Педагогическая оценка как средство стимулирования

Педагогическая оценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные и персональные, ма­териальные и моральные, результативные и процессуальные, количественные и качественные. Предметные оценки касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его лично­сти. В данном случае педагогической оценке подлежат содер­жание, предмет, процесс и результаты деятельности, но не сам субъект. Персональные педагогические оценки, напротив, отно­сятся к субъекту деятельности, а не к ее атрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся в деятель­ности, его старание, умения, прилежание и т.п. В случае пред­метных оценок ребенок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному росту через оценку того, что он делает, а в случае субъективных — через оценивание того, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.

Материальные педагогические оценки включают разные спо­собы материального стимулирования детей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальных стимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многое другое, что служит или может выступать в качестве сред­ства удовлетворения материальных потребностей детей. Мораль­ная педагогическая оценка содержит в себе похвалу или пори­цание, характеризующие действия ребенка с точки зрения их соответствия принятым нормам морали. Результативные педа­гогические оценки относятся к конечному результату деятель­ности, акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось в конечном сче­те, а не то, каким образом это было достигнуто. Процессуальные педагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечному результату деятельности. Здесь обращается внима­ние на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответст­вующего результата. Количественные педагогические оценки со­относятся с объемом выполненной работы, например с числом решенных задач, сделанных упражнений и т.п. Качественные педагогические оценки касаются качества выполненной рабо­ты, точности, аккуратности, тщательности и других аналогич­ных показателей ее совершенства.

Наряду с видами педагогических оценок выделяются спосо­бы стимулирования учебных и воспитательных успехов детей. Главные из них — это внимание, одобрение, выражение при­знания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа и статуса человека. Рассмотрим каждый из пе­речисленных способов стимулирования в отдельности.

Доброжелательное внимание к человеку всегда считалось од­ной из действенных форм его поощрения. Человеку приятно, когда он вызывает к себе повышенный интерес со стороны ок­ружающих людей, особенно значимых для него, когда он поль­зуется вниманием. Такое внимание означает, что его ценят, вы­деляют среди окружающих людей. И, напротив, когда на чело­века не обращают внимание, когда его как бы не замечают, то это вызывает у него неприятное чувство. Педагог, обращающий особое, доброжелательное внимание на ученика, проявляющий к нему искренний, неподдельный интерес, тем самым как бы поощряет его, привлекая к нему внимание и окружающих лю­дей. Дети в свою очередь ценят внимание к себе со стороны взрослых, особенно учителей или воспитателей, стараются до­биться его, прибегая к разного рода приемам, чтобы во что бы то ни стало стать объектом повышенного внимания. Иногда с этой целью дети преднамеренно делают что-то необычное, совер­шают определенные поступки и даже проступки исключитель­но ради того, чтобы привлечь к себе внимание. Оно представ­ляет собой простейший и доступный способ педагогического стимулирования, который часто сочетается с другими, рассмат­риваемыми ниже. Нередко внимание сопровождается одобре­нием, что в свою очередь усиливает его стимулирующую роль.

Одобрение выступает как позитивная оценка того, что сделал или намеревается сделать ребенок. Когда говорят об одобрении, то имеют в виду вербальную или же невербальную пози­тивную оценку действий и поступков человека. Вербальная оценка включает словесные высказывания, содержащие соот­ветствующие оценочные суждения, а невербальная — жесты, мимику и пантомимику, выполняющие аналогичную оценоч­ную роль. Часто вербальные и невербальные способы выраже­ния одобрения сочетаются друг с другом.

Признание представляет собой выделение тех или иных дос­тоинств у оцениваемого лица и их высокую оценку. В отличие от внимания, которое не связано с осознанием того, чем кон­кретно оно вызвано, или одобрения, в котором также особо не подчеркивается предмет оценки, признание определяет его и дает понять оцениваемому лицу, за что конкретно его ценят. Признание вместе с тем выступает как выделение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицо отличается от дру­гих, в том числе и того, кто его характеризует.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количе­ственную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные ус­пехи ученика: абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно срав­нивать их у разных детей.

Поддержка как способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряет конкретные действия ученика, стимули­рует его на повторение или успешное завершение этих дейст­вий. Поддержка может быть предложена в форме сочувствия, морально подкрепляющего ребенка, или содействия, т.е. вы­полнения взрослым таких практических действий, которые спо­собствуют активизации деятельности ребенка. Чаще всего под­держка как средство стимулирования проявляется тогда, когда ребенок нуждается в помощи со стороны.

Награда понимается и воспринимается как способ матери­альной поддержки или оценки действий ребенка. Награда ста­новится стимулом деятельности тогда, когда она заслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному ре­зультату. Если в характере награды не учитывается то или дру­гое, то ее стимулирующая роль снижается.

Следующие способы поощрения — усиление социальной роли, престижа и статуса — являются социально-психологическими средствами стимулирования действий учащихся и воспитанни­ков. Они связаны с повышением авторитета ребенка в глазах окружающих его значимых людей. Роли, которые в жизни ис­полняют дети, обладают различной ценностью и привлекатель­ностью для них. Например, роль лидера обычно высоко ценит­ся среди детей, а роль изгоя, которого никто не любит, не ува­жает и над которым все смеются, является одной из наименее привлекательных. Отведение ребенку более значимой роли среди сверстников и взрослых является действенным средством сти­мулирования, особенно в том возрасте, когда дети претендуют на взрослость, независимость и самостоятельность (например, в подростковом возрасте).

Под престижем понимается степень уважения, признания, которым пользуется ребенок среди значимых для него людей. С помощью ряда психолого-педагогических приемов (некото­рые из них будут обсуждаться в заключительном разделе учеб­ника) можно искусственно повышать или понижать престиж ребенка и тем самым поощрять или наказывать его. Статусом называется действительное положение ребенка в системе меж­личностных отношений (социометрический статус^ например). Он может быть изменен с помощью описанных выше приемов.

Все остальные способы стимулирования представляют собой оценки, даваемые поведению, поступкам, намерениям, дейст­виям, манере поведения, результатам деятельности детей. Тради­ционные школьные отметки выступают как один из этих спосо­бов, причем далеко не достаточный для того, чтобы обеспечить разностороннюю и полноценную мотивацию учения и воспита­ния детей. Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержанию гораздо шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзя ограничиваться только двумя по­следними способами стимулирования.

Наши рекомендации