Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка

Педагогическая оценка, ее выбор и эффективность зависят от возраста ребенка. Индивидуальные особенности детей опре­деляют их восприимчивость к различным стимулам, а также мо­тивацию учебно-познавательной и личностно-развивающей дея­тельности. Достигнутый ребенком уровень интеллектуального развития влияет на его познавательные интересы, а личностное развитие влияет на стремление иметь у себя определенные пер­сональные качества.

Основные тенденции возрастного изменения значимости пе­дагогической оценки заключаются в следующем. С возрастом, во-первых, растет понимание необходимости приобретения но­вых знаний, умений и навыков. Во-вторых, в детстве из года в год увеличивается значимость обладания определенными каче­ствами личности. В-третьих, по мере взросления, особенно в школьные годы, возрастает роль социально-психологических сти­мулов. Наконец, в-четвертых, намечается тенденция постепен­ного перехода от ориентации на внешние стимулы к учету внут­ренних. Рассмотрим оптимальные условия и способы педагоги­ческого оценивания детей разного возраста.

В младенческом и раннем возрасте вплоть до того времени, когда ребенок усвоит вербальную речь, начинает ее понимать и пользоваться ею, наиболее действенной формой педагогической оценки является эмоционально-экспрессивная, передаваемая че­рез жесты, мимику и пантомимику. С помощью реакций, вы­зывающих у ребенка положительные эмоции, взрослый дает ему понять, что та или иная форма поведения им одобряется. По­средством реакций, порождающих у ребенка отрицательные эмо­ции, взрослый информирует его о том, что предпринимаемые ребенком действия им не одобряются. Начиная примерно с по­луторагодовалого возраста, когда ребенок понимает речь и, в частности, смысл таких оценочных слов, как «хорошо», «пло­хо», «можно», «нельзя», а также смысл ряда производных от них определений, становится возможным вводить прямые оцен­ки действий. Здесь эмоционально-экспрессивные реакции взрос­лого на поведение ребенка дополняются и уточняются словес­ными оценками. В результате ребенок получает возможность более точно дифференцировать оценки, соотносить их с конкретны­ми действиями и формами поведения. Появляется возможность через педагогические оценки вырабатывать более сложные фор­мы поведения, подкрепляя одни и устраняя другие.

Стимулирование деятельности и общения детей в младшем и старшем дошкольном возрасте может быть дополнено соци­ально-психологическими факторами, так как у детей в это время возникают самооценка, уровень притязаний, мотивация дости­жения успехов, групповые формы деятельности. Действенными становятся стимулы, связанные со стремлением выиграть со­ревнование с другими детьми, получить публичное одобрение, привлечь к себе внимание. Всем этим с успехом может вос­пользоваться педагог, занимающийся обучением и воспитани­ем детей данного возраста. Вместе с тем не следует забывать об эмоциональных и оценочных стимулах, которые использова­лись при работе с детьми раннего возраста. В эти годы они сохраняют свое положительное значение и даже превосходят по действенности социально-психологические оценки.

В старшем дошкольном возрасте к тем способам стимулиро­вания, которые применялись на предыдущих возрастных эта­пах, добавляются педагогические оценки, связанные с соблюде­нием правил поведения, а также с демонстрацией знаний, умений и навыков. Благоприятные возможности для этого открывает по­явление в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевых игр с правилами наряду с элементарными формами сознательного обучения. Реагирование детей на похвалы подобного рода яв­ляется одним из психологических признаков их готовности к обучению в школе. Однако в этом возрасте различные виды педагогического стимулирования детей еще равноценны. Дети-дошкольники одинаковым образом реагируют и на эмоциональ­но-экспрессивные выражения одобрения или неодобрения со стороны взрослых, и на их оценки, предлагаемые в категориях «хорошо» и «плохо», и на социально-психологические стимулы, и на поощрения, относящиеся к демонстрируемым ими знани­ям, умениям и навыкам. Сознательные предпочтения одних видов педагогических стимулов перед другими еще не наблюдаются.

Иначе обстоит дело в младшем школьном возрасте. Здесь на первый план выходят и приобретают в глазах детей особенную ценность стимулы, связанные с имеющимися у них знаниями, умениями и навыками, с соблюдением дисциплинарных требо­ваний, а также социально-психологические стимулы. Домини­рование этих форм оценочной мотивации является одним из свидетельств личностной возрастной зрелости ребенка. Харак­терной чертой данного возраста в стимулировании обучения и воспитания детей становится то, что наиболее эффективными яв­ляются педагогические оценки, даваемые не всеми, а значимыми взрослыми людьми, учителями и родителями.

В подростковом возрасте ситуация меняется. Прежние спо­собы стимулирования, появившиеся в более ранние годы, со­храняют свою роль, за исключением того, что социально-пси­хологические оценки занимают одно из первых мест в иерар­хии педагогических стимулов. Но главное, что происходит в этом возрасте, состоит в том, что дети начинают больше реагировать на оценки, даваемые их сверстниками и друзьями, чем на оценки, получаемые от родителей и учителей.

В старшем школьном возрасте значимость педагогических оценок, предлагаемых взрослыми людьми, вновь возрастает, и наряду с этим меняется и иерархия. Более существенными становятся оценки личностного плана, чем оценки, касающиеся знаний, умений и навыков, а также внешних форм поведения. Педагогические оценки, получаемые от взрослых людей, в дан­ном возрасте, как правило, преломляются через самооценку, и собственное восприятие себя становится более существенным, чем оценки, получаемые со стороны. Это является признаком перехода на высший уровень личностной зрелости, соответст­вующий постконвенциональной морали по Л. Колбергу и само­актуализации личности.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации