Воспитание старшеклассников в школе

К концу младшего школьного возраста дети в своем обще­нии с окружающими людьми обычно выходят за пределы круга семьи. Если в дошкольном детстве и в младшем школьном воз­расте ребенок еще практически полностью находится в окруже­нии семьи и двора, то с наступлением подросткового возраста ситуация радикально изменяется. Теперь ребенок большую часть своего времени проводит вне семьи, в школе, на улице, в общении со сверстниками и другими взрослыми людьми за предела­ми места своего жительства. Да и физически находясь дома, он уже фактически (психологически) большей частью уже вне его, размышляя и думая о школьных и других внесемейных делах.

Психологический выход за пределы семьи обычно сопрово­ждается усилением воспитательной роли общения со сверстни­ками и взрослыми, роли самовоспитания, средств массовой ин­формации и культуры в воспитании. Происходит смена соци­альной ситуации развития и внутренней позиции школьника, в результате чего получают ускорение процессы формирования его личности, а учение временно отходит на второй план. Все это естественно и обычно имеет место тогда, когда общение ребенка с окружающими людьми не ограничивается родителя­ми, когда он не замкнут в кругу семьи и имеет возможность для самостоятельного выхода в свет.

Промежуточной инстанцией на пути отдаления от семьи ста­новится для ребенка школа. С одной стороны, она еще чем-то напоминает семью, например тем, что в ней сохраняется отно­шение к подросткам как к детям и предъявляются соответст­вующие требования. Только тогда, когда они переходят в стар­шие классы школы, к ним в семье и школе начинают относить­ся иначе, правила обращения смягчаются и становятся более вольными. Люди, с которыми подростки чаще вступают в об­щение, — это уже чужие люди, и отношения с ними строятся в основном как официальные.

Уточним, какими личностными качествами должны обладать юноши и девушки и что они должны уметь делать по оконча­нии средней школы. Представим и рассмотрим эти качества, исключая способности, о которых уже много говорилось.

Первая и основная группа качеств — это те, которые связа­ны с самообслуживанием в школе и дома. Молодые люди, остав­ляющие школу, должны уметь самостоятельно находить для се­бя работу или устраиваться на учебу, нанимать и оборудовать жилье, если в этом есть необходимость, самостоятельно обес­печивать питание, включая приобретение и приготовление пи­щи, самостоятельно обеспечивать себя одеждой, решать другие личные и деловые проблемы, связанные с устройством жизни, такие, с которыми сравнительно легко справляется социально адаптированный взрослый человек.

Вторая группа качеств касается ориентации в социальной, по­литической, экономической и культурной жизни общества. У каж­дого молодого человека по окончании школы должны сложиться убеждения, мировоззрение, система социальных установок, определяющих отношение человека к миру, к людям, к самому себе. Современные молодые люди должны знать право в таком объеме, чтобы не только самим не нарушать законы, но и помо­гать в этом плане другим. Им должны быть известны элемен­тарные основы экономики, чтобы можно было заняться инди­видуальной предпринимательской деятельностью, начать какое-либо дело, из которого можно извлечь материальную выгоду.

Третья группа личностных качеств относится к нравственной основе личности и ее культуре, и хотя называется нами послед­ней по порядку, но по своему нравственному значению являет­ся первой и главной, характеризующей в целом уровень зрело­сти личности. К окончанию школы у молодых людей должны быть сформированы основные нравственные качества, а в регу­ляции поведения действовать определенные социальные нормы. В целом же уровень морального развития, если его оценивать с позиций уже знакомых нам теорий, должен в этом возрасте со­ответствовать уровню конвенциональной или даже постконвен­циональной морали по Л.Колбергу.

Все эти качества личности необходимо сформировать у детей за годы обучения в школе, и основная воспитательная нагрузка в этом плане приходится на средний и старший школьный воз­раст. Обучение в средних и старших классах охватывает доволь­но значительный период в жизни человека, около 6—7 лет, но по сравнению с масштабностью воспитательных задач, стоя­щих в это время, он кажется не таким уж большим.

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подро­стковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реа­лизованы, необходимо начиная со средних классов школы изме­нять соотношение учебных и воспитательных, личностно и ин­теллектуально развивающих человека задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение — и это нормально, то в средних классах школы и далее время, от­водимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.

Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых должно происходить за счет увеличения времени, отво­димого на личностное развитие. Опыт показывает, что если в системе школьного обучения в старших классах школы по-преж­нему доминирует задача усвоения знаний, а воспитание, пони­маемое как развитие личности, отстает, то это в целом замедляет процесс психологического взросления детей. В результате они к окончанию школы по уровню своего социально-психологическо­го развития на 4—5 лет отстают от своих зарубежных сверстников в наиболее развитых странах мира. Напротив, если в средних и старших классах школы отдается приоритет воспитанию, т.е. ус­коренному личностному развитию детей, то в дальнейшем более быстрыми темпами идет и обучение, интеллектуальное развитие детей. Это происходит потому, что сформировавшиеся личност­ные качества, в частности те, которые перечислены в начале это­го раздела главы, становятся мощным стимулом для дальнейшего совершенствования человека в других видах деятельности.

Важным средством воспитания, связанным с формировани­ем многих полезных личностных качеств, является самообслу­живание. Для того чтобы оно приобрело подлинное воспита­тельное значение, необходимо, чтобы самообслуживание было достаточно полным, т.е. чтобы дети действительно самостоя­тельно решали деловые и личные проблемы. Без специальных знаний в области политики, права и экономики они вряд ли в состоянии в настоящее время это сделать. Следовательно, в про­грамму школьного обучения начиная с пятых-шестых классов необходимо постепенно вводить соответствующие предметы и на практике закреплять знания, полученные учащимися, в их внутришкольных и внешкольных делах.

Основы нравственности и культуры, соответствующие каче­ства личности формируются на занятиях по гуманитарным пред­метам, также закрепляются в практических, в частности благо­творительных, делах. Школьники средних и старших классов в той или иной форме должны заниматься благотворительностью, а школа — включать эти дела в основную программу воспита­тельной работы.

Наши рекомендации