных способностей ребенка в развитии. Зона потенциального развития ребенка, ее определение и значение для правильной оценки способностей ребенка.

Психодиагностика личностного развития и межличностных отношений. Каче­ства личности ребенка, подлежащие психодиагностике. Изучение мотивации, черт характера и норм нравственности у детей. Организация и проведение пси­ходиагностического эксперимента. Основные требования, предъявляемые к та­кому эксперименту. Трудности, связанные с диагностикой качеств личности у младенцев и детей раннего возраста. Психодиагностика межличностных отно­шений. Методы исследования межличностных отношений. Изучение способ­ности детей к общению и взаимодействию е людьми.

Теоретические вопросы практической психодиагностики

Психодиагностика — это область специальных знаний, свя­занных с разработкой теории, методологии и методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психологического раз­вития, достигнутого индивидом или группой. В качестве объекта психодиагностической оценки может выступить практически все, что изучает психология, начиная от ощущений отдельно взято­го человека и кончая сложнейшими социально-психологически­ми процессами, возникающими в общении и взаимодействии людей как личностей друг с другом.

Оценка уровня психического развития, достигнутого инди­видом или группой, на практике проводится для решения од­ной из следующих задач:

1. Выяснение состояния развитости соответствующего свойства.

2. Определение динамики его развития и преобразования в течение определенного периода времени.

3. Установление тех реальных изменений в психологии и по­ведении индивида или группы, которые произошли под влиянием организованных учебно-воспитательных воздействий, например в результате проведенного педагогического эксперимента.

4. Определение перспектив развития того или иного качест­ва личности на основе анализа законов и динамики его разви­тия в прошлом.

5. Разделение обследуемых людей или групп на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутых результатов развития.

6. Определение пригодности индивида или группы для ре­шения тех или иных задач, например установления профессио­нальной готовности человека к исполнению своих служебных обязанностей.

7. Определение соответствия или несоответствия психоло­гии и поведения индивида или группы некоторой заданной ме­дицинской или социальной норме с целью проведения психокоррекционной работы.

8. Выработка рекомендаций для индивида или группы с целью выбора жизненного пути (профессии, брачного партнера и т.п.) и дальнейшего самообразования.

Перечисленные задачи являются общими для психодиагно­стики. Большинство из них в той или иной степени должно решаться в дошкольных учреждениях и в школах при проведе­нии соответствующей работы с детьми разного возраста. Пси­ходиагностика, в частности, предполагает:

— изучение динамики возрастного психологического (позна­вательного, интеллектуального, личностного и межличностно­го) развития детей с первых месяцев жизни до окончания шко­лы. Для каждого ребенка в этом случае должна быть заполнена специальная психодиагностическая карта, включающая показа­тели его ежегодного или помесячного (если речь идет о младен­цах и детях раннего возраста) развития;

— выяснение индивидуальных особенностей психического и поведенческого развития каждого ребенка, его отклонений от некоторого среднего стандарта — нормы — в положительную (ускоренное развитие) или отрицательную (замедленное развитие) сторону;

— психологическое обслуживание развивающих педагогиче­ских экспериментов, проводимых с детьми с целью определе­ния успешности обучения и воспитания и выработки на этой основе практических рекомендаций;

— определение одаренности ребенка, его задатков, индивиду­альных способностей и склонностей с целью принятия своевре­менных мер по их развитию, а также для проведения научно обос­нованной профконсультационной и профориентационной работы;

— получение разносторонней информации о наличном со­стоянии психологии ребенка, полезной для учителей и родите­лей, с задачей выбора наиболее подходящих для данного ребен­ка содержания и методов обучения и воспитания.

Психодиагностика детей в учреждениях системы образова­ния осуществляется профессионально подготовленными прак­тическими психологами, оканчивающими факультеты психоло­гии при университетах или факультеты переподготовки по спе­циальности «Практическая психология» при высших педагоги­ческих учебных заведениях. Обычно факт наличия необходи­мой профессиональной подготовки у практического психолога отмечается специальным документом, подтверждающим право его владельца занимать должность психолога и исполнять соот­ветствующие профессиональные обязанности.

Психодиагностика разных сторон жизни и деятельности де­тей производится с помощью научно проверенных методов ис­следования. К качеству таких методов предъявляются строгие требования. Основные из этих требований следующие: валидность, точность и надежность. Валидность означает соответст­вие используемого метода тому, что с его помощью изучается. Валидность можно определить как то, в какой степени полу­чаемые при помощи данного исследовательского метода резуль­таты отражают оцениваемое качество. Нельзя, к примеру, на­звать валидным метод определения мотивов ребенка раннего возраста, основанный на его собственных высказываниях о своих мотивах, так как ребенок может просто не понимать, не осоз­навать действительные мотивы своих поступков.

Точность указывает на свойство метода улавливать тонкие различия в изучаемом с его помощью качестве. Например, из­мерительная линейка, на которой нанесены деления, соответ­ствующие сантиметрам, будет менее точным инструментом для измерения длины по сравнению, скажем, со штангенциркулем, цена деления которого равна 0,1 см. Другой пример: когда в анкете или опроснике на задаваемый человеку вопрос мы полу­чаем ответ типа «да» или «нет», то такой ответ будет менее точ­ным, чем тот, который получается при помощи шкалы, вклю­чающей следующие пункты: «определенно да», «скорее да, чем нет», «не знаю», «скорее нет, чем да», «определенно нет».

Надежность свидетельствует о свойстве метода приводить к одним и тем же результатам при использовании этого метода разными людьми или при повторном применении данного ме­тода одним и тем же человеком с целью оценивания одного и того же психологического свойства.

В практике детской психодиагностики должны применяться только валидные, точные и надежные методы, так как в про­тивном случае возникает серьезная опасность получения не­достоверных данных и совершения ошибок в выводах. Ответст­венность за качество применяемого метода и за получение с его помощью таких результатов, которым можно доверять, несет пользователь метода. В учреждениях системы образования это практический психолог.

Есть также ряд требований морально-этического характера, которые обычно предъявляются к проведению психодиагности­ческих обследований детей. Главные из них следующие:

1. Результаты психодиагностического обследования ни при каких условиях не должны использоваться во вред ребенку.

2. Психодиагностика детей может и должна производиться (за исключением особых случаев из области медицинской или юри­дической практики) только с согласия самих детей и их родите­лей. В младенческом возрасте и других возрастах вплоть до под­росткового такие решения могут принимать родители без детей.

3. Родители, за исключением тех, кто по закону был лишен родительских прав, могут знать результаты психодиагностиче­ского обследования своих детей, а также те выводы, которые специалистом психологом сделаны на их основе. Психолог в свою очередь обязан давать исчерпывающие и достоверные отве­ты на все вопросы родителей, касающиеся психологии их детей.

4. Результаты психодиагностического обследования без уче­та многих других факторов и без принятия в расчет мнения педагогов и родителей не могут служить основанием для опре­деления судьбы ребенка и заключения о возможностях его обу­чения и воспитания.

5. Психолог работающий в системе образования, должен про­водить психодиагностическую работу в тесном сотрудничестве с учителями и воспитателями, обеспечивая их необходимой ин­формацией о детях, с которыми они работают.

С большинством методик, применяемых в практической пси­ходиагностике, связано понятие возрастной нормы, которая ха­рактеризует средний уровень развития изучаемого свойства у большой группы психологически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе. По возрастной норме, по от­клонению от нее данных, полученных в результате проведен­ного обследования, определяется уровень развития изучаемого свойства у ребенка. Если его индивидуальные показатели ока­зываются выше нормы, то обычно говорят, что этот ребенок по своему развитию опережает сверстников, и наоборот, если его индивидуальные данные ниже нормы, то делается вывод о том, что он отстает от сверстников.

Следует иметь в виду, что возрастные нормы не являются абсолютными и неизменными, пригодными для оценки уровня психологического развития во все времена и у всех без исклю­чения детей. Нормы почти всегда относительны и отражают состояние определенной выборки детей, на основе которой эти нормы получены. В каждом конкретном случае, когда в резуль­тате психодиагностического обследования дают характеристику ребенку, включающую оценку уровня его психологического раз­вития, следует указывать, к какой выборке или категории детей относится та норма, с которой сравнивается показатель разви­тия данного ребенка.

Но это только одно из существенных замечаний, касающих­ся практики использования возрастных норм. Второе — это из­менчивость самих по себе норм. Известно, что по мере про­гресса общественного развития меняется средний уровень ин­теллектуального, личностного и поведенческого развития детей. С подобными фактами мы уже встречались в курсе психологии, когда шла речь о развитии вербальных способностей у детей. Следовательно, пользоваться нормами, которые были установ­лены более десяти лет назад, практически в настоящее время нельзя, так как они требуют обязательной перепроверки через каждые три-пять лет.

Третье и, пожалуй, самое существенное замечание касается того, что на основе оценки степени развитости у ребенка того или иного психологического свойства нельзя судить о том, как пойдет его развитие дальше. Это развитие, вообще говоря, за­висит не столько от достигнутого уровня, сколько от способно­сти ребенка к научению, к приобретению нового опыта, а также от качества обучения, от совершенства учебной деятельно­сти, от многих других факторов и обстоятельств. То же самое можно сказать и о процессе личностного развития детей.

Самые большие трудности в практической психодиагности­ке возникают тогда, когда предметом психодиагностического прогностического исследования становятся способности детей. Первая из трудностей состоит в том, что данные способности психологи могут выявлять и практически оценивать на основе того, как решает ребенок определенные задачи. Само решение этих задач зависит не только от способностей, но и от мотива­ции, от имеющихся знаний, умений и навыков. Составление прогноза результатов развития, напротив, требует знания именно способностей.

Кроме того, способности развиваются и перспективы их со­вершенствования имеются практически у любого здорового ре­бенка. Главное, на что должно быть обращено внимание при решении вопроса об улучшении способностей детей, — это соз­дание оптимальных условий для их развития. Нередко бывает так, что дети, обладающие даже более низкими показателями по психологическим тестам, например, вследствие того, что их в свое время плохо обучали и воспитывали, в благоприятных условиях довольно быстро догоняют и обгоняют своих более благополучных в прошлом сверстников. Всякая психодиагно­стическая методика, прежде чем ее применять на детях и делать выводы, нуждается в апробации.

Основные этапы разработки и апробации психодиагности­ческих методик следующие:

1. Точное определение того качества или свойства, которое должно изучаться с помощью данной методики. Соответствую­щее определение следует давать в строгом согласии с правила­ми логики определения понятий. Без достаточно четкой дефи­ниции изучаемого феномена нет смысла приступать к разра­ботке методики его практической психодиагностики, так как в противном случае мы не будем точно знать, что же на самом деле измеряет созданная нами методика, поскольку с самого начала она по определению будет невалидной.

2. Подбор системы объективных признаков, на основе кото­рых можно судить о наличии и степени развитости у детей со­ответствующих качеств и свойств. Эти признаки должны отве­чать методологически важному требованию однозначности, ко­торое можно сформулировать так: данный признак может быть использован как индикатор интересующего нас свойства лишь тогда, когда он функционально связан исключительно с дан­ным свойством и никаким другим. Например, требованию од­нозначности не вполне соответствует высказывание человека о самом себе, когда на основе такого высказывания о нем судят как о личности, так как характер высказывания зависит не только от личности говорящего, но и от сложившихся в данный мо­мент обстоятельств.

3. Операционализация отобранных признаков, т.е. разработ­ка системы действий, реализуемых в виде операций, практиче­ски представляющих собой процедуры наблюдения, сбора и об­работки релеватных признаков.

4. Разработка теоретических вопросов применения методи­ки. Если, к примеру, такой методикой является тест-опросник, то этот этап работы представляет собой составление перечня вопросов, включающих отобранные признаки, инструкции ис­пытуемым, определяющей их поведение во время эксперимен­та, и действия психолога.

5. Проверка методики на валидность, точность и надежность.

6. Проведение массового обследования детей при помощи данной методики с целью ее практической проверки, уточне­ния и получения возрастных норм.

Из всего, что сказано, следует, что работа по созданию и применению практических психодиагностических методик — это весьма профессиональная, ответственная работа, требующая вы­сокой квалификации. Недопустимо, чтобы ею занимались не­компетентные, недостаточно подготовленные люди.

Наши рекомендации